Еленочка Ивченко
Инновационная деятельность «Методика эффективной социализации Н. П. Гришаевой»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вашему вниманию "Методику эффективной социализации Н. П. Гришаевой", которую я использую в своей работе. Называется она "Ситуация месяца".
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Развитие личности зависит от социальной среды, образа жизни, общения. От того, каковы условия развития в окружающем социуме зависит дальнейшая гражданская позиция ребенка, то есть период детства является первой ступенью в процессе социализации.
Публикация «Инновационная деятельность „Методика эффективной социализации Н, П, Гришаевой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Опыт детства во многом определяет его взрослую жизнь. Не имея навыков социализации, человек может быть робким, замкнутым, неуверенным в себе, с множеством комплексов. Из-за этого чувствовать себя одиноким, никому не нужным. Недаром говорят: Все проблемы из детства.
Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. В ситуациях – проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
«Ситуация месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.
Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является технология «Проблемная педагогическая ситуация» («ППС»). Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших. Технология «Ситуация месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью полученных значимых образцов социального поведения. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца». Каждую «Ситуацию» дети всех возрастных групп проживают в течение месяца. По завершению каждой «Ситуации месяца» проводится заключительный праздник.
В. В. Путин сказал : «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм»
Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте, как мне кажется, является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному городу, семье, прежде всего матери и детскому саду.
Вся система ценностей российского народа должна найти отражение в ФОП в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования.
Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте, как мне кажется, является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному городу, семье, прежде всего матери и детскому саду.
Выходная диагностика в различных формах: «Волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей. Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и в конце «Ситуации», планирует дальнейшую работу по этой теме.
Планирование «Ситуации месяца» составлено в соответствии с календарно –тематическим проектированием в подготовительной группе. Работу по данной технологии я начала с этого учебного года. Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов конкретной группы. Содержание «Ситуации месяца» не выходит за рамки образовательной программы, однако, новации являются в том, что весь материал дается детям в игровой форме. При выборе содержания «Ситуации месяца» приоритет отдается той, что в большей степени отвечает проблемам детей, интересу и готовности воспитателя и понимания значимости родителями.
Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети показывают лишь то, чему они научились. Для детей – это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов – поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.
Технология «Ситуации месяца» предполагает создание проблемной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере с каждым ребенком. Ребенок учится самостоятельно добывать знания в темпе свойственном его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях нравственную позицию, приобретает опыт, познавая себя и окружающих. У родителей возникает интерес к жизни ребенка, после совместной деятельности связано это с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать родителям вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются на групповой рефлексии.