Получи документы

Информационно-творческий проект «Чудо-азбука» для детей 6–7 лет по обучению грамоте

Оксана Викторовна Мутовина
Информационно-творческий проект «Чудо-азбука» для детей 6–7 лет по обучению грамоте

МБДОУ№171

Образовательный проект

Тема: «ЧУДО – АЗБУКА»

Г. ОРЕНБУРГ

Содержание

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта

3. Цель и задачи образовательного проекта

4. Тип проекта

5. Направления реализации проекта

6. Этапы проекта

7. Планируемые результаты

8. План реализации проекта

9. Оценка результатов деятельности

10Взаимодействие с семьей

11. Заключение

12. Используемая литература

Публикация «Информационно-творческий проект „Чудо-азбука“ для детей 6–7 лет по обучению грамоте» размещена в разделах

Паспорт проекта

Образовательная область: «Познание»

Задача: Формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие наблюдательности, воображения

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область: «Коммуникация»

Задачи: Организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье.

Образовательная область: «Социализация»

Задачи: Подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности (через специальные игры и упражнения; сюжетно-ролевые и театрализованные игры; игры-драматизации).

Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

Задачи: Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта; овладение детьми словесной речью; развитие языковой способности, речевой деятельности.

Образовательная область: «Физкультура»

Задачи: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Образовательная область: «Здоровье»

Задачи: Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка.

База внедрения проекта : подготовительная группа МБДОУ №171

Возраст дошкольников: 6-7 лет

Срок реализации проекта : 1 год

Актуальность проекта

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения : ведь письменная речь формируется на основе устной. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов. Это обеспечивает высокую эффективность речевого развития, успешность последующего систематического изучения курса родного языка и происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, например, в усвоении слияния «согласный и гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо, и ребенок избегает трудной для него деятельности, либо занимается ею со страхом и неудовольствием. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте. Также эти дети входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). Так как неполная коррекция в дошкольном возрасте неизбежно приводит к серьезным трудностям, ошибкам, недочетам, а иногда и полной неспособности овладения письменной речью.

Цель проекта :

Развитие фонематического слуха и обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи.

Задачи проекта :

• Создать положительную мотивацию к изучению букв русского алфавита;

• Развивать познавательный интерес к обучению грамоте;

• Познакомить детей с понятием «звук» и «буква», соотнесение звука и буквы;

• Расширить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках;

• Закрепить графический образ букв русского алфавита;

• Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов;

• Развивать графомоторные навыки, мелкую моторику рук;

• Развивать слоговой анализ и синтез;

• Развивать творческое воображение, мышление;

• Развивать фонематические представления, речевой слух;

• Формировать интерес и потребность в чтении;

• Знакомить с правилами написания сочетаний жи-ши;

• Профилактика нарушений письменной речи;

• Воспитывать активность, общительность, внимательность, чувство взаимопомощи;

• Привлечь родителей к участию в образовательном процессе.

Тип проекта :

информационно – творческий

Продолжительность проекта :

долгосрочный (2012 – 2013 учебный год)

Участники проекта :

Учитель-логопед, воспитатели, воспитанники группы, родители, музыкальный руководитель

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Основные формы, средства и методы реализации:

Реализация проекта осуществляется на основе

игровой деятельности

1. Дидактические игры, творческие задания, беседы.

2. Пальчиковые игры, игры на координацию речи с движением.

3. Чтение и слушание.

4. Развлечения.

5. Досуги.

6. Викторины.

7. Игры-драматизации, театрализованные постановки.

8. Компьютерные игры: «Уроки Мудрой Совы», «Учимся с Логошей»

9. Игры-соревнования.

10. Настольно-печатные игры.

11. Взаимодействие (семья).

Этапы проекта :

Проект осуществлялся в несколько этапов:

• Подготовительный;

• Основной;

• Заключительный.

На подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того были подобраны художественная литература, дидактические игры, направленные на обучение грамоте, музыкальное сопровождение, разработаны необходимые материалы, конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов, составлен план его реализации.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.

На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества «Буквенная клумба». Презентация проекта «Игры с буквами». Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности.

Планируемые результаты проекта :

Дети:

*Развитие у детей познавательного интереса к обучению грамоте;

*Формирование у дошкольников стойкого интереса к родному языку;

*Дети запомнят написание печатных букв русского алфавита, научатся соотносить букву с соответствующим звуком;

* Развитие познавательной активности;

*Развитие связной речи

Педагоги:

* Повышение знаний по данному направлению:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу;

2. Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников)

3. Создание положительного психологического климата между логопедом и воспитателями.

4. Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Родители:

*Проявление интереса к данному вопросу;

*Активное участие в воспитательно-образовательном процессе;

*Готовность и желание помогать в коррекционном процессе;

*Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

*Дальнейшее использование знаний по обучению дошкольников с нарушениями речи грамоте.

Диагностика уровня развития фонематического слуха.

Методика №1.

Цель исследования: выявить наличный уровень восприятия и различения звуков речи у детей, установить контакт с ребенком, получить представление об уровне развития фонематического слуха.

Материал: ребенку предлагается повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.

Инструкция: - Скажи как я: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

Методика №2.

Цель исследования: Проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Материал: А) картинки: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

Б) Раскрыть значение слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

Инструкция: А) Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

Б) Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

Методика №3.

Цель исследования: Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

Материал: Сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

Инструкция: Предложите ребенку повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

Методика №4.

Цель исследования: Осуществление тонкой дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции.

Материал: Сходные звуки: звонкие и глухие, шипящие, свистящие, твёрдые и мягкие, сходные по артикуляции. Приемы:

А) предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки;

Б) буквенный диктант – записать первую букву слов – «труба», «дом», «дуб», «трамвай» (проводится с детьми, знающими буквы).

Инструкция:–Отберите картинки на звук (называется вариант);

- Записать первую букву слов – «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).

Методика №5.

Цель исследования: Выявление недостатков звукобуквенного анализа. Материал: Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа.

Инструкция: А) Придумайте слова, название которых начинается на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

Б) отбирать картинки, название которых начинается на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

В) поиграем в «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.

Методика №6.

Цель исследования: выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.

Материал: Слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.

Инструкция: Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?

Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?

Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?

Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?

Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?

Какое слово короче: «усики» или «усы»?

Методика №7.

Цель исследования: услышать и назвать слово, отличное от остальных.

Материал: Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее.

Инструкция: Поиграем в игру «Назови лишнее слово». Ты должен услышать и назвать другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду) :

Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос

Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Результаты обследования развития фонематического слуха фиксируются в протоколы. Выполнение заданий оценивается по четырехбалльной системе с помощью четырех цифр 0, 1, 2, 3.

0 - это практически полное непонимание задания, выполнение действий, неадекватных инструкции;

1 - задание понимает, но выполнить правильно не может;

2 - принимает задание, выполняет правильно практическую часть (выбрать картинки, однако самостоятельно не могут ответить;

3 - принимает задание, сразу правильно выполняет практическую часть, словесно обосновывает свой выбор логично; может дать вербальный ответ.

Взаимодействие с семьей

В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей направленное на речевое развитие дошкольников. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

При работе с родителями использовались такие формы

работы как:

* Анкетирование родителей «Надо ли заниматься с ребенком дома»

*Индивидуальные беседы

* Консультации: «Развиваем умение различать слова, близкие по звуковому составу», «Анализ звукового состава слова», «Роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте»

*Круглый стол для родителей «Вечер вопросов и ответов «Об очень важном»

*Выставка «Полезные игры»

*Тренинг «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи»

*Оформление информационного стенда : «Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи», «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук»

*Совместное с родителями занятие «Путешествие в Страну гласных звуков»

*Совместный праздник с родителями «Говорилки»

*Вечер «Вопросов и ответов» «Почему важно развивать у дошкольников фонематический слух»

* Мастер-класс: «Как играть с буквами»

* Памятка: «Самые распространенные шибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению»

*Семинар – практикум: «Звуко - буквенный анализ и синтез»

*Семинар – практикум: «Домашняя игротека»

* Тематическая гостиная: «Учим детей правильно произносить и различать буквы»

*Всеобуч «Способы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Заключение

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие игр в преподнесении учебного материала способствовала спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, вызвала интерес к обучению грамоте и развитие фонематического слуха, а значит и лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой у них наблюдается не стабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых (педагогов и родителей, детям с нарушениями речи вполне доступно успешное освоение грамоты и чтения.

Таким образом, внедрение в работу данной проектной деятельности способствует формированию полноценной, гармонично развитой личности.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений, влияющих на развитие фонематического слуха, может представлять интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности.

Используемая литература

1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников»

2. Вакуленко Л. С. «Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи», «Детство-Пресс», 2011

3. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение», Москва, 1991г.

4. Воронова А. Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет», Москва 2010

5. Грищук Л. А. «Школа дошкольников», Панорама 2006

6. Зуева Л. Н., Солошенко О. П. «400 необходимых заданий по обучению грамоте для подготовки к школе», Москва, ЛСТ Астрель, 2005

7. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Игротека речевых игр», «Согласные звонкие и глухие», (Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет, издательство «ГНОМ и Д», 2008

8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Игротека речевых игр», «Согласные твердые и мягкие», (Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет, издательство «ГНОМ и Д», 2008

9. Кочеткова В. «Праздник грамоты», Дошкольное воспитание, 2008 №5

10. Лапп, Фролова Н. Г. «Современный логопедический урок», издательство «Учитель», Волгоград, 2011

11. Лапковская В. П., Володькова «Речевые развлечения в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2009

12. Наумова Э. Д. «Игротека речевых игр», (Игры на развитие навыков звуко-буквенного анализа, издательство ГНОМ и Д, 2007

13. Прохорова Ю. Р. Образовательный проект «Они наши друзья все буквы от а до я», Старший воспитатель №3, 2012

14. Савченко С. Г. «Путешествие в удивительную страну Букварию», Логопед в детском саду №3, 2009

15. Соловьева О. Г. «Логопедический досуг: Путешествие в страну звуков и букв», Логопед в детском саду №1, 2012

15. Ткаченко Т. А. «Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте», Москва, 2000

16. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва, 1983

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возраста Хочется поделиться с вами простым изготовлением пособия «Веселая азбука». За основу взято пособие Н. А. Буренко «Дома и сказки для букв.

Информационно-познавательный творческий проект для детей первой младшей группы «Новый год у ворот!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой.

Информационно-познавательный творческий проект для детей второй младшей группы «Золотые краски осени!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой.

Информационно-творческий проект «Чудо-пластилин» ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ИЗЫСКАТЕЛЬ» Секция: дебют Тема: Чудо-пластилин Автор работ: Мокляк Света Место.

Информационно-творческий проект «Детское кино» Информационно-творческий проект «Детское кино» Постановка проблемы. Детское кино – особый вид искусства, создаваемый для детей и формирующий.

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Рукотворный мир!» Проект «Рукотворный мир" Вид проекта: Групповой. По срокам: Краткосрочный (ноябрь) Тип проекта: Познавательно-творческий. Девиз: «Два мира.

Информационно-творческий проект «Дружба начинается с улыбки» Информационно-творческий проект «Дружба начинается с улыбки» информационная карта проекта Автор проекта: Романова Оксана Александровна.

Информационно-творческий проект «Мои любимые феи»Информационно-творческий проект «Мои любимые феи» Информационно-творческий проект «Мои любимые феи» Цель проекта: изучить сказочный образ фей на примере волшебных сказок. Раскрыть интересные.

Информационно-творческий проект «В мире потешек» Информационно-творческий проект «В мире потешек» Ирина Кирюшкина Описание проекта Программное содержание: Развивать восприятие.

Информационно-творческий проект «Этот загадочный космос». Информационно-творческий проект «Этот загадочный космос»[/b] Подготовили:Сикстель О. В., воспитатель подготовительной, логопедической группы;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-творческий проект «Чудо-азбука» для детей 6–7 лет по обучению грамоте
Опубликовано: 10 января 2017 в 18:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД