Получи документы

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы (17 фото)

Ирина Гурова
Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы

Название проекта: «Звуковой ручеёк».

Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы.

Тип проекта: информационно-игровой, групповой.

Срок реализации: долгосрочный: октябрь – май.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники средней группы «Лучики» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МДОУ № 108, родители воспитанников.

Публикация «Информационно-игровой проект „Звуковой ручеёк“ по развитию фонематического восприятия у детей средней группы» размещена в разделах

Педагогическая ценность проекта:

• Комплексная, согласованная работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей по развитию слухового внимания, фонематического восприятия у воспитанников.

• Расширение у детей знаний, представлений о мире звуков. Формирование у детей исследовательских умений, познавательного интереса и любознательности, речевых способностей, коррекция имеющихся нарушений речи.

Перспективы проекта:

• Привлечение внимания педагогов и родителей ДОУ к проблеме развития фонематического слуха у детей.

• Внедрение эффективных методов и приёмов по теме проекта в работу педагогов МДОУ с детьми разных возрастных групп.

Описание проекта

Актуальность

Одним из важных направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие фонетико-фонематической системы.

Многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия ведущее место в комплексном подходе к коррекции нарушений речи.

Важно отметить, что существуют два термина: фонематический слух и фонематическое восприятие. Это понятия близкие, часто взаимозаменяемые в речевом употреблении. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки речи (речевой слух). Фонематическое восприятие – это способность производить умственные операции по звуковому анализу, которые формируются в процессе обучения. Нормальное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для становления всей речевой системы ребенка.

Практический опыт многих авторов подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Так, Ткаченко Т. А. отмечает, что помощью развития только артикуляционной моторики можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Также несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т. п.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом (Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. М. : Гном и Д, 2005, с. 4)

Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи является фонематическое восприятие. (Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 1968, с. 27.)

В рамках работы по теме проекта нами изучен некоторый теоретический и практический материал. Все известные авторы (Каше Г. А., Пожиленко Е. А., Шевченко И. Н., Ткаченко Т. А., Александрова Т. В. и др.) едины во мнении о том, что обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно как можно раньше, так как его недоразвитие является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии – нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии – нарушению процесса чтения. Поэтому поиск наиболее интересных и эффективных способов коррекции фонетико-фонематической стороны речи является оправданным.

Очень важно включить в образовательный материал наиболее эффективные средства, методы и приёмы, которые повышает эффективность логопедической работы по выбранной нами теме.

Таким образом, тема проекта является актуальной. Можно с уверенностью утверждать, что её выбор обусловлен особенностями состояния фонетико-фонематической системы воспитанников средней группы «Сказка». По результатам обследования и наблюдений за детьми в начале учебного года выявлено, что почти все дети имеют нарушения этой стороны речи.

Необходимо обеспечить педагогов и родителей системой работы по организации коррекционно-развивающего процесса, способствующего усвоению детьми необходимых знаний и умений по данной проблеме.

Цель проекта:

создание условий, обеспечивающих развитие слухового внимания и фонематического восприятия у воспитанников средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

• Привлечь внимание детей к звукам окружающего мира. Развивать слуховое внимание и восприятие на материале неречевых звуков.

• Способствовать развитию чувства ритма.

• Развивать умение различать речевые звуки по тембру, громкости, эмоциональной окраске.

• Развивать фонематическое восприятие (согласно программе учителя-логопеда средней группы).

• Способствовать формированию у детей стойкого интереса к совместной игровой деятельности, направленной на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

• Развивать артикуляционную моторику.

• Формировать правильное произношение звуков.

• Развивать познавательный интерес, любознательность, коммуникативные, творческие способности.

• Способствовать развитию всех сторон речи.

• Формировать коммуникативные способности детей.

• Обеспечить родителей и педагогов эффективными способами развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Предполагаемые результаты:

• Повышение интереса детей к совместной игровой деятельности.

• Качественное овладение детьми способностями к различению, дифференциации звуков окружающего мира.

• Максимально возможная компенсация нарушений фонетико-фонематической, и других сторон речи.

• Повышение интереса родителей к проблеме, активное сотрудничество со своими детьми и педагогами группы в ходе реализации проекта, также после его завершения.

• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов группы по проблеме.

Инновация:

• Создание и использование фонетико-фонематических логосказок.

• Применение интерактивных игр для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Предварительная работа

Логопедическая и психолого-педагогическая диагностика (определение состояния всех сторон речи воспитанников и других психических процессов, моторики) – сентябрь-октябрь (по мере поступление воспитанников в группу).

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап (реализуется учителем-логопедом)

• Определение актуальности, постановка цели, задач выбранного проекта.

• Подбор и анализ специальной литературы по теме проекта.

• Подбор, разработка практического материала для реализации основной части проекта (дидактические игры, игрушки, картинки, печатный материал, символы, схемы звуков, графо-моторные упражнения, интерактивные игры, фонетико-фонематические логосказки).

• Адаптация материала для работы с детьми, имеющими тяжёлые двигательные и речевые нарушения.

• Ознакомление воспитателей работника с целью и задачами проекта.

• Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического, психолого-педагогического обследования с рекомендациями.

• Оформление уголка для родителей с консультациями и рекомендациями по темам: «Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков», «Артикуляционная гимнастика», «Как должна развиваться речь ребёнка на пятом году жизни», «Советы родителям по развитию речи детей пятого года жизни».

2. Основной этап (реализуется всеми участниками проекта)

Воспитатели:

• Проведение игр и игровых упражнений для развития слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков по рекомендациям учителя-логопеда: «Послушаем тишину», «Кто тебя позвал?», «Угадай игрушку по звучанию», «Звучащая посудка», «Солнышко и дождик» и др.

• Познавательно-исследовательская, экспериментальная деятельность «В мире звуков».

• Выполнение графических игровых упражнений для закрепления материала занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи (обведение и раскрашивание изученных букв, раскрашивание картинок, имеющих в названии определённый звук и т. д.) по заданию учителя-логопеда.

• Проведение дидактических, развивающих игр со специальным материалом с целью развития фонематического слуха («Поймай звук», «Кто в домике живёт», «Есть ли в слове звук» и др.).

• Включение в коррекционно-педагогический процесс игр, развивающих речевой слух, слуховое внимание по рекомендациям учителя-логопеда («Узнай по голосу», «АУ! – Я здесь! «Ухо-нос-голова», «Слушай, выполняй», «Запомни слова и принеси картинки», выполнение двух-, трёх-ступенчатых инструкций и мн. др.).

Учитель-логопед:

• Включение в индивидуальную и групповую коррекционно-педагогическую деятельность игр с предметами, развивающих слуховое внимание и восприятие на материале неречевых звуков: «Кто тебя позвал?», «Разложи по порядку», «Подбери пару по звучанию», «Занимательные баночки», «Что ты услышал (а, цикл игр «Действуй по сигналу» и др.

• Использование игр и игровых упражнений на развитие чувства ритма: «Матрёшки», «Кто как постучался?», «Движения животных», «Весёлые инструменты», «Передай привет», «Барабанщик», «Танцующие снежинки», «Узнай животное по ритму», выкладывание ритмических рисунков на слух с помощью логопеда, воспроизведение простых ритмов по изображениям (см. методическую разработку «Развитие чувства ритма на невербальном материале…»).

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы
Фото «Звуковой ручеёк»

• Применение игр, развивающих умения различать речевые звуки по тембру, громкости, эмоциональной окраске: «Узнай по голосу», «Улиточка», «Ау! Я здесь!», «Животные и их детёныши», «Назови ласково» и мн. др.

• Использование традиционных и нетрадиционных средств, игровых методов и приёмов для развития фонематического слуха на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематической стороны речи: сюжетная форма проведения деятельности, показ разнообразных символов звуков, игровые упражнения «Поймай звук», «Помоги Совушке (клоуну Алику и другим персонажам) выбрать картинки (игрушки, «Первый звук», «Последний звук», фонетические логосказки, лексико-грамматические игры, насыщенные словами с изучаемым звуком и др.

Информационно-игровой проект  по развитию фонематического восприятия у детей средней группы - фото
Фото №1 Название проекта Звуковой ручеёк

• Проведение на логопедических занятиях игр, развивающих буквенный гнозис: "Найди буквы", «Стеклянная буква» (выкладывание букв из камней Марблс по силуэтному изображению, «Мягкая буква» (выкладывание букв из помпонов, выкладывание букв с помощью счётных палочек, цепочки, цветных ниток, обведение букв по контуру, рисование на песочном световом столе, создание коллажей и др.

