Лучший педагог года

Информационно-исследовательский проект «Невидимые чернила» (4 фото)

Наталья Шифер
Информационно-исследовательский проект «Невидимые чернила»

Тема проекта:

«Невидимые чернила»

Исполнитель проекта: Кирилл Ж., 6,5 лет, воспитанник

МБДОУ «Детский сад «Светлячок»№ 9»

Руководители проекта: Шифер Наталья Николаевна,

Лопатина Екатерина Александровна.

Введение

Мама узнала, что в городе будет проводиться конкурс «Первые шаги в науку» и предложила мне принять участие в этом конкурсе. Так как я будущий первоклассник, я решил, что для меня будет полезно и очень интересно провести какой-нибудь опыт или исследовать что-нибудь.

Публикация «Информационно-исследовательский проект „Невидимые чернила“» размещена в разделах

Я люблю играть в разведчиков и шпионов, шпионить за кем-нибудь, строить различные ловушки. Недавно я научился делать отпечатки пальцев. В своей игре я часто использую различные шпионские штуки, поэтому я интересуюсь различными тайными приемами. Однажды я написал секретное письмо своей подруге Ульяне и передал его через маму. Мама его тоже прочитала. Я очень расстроился, так как это был секрет. Мама сказала, что больше не будет читать мои письма, и рассказала, что можно написать сообщение невидимыми чернилами на бумаге и его никто не увидит, пока не сделает определенные действия с бумагой. Я очень заинтересовался, что это за чернила такие невидимые, где их можно взять и что нужно сделать, чтоб Ульяна смогла прочитать мое послание. Так и появилась тема моего исследования, в котором я решил выяснить, что же такое невидимые чернила? Как их сделать самому? И как ими пользоваться?

Гипотеза исследования: возможно ли изготовление невидимых чернил в домашних условиях?

Цель работы: создание невидимых чернил.

Задачи:

1. Узнать, что такое невидимые чернила;

2. Изучить историю использования невидимых чернил;

3. Познакомиться с рецептами изготовления невидимых чернил;

4. Приготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.

5. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

6. Познакомить с результатами исследований ребят моей группы.

Объект исследования: невидимые чернила.

Предмет исследования: вещества, исчезающие при нанесении на бумагу и проявляющиеся на ней при определенных условиях.

Методы исследования: поиск информации в Интернете и книгах; проведение опытов по изготовлению невидимых чернил.

Что такое невидимые чернила

В первую очередь я обратился к интернету и книгам, чтобы узнать, что такое невидимые чернила.

Невидимые (симпатические) чернила - это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, химический проявитель, ультрафиолетовые или инфракрасные лучи и др.). [5,10]

Используются для того, чтобы скрыть какую-то информацию от посторонних глаз.

История использования невидимых чернил

Невидимые чернила были известны людям еще в древности.

Ещё в I веке н. э. Филон Александрийский описал рецепт симпатических чернил из сока чернильных орешков, для проявления которых требовался раствор железомедной соли. [10] Римский поэт Овидий предлагал использовать молоко в качестве невидимых чернил (проявляется после нагрева). Секрет тайнописи Плиния Старшего заключался в использовании сока растений. [2] Невидимые чернила продолжали использоваться как в средневековье, так и в новейшее время, например, в письмах русских революционеров из тюрем. Секретный текст, написанный молоком между строк внешне безобидного обычного письма, проявлялся при проглаживании бумаги горячим утюгом. Царская охрана знала об этой секретной переписке и успешно её прочитывала. [6]

В период средневековья рецептами простых симпатических чернил широко пользовались для дипломатической переписки. Со времен Первой мировой войны над составами «тайных» чернил изрядно потрудились химики, существенно усовершенствовав и разнообразив их. [6] В состав современных симпатических чернил могут входить как в чистом виде, так и в виде составных частей практически любые вещества — кровь, слюна, соки растений, мыльные растворы, кислоты, основания, соли, соль, сахар, крахмал и т. д. [11] Это зависит только от фантазии и профессионализма химика. Хотя не стоят на месте и те специалисты, которые занимаются способами проявления внешне невидимых записей. Для их обнаружения применяют различные методы с использованием механических, термических, химических и оптических методов, что делает такой способ переписки малоперспективным [8].

Дедушка-Ленин в тюрьме делал чернильницу из хлебного мякиша и писал на волю свои послания молоком. И это не легенда. [12]

А теперь, я решил узнать тайну этих необычных чернил.

Прочитав детские энциклопедии и информацию в Интернете, я узнал, что существуют чернила, которые не оставляют следа на бумаге после их высыхания. Они представляют собой бесцветные или слабоокрашенные растворы. Такие чернила называются симпатическими. Надписи или изображения, сделанные симпатическими чернилами, становятся видимыми (проявляются) только после определенного воздействия. Например, нагревания или воздействия некоторыми растворами – проявителями. А еще я узнал, что все эти растворы и их взаимодействие изучает наука – химия.

Практическое исследование проблемы

1. Рецепты получения невидимых чернил

Как сделать исчезающие чернила? Этот вопрос волновал не одно поколение людей, ведь секреты, которые необходимо скрыть, существовали всегда. Из прочитанных книг и Интернета я узнал, что невидимые чернила широко применялись для тайной переписки.

Для некоторых из них нужны химические вещества, которых у меня нет. Но оказалось, что для приготовления невидимых и исчезающих чернил есть несколько доступных способов, которые легко можно применить дома.

Я решил попробовать. Вот несколько рецептов, с помощью которых каждый ребенок сможет приготовить исчезающие чернила:

Рецепт № 1: Невидимые чернила из лимона – выдавить сок половины

лимона и развести его таким же количеством воды, проявлять воздействием тепла; [8]

Информационно-исследовательский проект «Невидимые чернила»

Рецепт № 2: Невидимые чернила из молока – взять молоко и использовать его в качестве чернил, проявлять воздействием тепла; [1,3,12]

Рецепт № 3: Невидимые чернила из соды – приготовить концентрированный раствор соды – 1 чайная ложка и воды - 1 чайная ложка, все перемещать, использовать в качестве чернил, которые долго сохраняются, проявлять воздействием тепла. [4]

В Интернете я нашел еще множество рецептов изготовления невидимых чернил, но для приготовления в домашних условиях не все подойдут. Поэтому я остановился на самых доступных для домашнего изготовления рецептах.

2. Получение невидимых чернил в домашних условиях.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

Приготовление невидимых чернил из лимона

Для этого нам понадобятся: половинка лимона, стаканчик, кисточка, белый лист бумаги. Выдавим сок из лимона в стакан, добавим такое же количество воды. Обмакнем кисточку в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге. После того, как надпись сделана, ей надо дать высохнуть. [9] Чтобы проявить надпись, надо нагреть листок бумаги, например, прогладить горячим утюгом. Лимонная кислота темнеет при воздействии температуры и таким образом, мои чернила становятся видимыми. Лимонный сок приятно пахнет, не заметен при высыхании, но долго сохнет, проявляется слабо желто-коричневым оттенком букв.

Фото «Невидимые чернила»

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Приготовление невидимых чернил из молока

Налить в стаканчик молоко. Обмакнуть кисточку в молоко и написать ей на листке белой бумаги. Дать молоку высохнуть. От букв не останется ни следа, ни запаха. Затем нагреть бумагу над свечой, и на ней проступит написанное, так как молоко при нагревании изменит цвет. [1,12] Молоко действительно изменило цвет, но цвет надписи оказался не однородным, а свечой пользоваться не очень удобно и безопасно потому, что постоянно боишься, что листок может загореться, гораздо удобнее пользоваться утюгом. Но эксперимент позволил доказать, что надпись проявляется от воздействия любого тепла.

Информационно-исследовательский проект - фото

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

Приготовление невидимых чернил из соды

Необходимо приготовить насыщенный раствор обыкновенной питьевой соды в воде. Эти чернила могут очень долго храниться, не портясь. В этом их преимущество перед способом письма молоком или соками лимона и лука. Для удобства письма этими чернилами лучше всего заправить авторучку. [9] Но я воспользовался, как и в предыдущих рецептах кисточкой. Сразу же за кистью вода испаряется, и на листе бумаги вроде бы ничего нет. Проявляется тайное письмо тоже очень просто: воздействием тепла. При нагревании утюгом проступает темно-коричневый текст. Причем, этот текст оказался самым ярким и однородным из всех предыдущих. Эти невидимые чернила оказались лучшими!

Фото №1 Тема проекта Невидимые чернила Исполнитель проекта Кирилл Ж

Выводы

1. Получить невидимые чернила в домашних условиях можно из легкодоступных в домашнем обиходе веществ. Причем, с этим справится даже ребенок, поскольку мне 6 лет, и я легко с этим справился.

2. Не все виды симпатических (невидимых) чернил можно получить в домашних условиях, в основном только теплочувствительные чернила. Так как их легко проявить в домашних условиях воздействием тепла. Симпатические чернила, для которых нужны химические вещества или химические проявители, можно получить только в специальной химической лаборатории.

3. Проявлять невидимые записи в домашних условиях можно с помощью, свечи, лампы, утюга, но наиболее удобный и безопасный способ - это с помощью утюга.

4. В ходе своего эксперимента я установил, что самыми подходящими самодельными невидимыми чернилами можно считать – чернила из соды. Они легко готовятся, долго храниться, не имеют запаха, высыхают быстрее других чернил, участвующих в эксперименте и абсолютно незаметны на бумаге. Их можно даже заправлять в авторучку, так как они не портятся. И эти чернила проявляются ярче и однороднее других невидимых чернил, которые я получил и исследовал. Таким образом, невидимые чернила из соды - самые лучшие в моем эксперименте.

5. В ходе своей исследовательской работы мы убедились, что эксперимент – это очень увлекательное и интересное занятие.

В ходе своего эксперимента я почувствовал себя не только настоящим исследователем, но и настоящим разведчиком на секретном задании.

6. Результатами своего исследования я поделился с ребятами в детском саду и очень надеюсь, что это их вдохновит на собственные эксперименты.

Литература

1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М. : Просвещение, 1995.

2. Лаврова С. А. Загадки и тайны обычных вещей. – Изд. «Белый город», 2006.

3. Лаврова С. А. Моя первая книга. Занимательная химия для малышей. – Изд. «Белый город», 2009.

4. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М. : Химия, 1994.

5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М. : Эксмо, 2007.

6. www.alhimik.ru

7. http://dryk.info

8. www.kristallikov.net

9. http://www.patlah.ru

10. http://ru.wikipedia.org

11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=93405

http://akak.ru/recipes/8179-kak-sdelat-nevidimyie-chernila

Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Пейте, дети, молоко!» ВидеоИнформационно-исследовательский проект «Пейте, дети, молоко!» Видео ПРИГЛАШАЮ НА ВИРТУАЛЬНУЮ ЭКСКУРСИЮ! Тип проекта: информационно-исследовательский Цель проекта: Сбор информации о молоке,.

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Информационно-исследовательский проект «Мы помним подвиг наших прадедов и дедов» ВидеоИнформационно-исследовательский проект «Мы помним подвиг наших прадедов и дедов» Видео 9 мая 2015 года наша страна отметила 70 – летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Много тяжелых испытаний.

Информационно-исследовательский проект «Повышение урожайности гороха»Информационно-исследовательский проект «Повышение урожайности гороха» Актуальность исследования Горох на огороде – полезное лакомство для детей и взрослых. Значение гороха для жизнедеятельности организма человека.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Информационно-исследовательский проект «Такая разная капуста!» Дружкова М. А. Цель: Создание мотивации у детей подготовительной группы на ЗОЖ с помощью постановки и разрешения проблемы с включением в.

Информационно-творческий проект «8 марта — Международный женский день»Информационно-творческий проект «8 марта — Международный женский день» Вид проекта: Информационно-творческий. Тип проекта: групповой, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель,.

Информационно-творческий проект «Лес, грибы, ягоды»Информационно-творческий проект «Лес, грибы, ягоды» Паспорт проекта: Вид проекта: Информационно – творческий, краткосрочный. Сроки реализации: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей.

Информационно-творческий проект «Этот загадочный Космос» Информационно-творческий проект "Этот загадочный Космос"(Комбинированная группа) Составили: Воспитатели - Филенко Ольга Парамоновна, Воропаева.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-исследовательский проект «Невидимые чернила»
Опубликовано: 21 января 2020 в 20:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД