Ирина Битюкова
Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.
Публикация «Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада» размещена в разделах
Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасности жизнедеятельности;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Основные принципы работы
принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей
Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя след. мероприятия:
Физкультурно-оздоровительные :
НОД (В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.
Цель:
развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;
Развивать способности к поисковой деятельности;
Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;
Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;
Повышать уровень произвольности действий детей;
Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;
Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;
Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.
Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта «Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)
Этапы проекта
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.
10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
прогулка с использованием подвижных игр
утренняя гимнастика
пальчиковая гимнастика
гимнастика для глаз
гимнастика в кроватках после сна (Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: Разминка в постели и самомассаж, Игровые упражнения, Сюжетно-игровая гимнастика, Пробежки по массажным дорожкам.)
дыхательная гимнастика
точечный массаж (упрощённый вариант)
физкультминутки (или динамические паузы)
музыкотерапия (муз. сопровождение режимных моментов; муз. оформление фона НОД)
спортивные праздники и развлечения
тренажёры
плавание
коррекционная гимнастика
дополнительное образование (кружки)
Закаливающие:
прогулки на свежем воздухе
облегчённая одежда на занятиях
босохождение
ходьба по массажным коврикам (Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожки здоровья, изготовленные из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы, что позволяет проводить индивидуальную работу с детьми.)
световоздушные ванны (проветривание помещений;
прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Наличие спортивных площадок позволяет проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по темам : •«Чистота – залог здоровья» •«Полезные советы Айболита» •«Изучаем свой организм» •«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Проводятся тематические недели: •«Хочу всё знать» •«Советы доктора Воды» •«Что я знаю о витаминах» Реализуются летние экологические проекты: •«Путешествие Капельки» •«Мир бабочек» •«Солнце, воздух и вода»)
умывание холодной водой
полоскание рта водой
Социально-психологическое благополучие ребенка:
сказкотерапия
игротерапия
релаксация
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
рефлексотерапия
тренинги
Валеологическое просвещение родителей.
оказание консультативной помощи;
информационные стенды;
выпуск тематических листовок.
Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи.
(Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.)
Вывод: Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей ДОУ.