Папки-передвижки

Инновационная культура современного педагога

Юлия Сазонова
Инновационная культура современного педагога

Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим интеллектуальным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.

Публикация «Инновационная культура современного педагога» размещена в разделах

Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Мировой опыт показывает, что социально-экономическое развитие государства и его конкурентоспособность на внешнем рынке обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды "генерации знаний", эффективной системой образования, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Основными свойствами инновации являются новизна, практическая воплощенность, коммерческая реализуемость. В широком же смысле инновация – синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.

Для осуществления и распространения инноваций необходимо, чтобы современная образовательная система формировалась и развивалась, как глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Сегодня именно с этих позиций мы в первую очередь должны подходить к задачам развития образования, конечно же, не забывая других главных его задач — развития личности, формирования гуманитарных ценностей, воспитания патриота и гражданина.

В XXI столетии сфера образования должна представлять собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Это тот «локомотив социальных реформ», который должен приводить в движение всю страну, задавать скорость и направление для последующего экономического развития России. Именно об этом говорил еще в XIX веке министр народного просвещения А. В. Головнин, утверждая, что сфера образования «должна идти впереди общественного развития и являть другим ведомствам образцы реформаторской деятельности». Об этом же говорится и в современном нам документе - Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" : «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире … Школа является критически важным элементом в этом процессе; новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития и новые учителя - открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» .

Но вот другой вопрос: как может российская система образования, являющаяся достаточно статичной, справиться с ролью такого локомотива, устремленного вперед? Действительно, энергичный импульс уже получен: мощный посыл в виде целого пакета программных и законодательных документов, определяющих образовательную политику на многие годы вперед. С помощью таких документов, как «Закон об образовании», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», задан определенный вектор, формирующий направление комплексного развития всей системы образования.

Однако, в центре любых инновационных процессов образовательного процесса стоит фигура педагога, именно от него зависит будущее России. А педагоги-практики, к сожалению, отмечают, что внедрение инновационных процессов в школы зачастую носит хаотичный и бессистемный характер. Это значит, что обремененный множеством забот, испытывающий перегрузки, среди которых большая доля – психологические, учитель самостоятельно продолжает поиск универсальных технологий, которые кажутся ему более эффективными. Поиск конкретных методик ведётся для решения конкретных задач в конкретный временной период для конкретного класса. Продолжается традиционная эксплуатация учительского энтузиазма. Необходимость отчитываться в инновационной деятельности, быть «на гребне волны» нередко приводит к тому, что такая деятельность существует только на бумаге: хорошо забытые старые истины выдают за новые, придумывают звучные названия, и вот, инновационный продукт готов! Пример тому – серьезная тема в некоторых ДОУ - «Инновации в технологии изготовления песочных куличиков», над которой, используя теоретические выкладки, тщательно и плодотворно работают педагоги. Все эти факторы свидетельствуют об отсутствии у многих педагогов умения и готовности осуществлять инновационную деятельность на профессиональном уровне: отсутствует мастерство новатора, не сформирована соответствующая компетентность, предполагающая наличие у педагога глубоких знаний и опыта в сфере осуществления исследований и нововведений.

О том, что зачастую у современного жителя России (не только у педагогов) отсутствуют ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, говорится и в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Поэтому, быть может, пора ввести и актуализировать такое понятие как «инновационная культура», которую называют стратегическим ресурсом XXI века? Для чего? Для осмысленного отношения к понятию «инновация», к его смыслу и содержанию, для профессионального овладения и грамотного, обоснованного использования инновационного материала.

В социологических словарях под инновационной культурой понимается «устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности». Именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.

Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.

Отметим, что термин «инновационная культура педагога» уже все чаще появляется в статьях, публичных выступлениях и научных диссертациях, как новая, актуальная тема для научного исследования. Исследователи все чаще заявляют о превращении процесса развития инновационной культуры в организованный, упорядоченный процесс с научно-обоснованной базой, определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников. И это естественно, поскольку многообразие инновационных преобразований, проводимых сегодня, требует серьезного научно-методического обеспечения, понимания тенденций инновационных изменений, знания новых технологий и методов обучения, умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Педагог, обладающий инновационной культурой, не только имеет желание, потребность, внутреннюю мотивацию осуществлять инновационную деятельность, но и знает, как рационально, грамотно, с пользой организовать и осуществить на практике такую деятельность. Именно такой педагог может, проанализировав проблематику по актуальным для себя вопросам, заниматься подлинно инновационной деятельностью. Он сможет четко представлять направленность, содержание новшества, уровень своей подготовленности к этому процессу, и осознавать возможные последствия своих изысканий. Возможно, в круг деятельности такого педагога будут вовлечены коллеги, управленческий аппарат. Скорей всего, в зону его педагогического влияния попадут и ученики, которые могут стать полноправными участниками инновационного процесса. Таким образом, ученики у такого наставника-новатора сами будут овладевать навыками инновационной культуры, закладывая базис для непрерывного образования, создавая элитный фонд для последующего развития российского общества. Другими словами, наличие у педагога инновационной культуры должно представлять собой феномен, в котором качественно изменяется характер сотрудничества педагога и учащегося.

Итак, для того, чтобы образование действительно стало определяющим фактором в инновационном развитии страны, той мощной базой, на которой будет базироваться основание будущего процветания России, необходимо формирование инновационной культуры у целого поколения педагогов. Для перехода качества образования на принципиально другой уровень нужны не только новаторы-руководители, но и новаторы-теоретики, новаторы-практики, и, как ни парадоксально, новаторы-ученики. В системе образования предстоит разработать механизм формирования не столько позитивного, сколько конструктивного отношения к нововведениям, как к особо значимой ценности. При этом особое внимание должно быть обращено на инновационную культуру педагога как высшее проявление его творческих, профессиональных и личностных качеств, как индикатор эффективности инновационной деятельности в образовательной сфере

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Инновационная деятельность воспитателя»Фотоотчёт «Инновационная деятельность воспитателя» Направления работы: - здоровьесберегающие технологии. Оздоровительная и воспитательная направленность образовательного процесса в нашем.

Инновационная деятельность в ДОУ. Проект «Экогимнастика» Цель: вызвать у детей желание общаться с природой, посредством осознанного выполнения физических упражнений. Задачи: 1. Развивать у детей.

Инновационная форма работы с родителямиИнновационная форма работы с родителями Родительское собрание с элементами тренинга «В кругу семьи» Целью данного собрания является : воспитание у детей желания и потребность.

Инновационная форма родительского собранияИнновационная форма родительского собрания Родина – это родные вам люди, родной дом, семья, дружба, любовь и добро. Родина начинается с семьи! В семье должно быть взаимопонимание,.

Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев • Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные преодолеть.

Консультация «Культура речи педагога» При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет.

Консультация «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики.

Педагогический семинар-тренинг «Имидж современного педагога ДОУ» Цель нашей встречи: выявить основные качества современного педагога, воспитателя. Проанализировать достаточно ли у каждого из нас качеств,.

Рекомендации для воспитателей «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Существует много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи, и мы остановились на понравившемся афоризме,.

Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей ВВЕДЕНИЕ Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья. В настоящее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационная культура современного педагога
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 21:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД