МААМ-картинки

Инновационные и современные технологии детского дизайна в образовательной области «Художественное творчество»

Валентина Иванова
Инновационные и современные технологии детского дизайна в образовательной области «Художественное творчество»

Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все

другие наслаждения не существуют.

Антон Павлович Чехов

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, ландшафтный дизайн, предметный дизайн,выставочный дизайн, дизайн ногтей. Изучением детского дизайна в нашей стране и внедрением его в практику работы дошкольных учреждений занимаются сегодня отдельные педагоги, такие как Г. Н. Пантелеев, Г. Н. Давыдова.

Публикация «Инновационные и современные технологии детского дизайна в образовательной области „Художественное творчество“» размещена в разделах

Почему меня как педагога заинтересовала эта тема?

Во-первых, стала задача повышения профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей средствами детского дизайна.

Во-вторых, меня всегда привлекало рукоделие, стремление выполнить интересную поделку самой и научить этому моих воспитанников.

В-третьих, повысить багаж моих теоретических знаний и практических умений современными нетрадиционными техниками художественного дизайна.

Следует отметить, что работа, проводимая мною по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строится в трех направлениях: с детьми и родителями. Более подробно остановлюсь на своей работе с детьми.

В качестве методического обеспечения в своей работе широко использую книгу автора Г. Н. Пантелеева «Детский дизайн», в которой представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, что особенно ценно для меня, как педагога-практика, а также даны ценные советы и рекомендации по организации детского дизайна в детском саду и дома. При планировании работы с детьми по художественному дизайну мною активно используются следующие пособия и журналы: книга Г. Н. Давыдовой «Детский дизайн», «Поделки из бросового материала», В. Козлиной «Уроки ручного труда», журналы «Я – дизайнер», «Поделки. Мастерим вместе с детьми», «Поделки из природных материалов», «Развивающие игрушки своими руками».

Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности. В нашей группе есть «Полочка красоты», на которой представлены произведения декоративно-прикладного искусства. В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна : различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки, солома и т. д., различный бросовый материал упаковочный картон, пластмасса, проволока, ткань и другие волокнистые материалы. Дизайн-деятельность в своей группе я провожу в форме «творческой мастерской». Дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. Свободно размещаются за общим столом, приветствуется их общение с другими детьми по ходу работы, дети свободно могут перемещаться по мере необходимости, отдавая себе отчет в том, что непременным условием организации по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. Учитывая, что дети могут работать в разном темпе, не требую, чтобы дети закончили работу именно сегодня, договариваясь, что можно отложить ее на завтра, но обязательно довести начатое дело до конца. Так, например, над коллективной работой «Осень в гости к нам пришла» мы трудились в течение недели. На начальном этапе рассматривали картины известных художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана. Беседовали о выразительных средствах, используемых художниками для передачи состояния природы, наблюдали на прогулках и экскурсиях за красотой окружающей природы. Устраивали «Минутки красоты и любования», рассматривали красоту окружающих объектов. Далее приступили к непосредственному изготовлению работы: заполнению контуров рисунка пластилиновые шарики разного цвета. Так появились замечательные, на мой взгляд, работы связанные с временами года: «Осень в гости к нам пришла», «Снегирь на ветке рябины», «Весенняя капель», «Цветы в вазе» и т. д. В этой же технике, используя пластилиновые жгутики, воспитанники моей группы выполняли самостоятельно работы: «Сказочные деревья», «Цветы на клумбе», «У лукоморья дуб зеленый», «Морские жители». Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть «необычное в обычном» я использую на занятиях детского дизайна.

Для дизайнерской деятельности дети собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта: «Дары осени», «Кудрявые деревья», «Весенний лужок», «Наш аквариум». Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал - кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции: «Белая береза», «Рябиновый букет», «Золотая осень», «Любимый сказочный герой», «Сказочный мишутка», дизайн одежды и украшений.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети и родители знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями.

Особое внимание уделяю ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно - ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями. Так дети с удовольствием создавали головные уборы, выполненные по мотивам мордовского, татарского, русского костюмов.

Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды: «Рубашка для папы», «Шляпы, короны, кокошники», «Красивые бусы и браслеты», «Фартук для мамы».

Мои маленькие дизайнеры, активные участники выставок детского творчества : «Овощной калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «День Защитника Отечества», «Весенние букеты», «Моя бабушка», «Любимая воспитательница» и др. Считаю, что одним из существенных условий творческой активности является мотивация задания. Ребенок должен понимать зачем, для чего он выполняет работу. Другим не менее важным условием считаю бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители моих воспитанников. Именно они помогли нам собрать разнообразный материал для детского творчества и оснастить им творческую мастерскую. В рамках взаимодействия с семьей мною организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений. Заметно возросла активность родителей нашей группы в различных конкурсах: дизайн-проекте умывальных комнат «Чистые ладошки», конкурсе готовности участков к летнему оздоровительному периоду «Лето, красное будь со мной!», «Самая оригинальная клумба на участке», конкурсе поделок из пластиковых бутылок «Волшебная бутылочка», «Для умелых ручек нет ненужных штучек».

Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Именно детский дизайн является перспективным направлением художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Ознакомление дошкольников с элементами дизайна Большой потенциал для раскрытия детского творчествазаключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием,изобразительным.

Природа творчестваПрирода творчества Природа творчества Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов Знаете.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные и современные технологии детского дизайна в образовательной области «Художественное творчество»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 17:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД