МААМ-картинки

Инновационная технология «STEP BY STEP» в дошкольных учреждениях

Ахтырская Евгения
Инновационная технология «STEP BY STEP» в дошкольных учреждениях

Е. А. Ахтырская, воспитатель детского сада «Асми».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству на основе международного опыта внедрить в дошкольное образование инновационные и креативные методы обучения. «Модернизация дошкольного образования должна быть продолжена. Я поручаю правительству на основе передового международного опыта внедрить современные методы дошкольного обучения. Они должны быть инновационными и креативными»,- сказал Назарбаев в ходе интерактивной лекции в Назарбаев Университет.

Публикация «Инновационная технология „STEP BY STEP“ в дошкольных учреждениях» размещена в разделах

Реализация стратегических задач в развитии дошкольного образования в Казахстане привнесла большие изменения в систему и способствовала принятию единого для всех уровней Закона об образовании, предусматривающего:

- Демократический характер управления образованием и расширением полномочий образовательных учреждений;

- Развитие национальной модели, обеспечивающий равный доступ к качественному образованию на всех уровнях;

- Использование новых технологий и создание эффективной системы мониторинга и оценки.

Данная направленность требует обеспечения результативного качества обучения и воспитания с самого раннего возраста, вовлечение родителей в планирование, решение задач совместно с педагогами, обучение их умениям и навыками, необходимым в воспитании и образовании детей. Наиболее эффективными являются инновационные и многогранные программы, способствующие укреплению здоровья правильного питания и развитие познавательных, социальных и эмоциональных способностей.

Одной из таких программ, является инновационная программа «Тай-тай» (Step by Step, дающая возможность раскрытия способностей ребенка, участие семьи в деятельности детского сада, помогающая отражать культурные ценности и успешно развивать их. Международная программа «Step by Step» разработана специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий[1].

В настоящее время система дошкольного образования в Казахстане обновляется в демократическом направлении. Делаются попытки внедрить демократическое содержание и демократические методы обучения в систему образования. Как нам известно, демократия в образовании дает детям ощущение своих полномочий. Свобода осуществления осознанного выбора, затрагивающего их повседневную жизнь и будущее, способствует повышению самоуважения и самоуверенности у детей посредством воспитания у них чувства компетентности и независимости.

Сегодня существует очень много инновационных технологий, которые являются средством обучения демократии. Одной из таких инновационных технологий, сочетающей в себе все лучшие традиции мировой педагогики, является программа (технология) «Step by Step». В связи с реформами и демократизацией общества, 28 стран мира внедрили эту новую технологию в дошкольных и начальных классах, ввели спецкурсы в колледжах и институтах для подготовки будущих педагогов с новым мышлением и подходом в образовании детей XXI века [5].

Следует отметить, что миссия программы «Step by Step» - поддерживать и развивать процессы гуманизации и демократизации в образовании посредством использования оригинальной методики, не имеющей аналогов в мире, так как она является квинтэссенцией лучших методик, основанных на теориях Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л. Выготского, М. Монтессори [2].

Включая в себя такие ключевые понятия как, коммуникация, забота, общество, патриотизм, программа ставит перед собой четыре черты:

• Воспитать людей, готовых учиться всю жизнь;

• Создать среду обучения, основанную на взаимном уважении и демократических принципах;

• Обеспечить практические приемы развития и гарантировать его непрерывность;

• Обеспечить приобретение детьми академических, художественных этических и практических знаний, необходимых для жизни в демократическом обществе.

Программа «Step by Step» (технология) не отрицает нашу национальную программу, а лишь обогащает ее новым демократическим подходом, отвечая требованиям нового времени, обеспечивая личностное развитие ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс.

Приобретение внутренней свободы и выработка собственных этических норм, сознательное восприятие собственных чувственных и ценностных представлений, может способствовать развитию личности, так как благодаря выбору дети становятся ответственными и самостоятельными. Твердая приверженность демократическим принципам побуждает детей к составлению и выражению их собственного мнения.

Родители сознательно моделируют такие качества как честность, уважение, открытость и в связи с этим поощряется постоянное стремление к следующему:

• Участие семьи;

• Адекватная развитию образовательная практика, в которой ребенок рассматривается как единое целое;

• Постановка ребенка в центр педагогической деятельности на основе индивидуального подхода.

Гибкая политика Министерства образования и науки обеспечила интеграцию в международное образовательное пространство, приближение национального уровня образования к международным стандартам, совершенствование и обновление образовательного процесса позволило создать сеть общеобразовательных учебных заведений.

Наряду с этим, необходимо выполнять главную задачу образования - развитие личности, любящей свою культуру, уважающей человеческие ценности, любящего свою страну с самого раннего детства – к этому стремимся все мы, к этому стремится весь мир.

Это возможно лишь в том случае, когда все общество будет стремиться участвовать в процессе обновления, изменения подходов в образовании, и инновационная технология «Step by Step», на наш взгляд, является наиболее актуальной и приемлемой, так как предусматривает консолидацию усилий детского сада, школы и сообщества, непосредственное участие родителей в планировании, решении проблем совместно с детским садом.

Важно отметить, что программа «Step by Step» или «Тй-тй» представляет собой методику, ориентированную на ребенка от «0-12 лет» и их родителей, данная программа предлагает детям, родителям и педагогам академический вариант образования, при котором соблюдаются демократические принципы и адекватная практика развития.

Для достижения всего выше сказанного, необходимо, чтобы изменился воспитатель: его взгляды на образование, умение видеть в родителях своих помощников и признание, что именно родители первые учителя и адвокаты своих детей, быть коммуникабельными, демократичным, не быть равнодушным к глобальным переменам, происходящим в мире и в нашей стране, иметь огромное желание сделать мир лучше.

В образовательных учреждениях начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования – личностно-ориентированного подхода к ребенку, к индивиду, как высшей ценности.

Методология программы «Step by Step» вобрала в себя идеи многих представителей гуманистической педагогики, психологии и медицины. Основное кредо образовательно-воспитательной системы программы «Шаг за Шагом» - ее целостность, открытость и постоянное развитие, адаптации к конкретным обстоятельствам, к индивидуальным особенностям детей и воспитывающих взрослых. Для дошкольных образовательных учреждений Республики Казахстан сейчас в равной мере характерны два процесса:

- пересмотр целей и задач работы с детьми, характера отношений с ними;

- открытие осознания гуманистической педагогики открытого общества [3].

Программа «Step by Step»отстаивает право каждого ребенка на индивидуальность – право «быть тем, что он есть», право на уважение.

При опросе коллектива детского сада «Асми», на тему: «Трудности в использовании технологии «Шаг за Шагом» в детском саду» педагоги выделили ряд пунктов:

- какое содержание образования отобрать, как его преподнести, чтобы оно было близко и интересно детям;

- какие детские источники опыта использовать, каким образом это делать, какие новые найти и предложить, чтобы это содержание детям было интересно осваивать;

- как при этом учесть стремление детей, их склонности и интересы;

- как взрослым и детям научиться понимать друг друга, учитывая особый язык детей, особый характер проявления их чувств.

Таким образом, мы считаем, что для реализации поставленных вопросов сотрудникам детского сада и родителям необходимо сообща определить такие способы организации пространства, которые позволили бы создать единое сообщество детей и воспитывающих их взрослых.

Изучение психлолго-педагогической литературы [4], итоги бесед с воспитателями и родителями, позволили нам составить примерный план личностно-ориентированного подхода во взаимодействии взрослого с ребенком (см. Таблицу 1.).

Таблица 1. План личностно-ориентированного подхода во взаимодействии взрослого с ребенком.

Традиционная школа Программа

«Step by Step»

Роль воспитателя и стратегия его работы: Воспитатель – единственный источник информации Воспитатель – путеводитель к знаниям и фасилитатор

Воспитатели транслируют информацию с помощью лекций, учебников и т. п. Воспитатели создают обучающие ситуации, основанные на прямом опыте, социальном общении и исследованиях.

Воспитатель строит опрос вокруг правильных (неправильных) ответов или закрытых вопросов. Воспитатель провоцирует детей на вопросы и развивает их мышление открытыми вопросами.

Воспитатели видят детей как чистые страницы, на которые нужно нанести информацию Воспитатели видят в детях думающих людей, развивающих свои теории об окружающем мире.

Участие семьи: С родителями связываются только тогда, когда у их детей возникают проблемы. Контакт с родителями устанавливается с первого дня обучения, они участвуют в обучении ребёнка.

Родители могут посещать школу в назначенные дни Родители могут посещать школу всегда, когда захотят.

Оценка: Оценивание контролируется воспитателями. К процессу оценивания привлекается ребёнок.

Оценка выражается в отметках. Оценка, ориентированная на прогресс ребёнка.

Оценка основана на конкуренции Оценка рассматривается как индивидуальные достижения.

Таким образом, в процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.

Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребё нком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Инновационная технология «Step by Step» помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучение детей, так как формирует положительный микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой. Таким образом, реализация демократическим принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством использования оригинальных методик, ориентированных на развитии уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Поэтому будущее образования в создании воплощении в жизнь новых программ обучения, дифференцированных для разных групп обучающихся, учитывающих индивидуальные способности и потребности каждой личности.

Список использованной литературы

1. Айджанова Д., Бейсенбаева С., Искакова А., Попова Т., Саймасаева Г. Инновационная технология “ Step by Step” дошкольных учреждениях Казахстана. – Алматы: «Білім», 2000.

2. Бершадский М. Е., В. В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.

3. Айджанова Д., Искакова А. Организация педагогической практики Step by Step в дошкольных учреждениях. – Алматы, 2002.

4. Селевко Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. – Ярославль, 1991.

5. Сайт https://www.kazedu.kz.

Публикации по теме:

Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях «Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях» Будякова Н. Л. Отдавая своих детей в детские сады, все.

Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях. [/h3] План. 1. Планирование работы и его.

Инновационная технология «Клубный час»Инновационная технология «Клубный час» Инновационная технология «Клубный час» В своей деятельности применяю инновационную технологию «Клубный час». Внедрение данной технологии.

Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Введение Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена.

Научно-исследовательская работа «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Тема: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Содержание: Паспорт научно-исследовательской.

Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС В настоящее время большую роль в.

Об актуальности патриотического воспитания в дошкольных учреждениях «Патриотическое воспитание дошкольников» В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.

Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации Реутова О. В., старший преподаватель, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Замашкина А. Е., инструктор.

Основные формы организации трудовой деятельности в дошкольных учреждениях Задачи трудового воспитания в ДОУ. Выделяются следующие задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых;.

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационная технология «STEP BY STEP» в дошкольных учреждениях
Опубликовано: 14 января 2018 в 17:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД