Папки-передвижки

Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста

Емельянова Ирина Алексеевна
Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста.

Аннотация: В статье раскрываю теоретические, практические и современные подходы к инновационной деятельности социального педагога.

Ключевые слова: инновационные методы, социальный педагог, опыт работы социального педагога, инновации.

Публикация «Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста» размещена в разделах

Развитие инновационных методик – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и в работе социального педагога.

В ФГОС отмечено, что в современных условиях актуальностью социального образования, в том числе и инновационных методов, является их разработка, внедрение в интенсивное развитие социальной сферы деятельности педагога.

Одним из средств такого развития являются инновационные методы, то есть это принципиально новые способы, тенденции, принципы взаимодействия социального работника с людьми, обеспечивающие эффективное достижение результата в психолого-педагогической деятельности.

Создавая и проектируя инновационные методы в работе социального педагога следует ориентироваться на специфику работы, обеспечивая социальное благополучие.

Овладевая инновационными методами, социальный педагог, применяет приемы, действия и способы для взаимосвязной деятельности, которые способствуют накоплению позитивного опыта, а также в практико-ориентированном обучении, способствуют логическим операциям, любознательности, познавательной мотивации познавательных действий, умениям анализировать, делать выводы и умозаключения с помощью инноваций.

Инновационные методы служат целенаправленному изменению, которое привносит новое внедрение (новшество) в работе по созданию, использованию и распространению чего-то нового, неизведанного и до конца, не изученного с целью внедрить новые элементы, улучшить и обновить их.

Внедрение инновационных методов в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Инновационные методы в работе социального педагога позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества, улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Стоит сказать, что социальный педагог - это человек, работающий в той или иной сфере деятельности (школа, интернат, институт, детский сад, образовательные центры и т. д., затрагивающий человеческие факторы с помощью инновационных методов, которые аккуратно корректируют психику людей, помогают им в решении ситуации, преодолении барьеров и стереотипов самих себя с помощью различных теоретических, практических и инновационных методов [6, с. 336].

В фазе использования инновационных методов в работе социального педагога используют следующие этапы:

1. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

2. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

3. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

В структуре инновационной работы социального педагога выделяется и организационно-методическая деятельность, которая является анализом и обобщением в методических секциях, семинарах, тренингах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам.

Поэтому накапливая данные по методам социально-педагогической работы на основе изучения методической литературы и инновационных технологиях мы можем сказать, что оно является пусковым механизмом для будущего инновационного исследования и развития циклов инновационного процесса социального педагога, а именно: зарождение идеи, планирование и моделирование идеи, разработка методов и реализация новшевства [1, с. 123].

Работая в образовательных учреждениях, социальный педагог применяет в профессиональной практической деятельности, подготовленности к работе с детьми, родителями, и другими социальными партнерами компетентность в своем мастерстве и для дальнейшей работы следующие подходы к современной организации обучения.

- личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста и контакта с детьми, студентами, используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

- сущностный подход отражается во взаимодействии социального педагога в направлении развития способностей детей на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

- операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

- профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у школьников и студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;

- акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у детей и студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

- креативно-развивающийся подход формирует у детей, школьников и студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту [2, с. 352].

Главным устойчивым результатом реализации инновационных методов в образовательной деятельности является:

- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение, и распространение передового опыта;

- лидерская позиция социального педагога на рынке образовательных услуг;

- создание позитивного имиджа учебного заведения.

Инновационными методами являются : интерактивные методы обучения, методы проектного обучения и компьютерные методы и технологии.

Интерактивный метод обучения основывается на психологии человеческих взаимоотношений. В нем рассматриваются способы знаний, формирование умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого, как субъектов учебной деятельности.

Предлагаем рассмотреть, как применяется интерактивный метод на практике социального педагога. Это может быть семинар-диспут, учебная дискуссия, дидактическая игра, «мозговой штурм», имитационные тренинги и т. д.

“Семинар – диспут” предполагает коллективное обсуждение какой - либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар - диспут проводиться в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести диалог, обсуждать проблему, анализировать и находить пути решения, данной проблемы, делать выводы, защищать свои взгляды и убеждения, четко и доступно излагать свои мысли.

Далее подробно рассмотрим метод проектного обучения.

К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Методика проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии [4, с. 168].

Теперь рассмотрим инновационные - компьютерные методики обучения в работе социального педагога.

Компьютерные инновационные методики обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому (школьнику, студенту, педагогам и т. д.) посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие методические направления, в которых компьютер является:

• средством для предоставления своего плана, материала с индивидуальной программой для учащихся, социальным педагогом, с целью ознакомления и усвоения материала;

• средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала, подготовленным социальным педагогом согласно перспективному плану (тесты, анкеты, упражнения и т. д.);

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

• средством для проведения экспериментов и деловых игр социального педагога с учащимися (детьми, студентами и т. д.) с целью изучения и взаимодействия друг с другом и социумом в жизни [5, №1 – с. 4].

Также стали доступны новые инновационные методы такие как : видео – конференция, электронный личный дневник социального педагога и психолога, создание своей социальной группы в интернете, введение блога, сайта, дистанционное консультирование, индивидуальная беседа по скайпу и многое другое.

Сайт социального педагога. Создан, специально для социальных педагогов. Автором сайта является группа социальных педагогов, что определяет специфику оформления и наполнения ресурса. Предпочтение отдается практическим вопросам и проблемам, возникающим в профессиональной деятельности социального педагога.

Блог социального педагога, психолога, а именно портал предназначен для социальных педагогов и школьных психологов. Возможно также использование ресурса школьниками и их родителями. На портале присутствуют тесты, опросники, статьи, видео и аудиоматериалы [3,c 134].

Сегодня практически нет, не одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными методами и процессами.

Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации — это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых методов мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева; под ред. Г. М. Андреевой. – Москва: Аспект Пресс, 2019. – 123 с.

2. Гулина, М. А. Психология социальной работы : учебник нового века / М. А. Гулина; под ред. М. А. Гулина. – Санкт – Петербург: «Теория и практика», 2019. – 352 с.

3. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы : учебное пособие для вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов; — Москва: «Открытое общество», 2018. – 134 с.

4. Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования : учеб. пособие для студ. социологического факультета / Ю. А. Крючков; под ред. Ю. А. Крючков. – Москва: Союз, 2020. – 168 с.

5. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы : учеб. пособие для студ. педагогического университета / В. С. Лазарев; под ред. В. С. Лазарев. – Москва: Социальная педагогика, 2020. № 1. - 4 с.

6. Подшивалкина В. И. Социальные технологии : проблемы методологии и практики : учеб. социальные технологии : проблема методологии и практики / В. И. Подшивалкина; под ред. В. И. Подшивалкина. – Волгоград: «Платформа», 2019. – 336 с.

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет. Подготовка к 8 марта с детьми школьного возрастаФотоотчет. Подготовка к 8 марта с детьми школьного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчет подготовки к весеннему, нежному празднику всех женщин - 8 марта. Традиционно наши.

Фрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возрастаФрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.

Плакат «С Днем космонавтики!» Совместное творчество педагога с детьми раннего возрастаПлакат «С Днем космонавтики!» Совместное творчество педагога с детьми раннего возраста «Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе! В настоящем космосе Побывал однажды!» (О. Ахметова) Совместное творчество педагога с.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Совместная творческая деятельность педагога с детьми во второй половине дня. Фотоотчет. Из опыта работыСовместная творческая деятельность педагога с детьми во второй половине дня. Фотоотчет. Из опыта работы Уважаемые гости моей странички!Дорогие друзья! Одной из важных задач, поставленных перед педагогом в реализации вечернего времени, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста
Опубликовано: 15 июня 2020 в 18:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Емельянова Ирина Алексеевна (УИ 545988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД