МААМ-картинки

Информационно-творческий проект «Сундучок потешек»

Екатерина Блинкова
Информационно-творческий проект «Сундучок потешек»

Информационно-творческий проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение Детский сад № 10 «Сказка»

Информационно – творческий проект

«Сундучок потешек»

2014

Паспорт проекта

МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»

г. Навашино Нижегородской области

1. Полное название проекта : «Сундучок потешек»

2. Авторы проекта : воспитатели группы раннего возраста Блинкова Е. Ю.

Публикация «Информационно-творческий проект „Сундучок потешек“» размещена в разделах

3. Вид, тип, проекта : длительный, групповой, информационно – творческий.

4. Цели проекта :

Цель для педагога: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи).

Цель, поставленная перед детьми: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками.

5. Задачи:

• Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

• Развивать интерес и любовь к фольклору.

• Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.

• Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

6. Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатель, родители.

7. Место проведения: МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»

8. Сроки проведения: с 1 октября по 30 декабря.

9. Виды деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная.

10. Формы реализации проекта :

• Составление тематического перспективного плана.

• Конспекты игр- занятий.

• Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни.

11. Предполагаемые результаты:

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Результат деятельности детей.

Заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощенны, сформированы простейшие КГН.

Этапы работы над проектом :

1 этап: Изучение методической литературы.

2 этап: Подбор фольклорных произведений.

3 этап: Составление тематического перспективного плана.

4 этап: Создание картотеки.

5 этап: Разработать консультации для родителей.

Аннотация.

Кто из нас не помнит эти удивительно нежные слова маминой колыбельной? А сколько ещё стишков и простых детских песенок «родом из детства» хранит наша память? «Коза рогатая», «Гуси-гуси», «Ладушки…». Все эти незатейливые игры, доставляющие огромное удовольствие и малышу и взрослому,- проверенный веками педагогический прием.

Построенные на различных движениях, в которых вовлекается малыш, - раскачивание на руке, подбрасывание на коленках, загибание пальчиков, - игры - потешки (стихи и движения, вид народной игры, забавление ребенка, ещё не говорящего, но уже понимающего речь) развивают двигательные навыки, вестибулярный аппарат, речь и даже мышление ребенка. Вот уж поистине: и забава, и наука… Сочетание ритма движений и рифмы приводит к потрясающему результату! Игры несут в себе огромное количество сведений об окружающем мире – знакомят с повадками животных и птиц, рассказывают о характере людей, объясняют значение слов. Заполняя песенками и играми – потешками день малыша, мы увидим отличный результат, который не заставит себя ждать!

Этапы реализации проекта

1 этап.

Изучение методической литературы.

Наблюдая за эмоциональной реакцией на прочтение детям потешек, я задалась вопросом, что же такое потешка и какова их роль в создании благоприятных условий для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста. С этой целью стала изучать методическую и художественную литературу.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.

В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.

2 этап

Подбор фольклорных произведений.

Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке "ладушки", как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах "на головку сели" - положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.

3 этап

Составление тематического перспективного плана.

Месяц Виды детской деятельности Формы работы

Октябрь Чтение художественной литературы Потешка «Петушок-петушок»

Познавательная «Башенка из двух кубиков для петушка».

«Рассматривание петушка (игрушка)».

«Собери пирамидку для петушка».

Игра «Кто как кричит?»

Ноябрь Чтение художественной литературы Потешки «Киска-киска, киска брысь», «Как у нашего кота»

Познавательная «Дорожка для кошечки».

«Башенка для кошки».

Наблюдение за кошкой.

Игровая «Накормим кошку».

«Покатаем кошку на машине»

Декабрь Чтение художественной литературы Чтение потешек «Ладушки-ладушки», «Баю-бай», «Катя, Катя»

Познавательная «Стол и стул для куклы Кати»

«Укладывание куклы спать»

«Купание куклы»

«Одевание куклы Кати на прогулку»

«Покатаем куклу с горки»

«Катание кукол на машине»

Игровая «Накормим куклу Катю».

«Покатаем куклу Катю на коляске» и т. д.

Коммуникативная Разучивание потешек «Водичка, водичка…», «Ты расти, расти коса», «На моей тарелочке…», «Если хочешь прогуляться…».

В режимных процессах – умывание, одевание, расчесывания и др.

Чтение потешки «Петушок, петушок».

Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, формировать познавательную активность, учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев, расширять знания детей о домашних животных, помочь малышам запомнить потешку, вызвать желание рассказывать её вместе с педагогом.

Материал: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок, угощения для петушка.

Ход.

— Кто поёт «ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

— Петушок.

— Позовё м его: «Петушок, петушок! Иди к нам!» (позови петушка Саша, Паша, Катя)

Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.

Какой петушок: большой или маленький?

— Петушок большой.

— Что у него на голове?

— На голове у петушка гребешок.

— Какой у петушка хвост?

— Хвост у петушка большой, красивый, колесом.

Воспитатель читает потешку :

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

— Как кричит петушок?

— Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать. Дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди.

Дети выполняют игровые действия: поят петушка водичкой, угощают зернышками. Воспитатель читает потешку ещё раз, дети договаривают слова и фразы.

Чтение потешки «Ладушки, ладушки»

Цель: формировать умение слушать образную поэтическую речь, побуждать детей проговаривать потешку вместе с воспитателем, учить детей подражать игровым действиям, формировать ощущение ритма.

Ход.

Воспитатель переодевшись «бабушкой» произносит потешку, делая соответствующие тексту движения руками.

Ладушки, ладушки!

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

—Молочко.

—Кашку поели, молочко попили. Шу-у-у- Полетели!

На головку сели, Петушком запели. Ку-ка-реку!

Затем воспитатель повторяет потешку, играя руками ребенка, поощряет детей, когда они пытаются «подговаривать» текст и воспроизводить игровые движения.

Ладушки, ладушки!

— Где были?.

—У бабушки.

—Что ели?.

—Кашку.

— Что пили?.

—Молочко.

—Кашку поели, молочко попили….

— Шу-у-у -у полетели!

На головку сели, Петушком запели…

—Ку-ка-ре-ку!

—У тебя Ваня (Паша, Лена) есть бабушка?

—А какие у вас бабушки?

—Добрые, красивые, ласковые.

—Давайте, для наших бабушек, испечем пирожки.

Воспитатель поет песню «Я пеку, пеку, пеку…», а дети пекут пирожки и прянички для бабушки (эмитируют движения).

4 этап

Создание картотеки.

Вывод

Результатом моей работы явилось то, что расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.

Потешки помогали наладить эмоциональный контакт. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Публикации по теме:

Социальный проект по улучшению экологической обстановки в микрорайоне «Мой маленький мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 Гнездышко» Срок реализации проекта – 1 год Старшая группа.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-творческий проект «Сундучок потешек»
Опубликовано: 3 июня 2014 в 19:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД