Лучший педагог года

Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Ирина Битюкова
Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

Публикация «Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада» размещена в разделах

Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

- формировать основы безопасности жизнедеятельности;

- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Основные принципы работы

принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками

принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности

принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя след. мероприятия:

Физкультурно-оздоровительные :

НОД (В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

Цель:

развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Задачи:

Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;

Развивать способности к поисковой деятельности;

Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;

Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;

Повышать уровень произвольности действий детей;

Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;

Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;

Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта «Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)

Этапы проекта

Этапы

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

прогулка с использованием подвижных игр

утренняя гимнастика

пальчиковая гимнастика

гимнастика для глаз

гимнастика в кроватках после сна (Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: Разминка в постели и самомассаж, Игровые упражнения, Сюжетно-игровая гимнастика, Пробежки по массажным дорожкам.)

дыхательная гимнастика

точечный массаж (упрощённый вариант)

физкультминутки (или динамические паузы)

музыкотерапия (муз. сопровождение режимных моментов; муз. оформление фона НОД)

спортивные праздники и развлечения

тренажёры

плавание

коррекционная гимнастика

дополнительное образование (кружки)

Закаливающие:

прогулки на свежем воздухе

облегчённая одежда на занятиях

босохождение

ходьба по массажным коврикам (Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожки здоровья, изготовленные из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы, что позволяет проводить индивидуальную работу с детьми.)

световоздушные ванны (проветривание помещений;

прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Наличие спортивных площадок позволяет проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по темам : •«Чистота – залог здоровья»«Полезные советы Айболита»«Изучаем свой организм»«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Проводятся тематические недели: •«Хочу всё знать»«Советы доктора Воды»«Что я знаю о витаминах» Реализуются летние экологические проекты: •«Путешествие Капельки»«Мир бабочек»«Солнце, воздух и вода»)

умывание холодной водой

полоскание рта водой

Социально-психологическое благополучие ребенка:

сказкотерапия

игротерапия

релаксация

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

рефлексотерапия

тренинги

Валеологическое просвещение родителей.

оказание консультативной помощи;

информационные стенды;

выпуск тематических листовок.

Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи.

(Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.)

Вывод: Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей ДОУ.

Публикации по теме:

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Физическое развитие дошкольников. Проект для детей 2–3 лет «Моё здоровье» Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй. В. А. Сухомлинский Тип проекта: Практико – ориентированный Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада
Опубликовано: 1 июля 2014 в 11:14
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД