Получи документы

Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»

Татьяна Хряпина
Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационно-консультативный материал по теме :

«Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»

Что же такое предметно - развивающая среда?

Среда развития ребёнка в детском саду - важный компонент дошкольного образования. Особую роль среда играет в развитии маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности, так как их деятельность зависит от того, как устроена предметно­-пространственная организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, какой их развивающий потенциал и как они расположены.

Публикация «Информационно-консультативный материал „Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ“» размещена в разделах

Основные положения концепции развивающей среды :

а). Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать закреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

б). Опора на личностно­-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Её основные черты таковы : взрослый в общении с детьми придерживается положения: не рядом, не над, а вместе! Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности. Взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности, динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости-закрытости.

8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Самое задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым - это разновысокая мебель.

В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Принцип активности.

Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к активной деятельности.

Особое значение в развитии ребёнка играют предметы-заместители, способствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре.

Развивающие, дидактические и настольно-печатные игры вводят детей в активную познавательную деятельность.

Статичность и подвижность предметного окружения.

Необходимы постоянство и неизменность элементов жилой среды, так как факторы эти обеспечивают ребёнку надёжность и защищённость.

Необходимо заинтересовать детей процессом изготовления игрушек.

Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру, ребёнок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить, какой строительный материал и какие игрушки необходимы для осуществления задуманного.

Подражая тому, что он видит в окружающей его жизни, ребёнок, благодаря своей эмоциональной восприимчивости, создаёт в игре под руководством воспитателя новую жизненную ситуацию, в которой стремите: полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

В процессе игрового общения дети объединяются в игровой коллектив, группу, совместно действующую на основе сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, что обеспечивает одинаковые для каждого ребёнка права на активную роль и творчество.

Игра детей носит целенаправленный характер. Необходимо предоставлять им самостоятельность в постановке цели и её достижении. Важно, чтобы в игре дети фантазировали, строили, творили.

Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.

Принцип комплектования и гибкого (свободного) зонирования.

Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, т. е. создание функциональных «помещений», в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагают в разных пространствах.

И вот о чё м нельзя забывать: все предметы, материалы, периодически обновляемые, располагаются в доступных местах.

Принцип комфортности развивающей среды.

Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в пространственной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, санитарно-гигиеническим нормативам, позволять детям свободно перемещаться в пространстве.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетический организации среды.

Название этого принципа говорит само за себя. Для оформления интерьера можно использовать эстампы, абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основных элементах культуры.

Принцип открытости-закрытости.

Он может быть представлен в нескольких аспектах.

Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы.

Второй аспект -это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях.

Третий -это открытость обществу.

Четвёртый - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я» (использование зеркал, в групповых комнатах развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых, отражающие возрастную динамику.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности.

Остановлюсь подробнее на основных аспектах создания предметно-развивающей среды в контексте к сюжетно-ролевым играм.

Средняя группа.

1 квартал: «Магазин», «Семья», «Автобус», «Больница», «Моряки», «У зубного врача», «Прачечная».

2 квартал: «Детский сад», «Салон красоты», «День рождения», «Мы переходим улицу», «Театр», «Зоопарк», «Кукольный театр», «Столовая».

3 квартал: «Экскурсия в музей», «Детский сад» (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре).

Старший дошкольный возраст.

Сентябрь: «Кондитерская фабрика», «Магазин» (овощной, хлебный, «Поликлиника».

Октябрь: «Транспорт» (сухопутный, водный, воздушный, «Магазин» (кондитерский, промышленный).

Ноябрь: «Путешествие на другие планеты» (в другие города).

Декабрь: «Больница» (разные отделения, «Аптека», «Строительство космодрома»

Январь: «Аэропорт», «Ателье», «Мы артисты».

Февраль: «Цирк, «Мы художники», «Рыболовецкое судно».

Март: «Врач-ветеринар», «Почта-телеграф».

Апрель: «Космические путешествия», «Дискотека», «Газетный киоск»

Май: «Экскурсия в парк», «Экскурсия в лес», «Пикник».

Подготовительная группа.

Сентябрь: «Школа», «Фабрика и магазин игрушек», «Фермеры»

Октябрь-ноябрь: «Библиотека», «Телефонная станция», «Ремонтная мастерская», «Собираемся в путешествие».

Декабрь-январь: «Стадион», «Кинотеатр», «Дом творчества».

Февраль: «Скорая помощь», «Телевидение» (телепередачи).

Март: «Пожарные части МЧС», «Карнавал», «Праздники».

Апрель: «Инопланетяне», «Модельное агентство», «Показ мод»,

«Стоматологическая поликлиника», «Различные путешествия».

Май: «Серия телепередач».

В этих играх проявляется творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин). При этом ребёнок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создаёт желанное будущее (космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты). Как писал Л. С. Выготский, «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка являются знание-действие -общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование её для всестороннего развития личности ребёнка.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 13:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Хряпина (УИ 187147) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД