Ангелина Лунёва
Методы изучения импрессивной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс понимания устной речи (импрессивная речь) совершается на психологическом и лингвистическом уровнях с взаимодействием и взаимовлиянием других психических процессов. Помимо уровней структура его имеет такие звенья, какзвукоразличения, объема восприятия, оперативность памяти, перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения и смысла и др.
Публикация «Методы изучения импрессивной речи» размещена в разделах
Понимание речи может быть несформированным (или нарушенным) в результате дефектов в любом звене и на любом уровне. Качественный анализ недостатков должен ответить на ряд ключевых вопросов: каковы причины и механизмы их возникновения, на каком уровне и в каком звене повреждения.
Обследование импрессивной речи (понимания, восприятия) направлено на оценку сформированности фонематического слуха, понимания значения слов, грамматической структуры, объема фразы.
Тест 1. «Инструкции». Состоит в выполнении определенной последовательности вербальных заданий.
Инструкция. Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй. Встань, подойди к двери, вернись сюда.
Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов.
Тест 2. «Понимание обращенной речи». Является обычной беседой на бытовые темы. Задание проводится параллельно с исследованием экспрессивной речи на одном и том же материале диалога.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, вне- контекстные, не связанные с обшей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект, скорее всего, будет связан с дисфункцией височных отделов.
Тест 3. «Понимание предметных слов». Заключается в показывании ребенком объектов, названных экспериментатором. Материалом для проведения тестирования могут быть предметные картинки или окружающие предметы.
Инструкция. Покажи стол, яблоко. Покажи ложку и яблоко и т. д. (сначала называют по одному предмету, затем по два, по три).
Ответ считается правильным в том случае, если адекватно передается значение слова, при этом звуковые замены или искажения произношения, а также случаи, когда слово не верно оформляется грамматически (открытые вместо открывает, не учитываются. Увеличение объема может привести к ошибкам:
1) забывание последующих слов;
2) замена одной картинки другой;
3) отказ;
4) показ неадекватных картинок.
Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины.
Тест 4. «Понимание фраз». Состоит из коротких, простых по грамматической структуре фраз. Индикатором понимания является указание ребенком на картинку, соответствующую фразе.
Инструкция. Покажи картинку, на которой нарисовано; мальчик сидит на стуле, на столе стоят цвет. Что здесь нарисовано? Мальчик входит в дом. Девочка выходит из дома.
Тест 5. «Коррекция семантически неверных предложений». Ребенок слушает предложение, в котором отдельные слова не соответствуют общему смыслу.
Инструкция. Послушай предложения, в них не все слова соответствуют смыслу, и замени их на верные.
Например: Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Мать ставит хлебницу под стол. Вазу с цветами поставили в шкаф.
Задание позволяет определить, в какой степени ребенку удается понять связь значений и установить ее средствами языка.