Фото №2 Развитие фонематического слуха развитие фонематического восприятия у детей Фото №3 Средняя группа средней группы

• Использование на индивидуальных занятиях на подготовительном этапе при формировании произношения специально разработанных игровых графических игровых заданий для развития фонематического слуха: «Помоги Ладе найти игрушки, имеющие в названии «песенку самолёта» - звук «Л»; «Положи на стол предметы…», «Помоги Соне…», «Помоги Ване…» и др.); а также других разнообразных игр с материалами и без материалов («Выбери картинки», «Кто полетит на самолёте?», «Синий домик», «Кто в домике живёт?», «Звуковая мозаика», «Звуковая дорожка», «Найди в пальчиковом бассейне игрушки и разложи их на два коврика») и мн. др. (материал подбирается в соответствии с коррекционно-развивающими потребностями каждого ребёнка).

Фото №4 Тип проекта информационно игровой групповой Фото №5 Срок реализации долгосрочный октябрь май Фото №6 Участники проекта учитель логопед воспитатели воспитанники средней группы Лучики для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата МДОУ родители воспитанников

• Проведение артикуляционной гимнастики в игровой форме (с использованием сказок, стихотворений, картинного материала).

• Применение ИКТ для решения всех вышеперечисленных задач (программа «Учимся правильно говорить – циклы игр «Неречевые звуки», «Звукоподражания», «Речевые звуки»; развивающие диски «Мерсибо» «Начинаю говорить», «Звуковая карусель»; интерактивные игровые задания на автоматизацию звуков).

Фото №7 Публикация Информационно игровой проект Звуковой ручеёк по развитию фонематического восприятия у детей средней группы размещена в разделах Проекты Фото №8 Расширение у детей знаний представлений о мире звуков Фото №9 Формирование у детей исследовательских умений познавательного интереса и любознательности речевых способностей коррекция имеющихся нарушений речи

• Фонетико-фонематические логосказки (в том числе, интерактивные)

• Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам развития фонетико-фонематической стороны речи воспитанников.

• Показ открытых занятий для родителей по развитию фонематического слуха, формированию произношения (на этапе автоматизации).

Родители:

• Посещение индивидуальных консультаций учителя-логопеда.

• Изучение материалов «Логопедического уголка» по теме.

• Посещение занятий цикла «Педагогическая находка для родителей».

• Посещение открытых занятий по формированию произношения.

• Выполнение вместе с детьми игровых домашних заданий в индивидуальных тетрадях.

Дети:

• Знакомство со свойствами неречевых и речевых звуков в совместной образовательной деятельности, коррекционно-педагогической деятельности, в повседневной жизни, закрепляют полученные знания в разнообразных играх и в ходе выполнения графических заданий.

• Совместно с родителями закрепление изученного материала в домашних условиях.

• Участие в разнообразных играх и упражнениях по теме проекта (как в совместной деятельности, так и самостоятельно).

Перспективы проекта Привлечение внимания педагогов и родителей ДОУ к проблеме развития фонематического слуха у детей Внедрение эффективных методов и приёмов по теме Проектная деятельность проекта в работу педагогов МДОУ с детьми разных возрастных групп Описание проекта Актуальность Одним из важных направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие фонетико фонематической системы Многие исследователи Р

3. Заключительный этап

• Мастер-класс для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия дома».

• Итоговое игровое занятие-викторина «Звуки вокруг нас».

• Создание презентации по теме проекта.

Литература:

- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М. : Издателство «Скрипторий 2003», 2012.

- Бобкова М. Е. Узнавание неречевых звуков. http://logopedmurom.blogspot.com/p/blog-page_61.html.

- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Чтобы чисто говорить, надо… (развитие общеречевых навыков). – СПб. : «Паритет», 2003.

- Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, изд. «Союз», 2000.

- Гурова И. С. Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Логопед, № 7, 2012 г., с 89-95.

- Деюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2009, 2004.

- Краузе Е. Н. Логопедия. – СПб. : Учитель и ученик. КОРОНА принт, 2002.

- Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М. : «Издательство Гном и Д»,

- Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детство-пресс, 1998.

- Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М. : Гном-Пресс, 1999.

- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М. : Гном-Пресс, 1999.

- Шишкова С. Ю. Букварь «Буквограмма». – М. : Издательство АСТ, 2018.

- Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М: Теревинф, 2007.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группыДидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы Хочу предложить Вам пособие на развитие восприятия цвета. Данное пособия изготовила из картонной коробки и стаканчиков из под йогурта.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Информационно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Морковкина неделя»Информационно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Морковкина неделя» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (одна неделя) ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий. ТИП ПРОЕКТА: игровой. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы
Опубликовано: 5 июля 2022 в 19:04
+379Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД