Папки-передвижки

Инновационная деятельность в детском саду

Белишко Оксана Александровна
Инновационная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении.

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Публикация «Инновационная деятельность в детском саду» размещена в разделах

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи;

-развитие индивидуальности воспитанников;

-развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

-повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

-стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

-повышение интеллектуального уровня детей;

-развитие креативности и нестандартности мышления.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

-здоровьесберегающие;

-технологии проектной и исследовательской деятельности;

-информационно-коммуникационные;

-личностно-ориентированные;

-игровые технологии;

-технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

-компьютеры;

-интерактивные доски;

-магнитофоны;

-телевизоры;

-фотоаппаратура и т. п.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности :

-Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

-Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.

-Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.

-Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Таблица: примеры проектов для разных возрастных групп

Возрастная группа Название проекта, автор Цель проекта

Первая младшая «Моя любимая игрушка», Нацевич О.

Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

«Водичка, водичка…», Ерёмина А.

Способствовать формированию экологической культуры детей.

«Наши любимые сказки», Федина М.

Приобщить детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

«Безопасность и дорога», Романченко Н. Сформировать элементарные представления о правилах дорожного движения и безопасном поведении.

«Чудо-грядка», Баландина В. Развивать познавательный интерес детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями.

Вторая младшая «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», Галенко Н. Расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.

«Во лесочек мы пойдём», Гребнева Г. Создать основу для самостоятельной игровой деятельности детей через полученные знания и умения в ходе совместной деятельности.

«Малыши-крепыши», Субботина М.

Дать детям первоначальные представления о здоровом образе жизни.

«Мойдодыр», Нарожная О. Формировать культурно-гигиенические навыки и начальные представления о ценности здоровья.

«В гости к нам пришла весна», Клеба М.

Формировать элементарные представления о весне, сезонных изменениях в природе.

«День рождения куклы Маши», Левицкая Г.

Развивать познавательно-игровую деятельность.

Средняя «Зимние фантазии», Юрочкина Н. Создать совместно с родителями развивающую среду на участке детского сада для активной деятельности дошкольников зимой.

«Зубные помощники», Пильникова М.

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

«Моя семья», Тиссен О.

Формировать у детей понятие семьи.

«Загадочные ниточки», Гнитиенко Т. Развивать речь в занимательной для детей форме.

«Все профессии нужны, все профессии важны», Журавлева О. Познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда.

«Защитники Отечества», Юркевич М. Содействовать формированию у детей представлений о Российской Армии.

Старшая «Читай-ка!», Захарова В.

Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге.

«Я в безопасности», Кумалагова Л. Создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения на дороге в различных дорожно-транспортных ситуациях.

«Моя семья», Онучина Г.

Содействовать возрождению традиций семейного воспитания.

«Каждый имеет право!», Заноздрина С.

Способствовать формированию у детей основ правовых знаний.

«Мой город», Романова О. Создать условия для развития интереса дошкольников к родному городу.

«Чудесные средства общения», Герасимова Е.

Оптимизировать коммуникативные умения и навыки, развивать активную социальную позицию дошкольников.

«Хлеб — всему голова», Алексина Н. Формировать у детей представления о том, что хлеб — это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Подготовительная «Азбука здоровья», Слюсарь Н. Пропагандировать здоровый образ жизни.

«Транспорт», Комолова Н.

Расширить представления детей о видах транспорта как о средствах передвижения.

«По ступенькам к школе», Карпова Л.

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников.

«Осень — чудная пора», Демченко Г. Обогатить и систематизировать представления детей об осени, её дарах.

«Микробы в жизни человека», Мулланурова О. Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов для здоровья человека.

Приучаясь убирать мусор в игрушечный пакет, дети будут становиться аккуратнее и дома

4. Игра в конверте «Чей домик» состоит из карточек с животными и разными видами жилищ. Детям нужно сопоставить их.

Чтобы выполнить задание, нужно сопоставить животное и место его жительства

5. 4 конверта с разными временами года. Требуется разложить карточки с соответствующими приметами в нужный конверт.

6. 4 картинки разных птичек, рядом квадратик с липучкой, на который нужно наклеить карточку с видом еды, которую употребляет каждая птичка.

Каждой птичке нужно подобрать правильную еду

7. Рисунок игры «Пройди по дорожке и не задень цветочки». Приучает к внимательности.

Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта

Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.

Фотогалерея: схемы проведения опытов и экспериментов

После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты

Карточки с понятными изображениями вызовут ещё больший интерес у детей при проведении опыта

Карточка фиксирует продукт, который был угадан по запаху, с закрытыми глазами

Разработка инновационного проекта в детском саду

Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

-выбор направления инновационной работы;

-разработку концепции и программы инновационной деятельности;

-создание условий для реализации инновационного проекта;

-подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.

Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.

Структура инновационного процесса :

1. Анализ и сбор информации.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Технология игрового обучения

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.

Игровые технологии призваны сочетать игру и обучение

Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности :

-двигательные;

-интеллектуальные;

-психологические и т. д.

По характеру педагогического процесса:

-обучающие;

-тренировочные;

-контролирующие;

-познавательные;

-воспитательные;

-развивающие;

-диагностические.

По характеру игровой методики:

-игры с правилами;

-игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;

-игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию:

-музыкальные;

-математические;

-социализирующие;

-логические и т. д.

По игровому оборудованию:

настольные;

компьютерные;

театрализованные;

сюжетно-ролевые;

режиссёрские и т. д.

Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого.

Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе

Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.

Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему здоровью

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:

-контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;

-выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой, закаливания;

-введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;

-проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;

-проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

Анализ инновационной деятельности в ДОУ

По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ педагог проводит анализ проделанной работы и оформляет соответствующую документацию. В отчёте о проделанной работе указываются этапы реализации, кто работал над созданием плана, список группы детей, срок проведения. Пишутся цели занятий, определённые задачи, материалы и оборудование, которые использовались в работе. Указывается эффективность, которая была достигнута.

Анализ проведённой инновационной деятельности помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду»Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду» «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Инновационная деятельность в ДОУ Инновационная деятельность в МБДОУ № 43 «Аленький цветочек» Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду»Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду» В настоящее время, когда по-иному решаются задачи воспитания и образования, непоколебимой остается идея приобщения детей с раннего детства.

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Инновационная деятельность по работе с родителями. Воспитатели МДОУ №9"Теремок" Иванова Д. В. Коротина С. В. В наше время, когда большинство.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,.

Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа)Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа) Театральная игра. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, наиболее сложными.

Занимательная деятельность в детском саду С введение ФГОС ДО изменились требования к проведению образовательной деятельности. Каждому педагогу охота провести такое занятие, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная деятельность в детском саду
Опубликовано: 5 июля 2020 в 13:35
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная деятельность в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Белишко Оксана Александровна (УИ 2359751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД