Ольга Устинова
Информационно-практический проект «Волшебный мир сказок В. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап
Проблема: Может ли писатель быть художником?
Тема: «Волшебный мир сказок В. Сутеева».
Цель: Познакомить с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева; расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки», просмотра мультфильмов; совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразительность, умение анализировать и обобщать.
Публикация «Информационно-практический проект „Волшебный мир сказок В, Сутеева“» размещена в разделах
Сроки: 2 месяца.
Задачи: Развитие духовного потенциала, нравственных качеств, пространственного воображения, памяти, фантазии, творческую самостоятельность, интерес к окружающему миру.
2этап
Сказка учит верить в силу добра и справедливости. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, сказки рассказывают о самом главном : они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, они несут в себе нравственное начало, поэтому воспитательное значение их огромно.
Дошкольный возраст - этап формирования личности. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, выразить своё отношение к ним (кто нравится и почему).
В. Г. Сутеев был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой - рисовать. Известное выражение «Талантливый человек - талантлив во всём», как нельзя лучше относится к В. Г. Сутееву. Каждой сказкой Владимир Григорьевич учит ребят чему-то хорошему, доброму, умному.
В мастерстве изображения животных Сутеевым, присутствуют теплота, душевность, трогательность образов. Хочется сказать об особенном, характерном для Сутеева построении сюжета, характере поведения героев - они постоянно активно общаются и активно действуют. В самом коротком сюжете Сутеева происходят в связи с этим какие-то, часто неожиданные превращения. Как в настоящей сказке - чудо происходит на глазах у зрителя, всё просто, ясно, никаких секретов, никакого обмана, и всё же - явное волшебство.
Три разноцветных котенка вдруг все вместе становятся белыми, потом черными, потом мокрыми, потом снова такими же, как были сначала. Нарисованные сыр и сосиски на глазах у изумленного мышонка превращаются в кошку. Бесполезные вещи в руках сообразительных зверушек превращаются в полезные («Палочка-выручалочка», «Разные колеса»). Персонажи этих детских книжек заняты делом. Они могут что-нибудь строить («Кораблик», или что-нибудь самоотверженно исследовать («Кто сказал «мяу»?»).
Здесь можно наглядно увидеть и мотив, и цель, и действия, и операции. И увидеть, что происходит, если эти элементы сдвигаются, выпадают, пересекаются, не совпадают у разных героев («Капризная кошка»). Эти занимательные сказки дают детям начальные представления об окружающем. Обыкновенная палка у находчивого Ежа становится «палочкой-выручалочкой-наверх- поднималочкой-из беды-вытягалочкой». И всё это наглядно показано в картинках. В его книжках всегда много юмора, помогающего объяснить детям простые жизненные истины.
Играя в игру «Книжный магазин», мы сделали вывод, что только в книгах В. Сутеева автор сам является художником не только своих книг, но и других авторов.
После просмотра сказки «Кот-рыболов» беседовали о чём эта сказка, что хотел сказать автор этой сказкой, чему хотел научить? (жадным, ленивым зверям не досталось рыбы, а ещё рыбу надо удить спокойно, в тишине, тогда и улов будет хороший).
Познакомив детей с новой сказкой В. Г. Сутеева, проведя беседу о прочитанном я предлагала нарисовать понравившийся сюжет из этой сказки. Иллюстрирование относится к предмету композиции. Развивает пространственное воображение, память, фантазию, творческую самостоятельность. Позволяет детям «отойти» от художественных штампов.
В. Сутеев хороший писатель и хороший художник, и он придумывал сказки, в которых учил ребят рисовать. Познакомив детей со сказкой «Мышонок и карандаш», обсудив (Что вы можете сказать о мышонке? Каким оказался Карандаш? Мышонок глупенький, испугался нарисованного кота, а карандаш - умный и находчивый, наказал самоуверенного мышонка, предложила попробовать нарисовать кошку, как учил художник.
По всем прочитанным сказкам детям было предложено нарисовать наиболее понравившихся героев.
После знакомства детей со сказкой В. Сутеева «Петух и краски» предложила раскрасить контур петушка так, как учит В. Сутеев.
Прочитав сказку «Цыплёнок и утёнок», проведя беседу и передав свои впечатления в рисунках, я предложила детям сделать цыплёнка и утёнка из треугольников (дети делали треугольники, а я собирала).
По сказкам «Под грибком» и «Кто сказал мяу» предложила провести игру- инсценировку.
Провели литературную викторину по сказкам В. Г. Сутеева.
3этап
За время работы над проектом были прочитаны сказки из книги «Сказки в картинках». Просмотрены мультфильмы: «Кот-рыболов», «Кораблик», «Разные колёса». Обыграны сказки : «Под грибком», «Кто мяу?». Фотоальбом по театрализованной деятельности (по сказкам «Под грибком» и «Кто сказал мяу?»). Оформили выставку рисунков «Мои любимые сказки В. Сутеева». Выставку совместной работы по сказке «Цыплёнок и утёнок». Провели литературную викторину.
У детей повысилась самооценка, уверенность в себе, умение анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать; воспроизводить содержание знакомых сказок, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности, уметь определять и называть произведения по отрывку.