МААМ-картинки

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников

Старкова Екатерина
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников

Инновационный педагогический опыт работы

«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать, считать и писать.

Публикация «Инновационный педагогический опыт работы, Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Воспитывать, развивать и обучать детей, помогут и развивающие математические игры. Их можно назвать «спортивным комплексом» для ума, для развития математических способностей ребёнка. Участвуя в игре, дети знакомятся с окружающим их миром, во всём его многообразии, расширяя свой кругозор.

Ребёнок учится воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются во время игр, поэтому приобщение ребёнка к миру игры начинаем с раннего детства. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью тех или иных предметов, окружающих его в повседневной жизни. Задачи расположены в порядке возрастания: от простого, к сложному.

Актуальность педагогического опыта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий, расширять знания детей. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в свою работу я включила развивающие игры и упражнения.

Благодаря развивающим играм, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, также развивающие игры оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка.

Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастёт в радость учения.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме. Игровые методы и приёмы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы дошкольника.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Условия возникновения, становления опыта тесно связаны с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДОО, внедрение инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям.

При организации работы я опиралась на следующие принципы: системности, активности, доступности, рациональности, прочности, гуманизма.

Развивающие игры математического содержания активизируют умственную деятельность, мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения, находить закономерности, разгадывать ребусы, лабиринты и т. д. Для детей так же характерно образное мышление. Оно используется для привлечения внимания ребёнка к развивающим играм. Возбудить интерес к ним. В эти игры можно играть на полу, лёжа, стоя, кому как удобно.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

Детям интересно играть в развивающие математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, не возможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Теоретическая база

В настоящее время благодаря усилиям учёных и практиков, создана и успешно функционирует, совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Изучение психолого – педагогической и методической литературы передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации развивающих игр в детском саду.

Вопросы, связанные с организацией и методикой развивающих игр, широко представлены в работах отечественных педагогов и учёных.

При разработке системы развивающих игр я познакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей, как А. П. Усовой, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы.

А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др. особо подчеркивают общеразвивающий характер данных игр, его влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования развивающих игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребёнка, его латентные возможности, необходимо в развивающих играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций.

В ходе работы над данной темой, была задействована следующая литература:

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.

2. Богуславская М., Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». - М. : Просвещение, 1994.

3. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : Хрестоматия. – СПб., 1994, 4.III/

4. Давайте поиграем! / Под редакцией А. А. Столяра. – М., 2004.

5. Данилова В. В. и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.

6. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.

7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. – 2002.

8. Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком – М, 1990.

10. Метлина Л. С. Математика в детском саду : Пособие. - М. : Просвещение,1994. – 256с.

11. Сербина Е. А. Математика для малышей. – М, 1992.

12. Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук. – Ульяновск: 1996. – 290 с.

13. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.

14. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1976.

15. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.

16. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Успешное развитие ребёнка осуществляется через усвоение, овладения основными формами:

- логические;

- наглядно – образные;

- наглядно – действенные.

К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законом логики. Формирование и развитие логических структур, мышление должно осуществляться своевременно.

Основная форма мышления дошкольников – наглядно – образное восприятие, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии с различными предметами и игрушками.

В процессе формирования математических представлений используются разнообразные методы: практические, наглядные, игровые, моделирование. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются :

- практическая деятельность детей с предметами или их заменителями (рисунками, моделями и т. д.);

- широкое использование дидактического материала;

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

- навыки счёта, вычисления, измерения и рассуждений;

- использование математических представлений в практической деятельности, игре, труде и других видах деятельности.

Наглядный метод не является самостоятельным в формировании элементарных математических представлений. Наглядным методом обучения является: показ, беседа, рассматривание, дидактические игры и упражнения.

Моделирование – является наглядно практическим приё мом в процесс обучения умственных действий: классификация, обобщение, анализ, которое способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

Игровой метод при формировании элементарных математических представлений выступает как метод обучения. В игровом методе широко используются разнообразные развивающие игры (предметные, настольно-печатные и др.) и являются эффективным способом при формировании математических представлений во всех возрастных группах.

Каждый её компонент способствует формированию у ребёнка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов, новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Мною была составлена картотека развивающих игр по формированию элементарных математических представлений, в неё вошли игры на внимание, на развитие логического мышления, понятия и воображения.

Математические игры и упражнения в кругу семьи: «Подбери колёса к вагончикам», «Назови похожий предмет», «Собери бусы», «Составь картинку», «Собери цветок», «Что стоит у нас в квартире».

Для старших дошкольников : «Сравни число», «Найди соответствие примерам», «Дни недели», «Кто знает, пусть дальше считает».

Задачи: «Составление предметов по картинкам», «Преобразование фигуры», «Геометрические примеры».

Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку».

Также в моей копилке много развивающих игр сделанных своими руками:

- Головоломки из спичек.

- Игры со счётными палочками.

- Связанные горошинки на кнопках.

- Связанные шашки.

- логические («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Обезьянка», «Что лишнее», «Загадки в картинках», «Четвёртый лишний», «Цветные резиночки», «Разноцветный коврик»).

Большая ценность развивающих игр, в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат развитию и воспитанию детей. Благодаря использованию развивающих игр на занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

С помощью развивающих игр индивидуализируется работа на занятиях, все занятия даются посильно каждому ребёнку с учётом его умственных возможностей. В коллективных играх, формируется качество личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности. Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, чем те, которые представлены обычными упражнениями. Занимательный материал не только увлекает детей, но и способствует совершенствованию наблюдательности, памяти, мышления и речи.

Анализ результативности

Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребёнка - дошкольника. Для обследования уровня развития математических представлений детей моей группы, до начала работы по данной теме и после, использовались следующие методы педагогического анализа :

- анализ деятельности детей во время образовательной деятельности;

- анализ деятельности детей в процессе развивающих игр;

- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

В ходе данного педагогического анализа было выявлено, что:

- до – 68%, после - 72% детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.

- до – 54%, после - 62% детей знают порядковый счет.

- до -58%, после- 66% -знают геометрические фигуры и их признаки.

-до-65%, после- 85% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу, или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

-до59%, после -73% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

-до 40%, после - 52% детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко.

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 52% детей.

- до 62%, после-70% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

-до 48%, после - 60% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.

-до 40%, после - 59% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

У 54% детей сформированы пространственно-временные представления.

-до 50%, после 62% могут определить нахождение предметов по отношению к себе : правее, ниже, между и т. д.

-до 48%, после 65% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Во-первых, неумение детей взаимодействовать в окружающем социуме;

во-вторых, возникали трудности при создании развивающей среды для современного ребёнка – дошкольника; в-третьих, недостаточное понимание проблемы родителями воспитанников.

Ещё трудности и проблемы при использовании данного опыта состоят в том, что необходимо было не только разработать картотеку развивающих игр и упражнений, а так же изготовить сами игры. Необходимо, чтобы сам педагог владел хорошими знаниями и умениями в области развивающих игр.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Опытом моей работы могут воспользоваться воспитатели ДОО города при проведении НОД; в свободной деятельности. Обобщение и распространение данного педагогического инновационного опыта проводится через педагогические советы ДОУ, открытые просмотры в локальной сети ДОУ, размещение публикации в сети Интернет.

Надеюсь, что опыт моей работы вызовет интерес у начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников» И в десять лет, и в семь, и в пять, Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий.

Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Представление педагогического опыта Репиной Ирины Владимировны музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский.

План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» План работы по самообразованию на 2017-2018 г. Дата Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Разработка и оформление дидактических.

Презентация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников.Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №303 г. Уфа Республика Башкортостан Использование развивающих.

Инновационный педагогический опыт по нравственному воспитанию дошкольников 2 слайд Вот мои детки! И за кадром еще 25 ребят. Они пришли в детский сад такими несмелыми, неумелыми. Какими они вырастут? Как сформировать.

План по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний» (средняя группа) МДОУ «Детский сад № 95» Ленинский район, г. Саратов Перспективный план по самообразованию Тема: «Использование развивающих игр.

Семинар «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у дошкольников» Слайд 1 Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Инновационный педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи детей» Инновационный педагогический опыт : «Роль художественной литературы в развитии речи детей». воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад.

Опыт работы на тему «Использование фольклорных произведений в речевом развитии дошкольников» Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 9 июля 2018 в 11:50
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД