МААМ-картинки

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы»

Елена Сорокина
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги! В этом разделе я предлагаю вам продолжить работу над частью речи, которая называется СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, но расширить это понятие, внеся в обиход три интересных слова – СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ.

Ребенок познает мир. Многое он открывает в первый раз и пытается увиденное и услышанное как-то описать. Но он еще маленький и пока не знает значений многих слов, а потому ошибается. Чтобы избежать ошибок, нужно играть с ребенком в игры, которые помогут ему разобраться в значениях многих слов.

Публикация «Информационный проект „Учимся говорить, понимать, думать“, Раздел „Существительное, Синонимы, антонимы, омонимы“» размещена в разделах

Игровое упражнение «Слова – друзья»

Педагог обращается к детям: «К Зайчику в гости пришел Попугай, как вдруг налетел сильный ветер.

- Ой, какой ураган! – воскликнул Попугай.

- Какой вихрь! – испугался Зайчик.

- Постой, мы называем с тобой разные слова, а говорим про ветер. Как такое может быть? – удивился Попугай.

А Зайчик подумал и сказал :

- Просто ветер, ураган и вихрь – это слова – друзья».

Давайте поможем друзьям подобрать к предложениям такие слова. Например.

Внезапно налетет сильный ветер, … ураган, вихрь.

У собаки в миске всегда лежит …

Ко мне на улице обратился …

Во дворе весело играли …

У духов приятный …

На море начинается …

Добрые дела и чудеса творил …

Меня вылечил …

Носильщик с трудом несет …

Наш пес большой …

Игровое упражнение «Слова – враги»

Педагог предлагает детям продолжить предложение, подбирая нужное по смыслу слово. Например.

В лесу жил маленький КАРЛИК и большой ВЕЛИКАН.

Птицы спят НОЧЬЮ, а поют …

В сказке ДОБРО побеждает …

Для сложения ставлю знак ПЛЮС, для вычитания …

Обидел ВРАГ, поддержал …

Летом ЖАРА, зимою …

Дождик навевает ГРУСТЬ, солнце дарит …

Тепло на ЮГЕ, а холодно на …

В доме выключили СВЕТ, в доме воцарилась …

Игровое упражнение «Слова – близнецы»

Педагог продолжает повествование о Зайчике и Зайчихе: «Ребята! Я недавно была свидетелем диалога наших друзей. Послушайте его внимательно:

- Где КЛЮЧ? – спросила Зайчиха.

- В лесу, - ответил Зайчик.

- Как в лесу? Он же на гвоздике рядом с дверью висел!

- Как родник может висеть на гвоздике?

- Да не родник, а дверной ключ. Где он?

- Я его в ключе потерял, то есть утопил.

… Зайчик и Зайчиха не могли понять друг друга, потому что слова одинаковые, а обозначают разные предметы. Давайте поможем нашим друзьям разобраться и придумаем свои интересные предложения и истории с такими словами. Например.

ОВСЯНКА

У меня в тарелке вкусная овсянка.

Из мешка посыпалась мелкая овсянка.

А в саду на яблоне вновь поет овсянка».

КОСА

Траву косит острая железная коса.

На широкой реченьке песчаная коса.

А у нашей девочки русская коса.

КЛЮЧ

Замок отпирает металлический ключ.

Гайку отвинтит гаечный ключ.

Из земли бьет прозрачный ключ.

А в нотной тетради нарисован скрипичный ключ.

РУЧКА

У моей сестренки пухленькая ручка.

На двери старинная бронзовая ручка.

По бумаге пишет ручка.

И т. д.

Игровое упражнение «Шутки»

Педагог предлагает ребятам ответить на шутливые вопросы. Например.

Какую КОСУ не нужно точить? – песчаную косу.

Из какого КЛЮЧА нельзя набрать воды? - …

Какой КРАН не поднимет даже самый легкий груз? - …

Какой ЛУК нельзя покрошить в салат? - …

На каком КАТКЕ нельзя кататься зимой? - …

Какую КОСУ никогда не заплести? - …

Каких ЛИСИЧЕК не боятся зайцы? - …

Какую ПЛИТКУ нельзя съесть? - …

Какой ЯЗЫК нельзя увидеть? - …

В какой НОРКЕ нельзя укрыться? - …

Какую ЛАСКУ нельзя погладить? - …. И т. д.

Игровое упражнение «Найди лишнее»

Педагог предлагает ребятам внимательно послушать слова и сказать, какое из них лишнее. Обязательно объяснить свой выбор. Например.

Март, май, февраль, апрель.

Снег, лед, листопад, вьюга.

Мороженое, творог, сыр, колбаса.

Книга, сумка, журнал, газета.

Стул, табуретка, кресло, шкаф.

Краски, фломастеры, гуашь, ножницы.

Игровое упражнение «Найди лишнюю букву»

Педагог рассказывает ребятам о том, что в слова закралась лишняя буква. Нужно ее найти и вычеркнуть. Также педагог дает подсказку, что слова будут разбиты по временам года. Например.

Зима: лёрд, смороз, мёлка, фвьюга, метвель, стуржа, кнаст.

Весна: моттепель, сопсулька, гландыш, рухчей, каспель, ледохвод, полдоводье.

Лето: дроса, цвесток, хлес, грииб, радвуга, тулман.

Осень: тучап, дождьи, листорпад, лужма, стадя.

Игровых упражнений из этой серии можно предлагать много. Это и различные виды кроссвордов, вписывание первой или последней буквы, работа со сказками, составление рассказов. Важно желание работать, вдохновение и полет фантазии.

Спасибо за внимание! Удачи всем!

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Учимся понимать время» Занятие проходит с использованием ИКТ. Подготовила: Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ №32 города Воркуты. Цель: Дать представление.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы»
Опубликовано: 15 июля 2020 в 06:05
+318Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорокина (УИ 744900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 123.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД