Татьяна Балаева
Инновационный проект
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
«Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Атемарский
детский сад «Теремок»
Балаева Т. Е.
Актуальность.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Публикация «Инновационный проект» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Важными условиями реализации целей и задач патриотического воспитания является признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.
Специфика патриотического воспитания определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является целостность процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
В настоящее время всё большее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.
С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве, для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребёнка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личности.
Данная проблема позволила определить тему исследования – формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: система воспитательной работы.
Предмет исследования: педагогические проекты.
Исходя из этого, я поставила перед собой следующие цели:
1) Развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
2) Формирование у детей активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни; черт человека, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
3) Воспитание в растущем человеке любви к родной земле; любовь и уважение к родному дому, родной улице, селу; чувства гордости за достижения страны, за мужество воинов.
Гипотеза. Если в процессе становления гражданско-патриотической позиции у дошкольников будет осуществляться комплекс мер, дифференцированный подход, мониторинг, то это приведёт к формированию гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Из целей поставленных мной, я выделила задачи не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Умственное воспитание.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей дошкольников. Принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, то есть уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Эстетическое воспитание.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Физическое воспитание.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Трудовое воспитание.
Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, я, прежде всего, изучила природные, культурные, социальные и экономические особенности края; продумала, о чём буду рассказывать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, чтобы доступно показать связь родного села со всей страной.
Также, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников я использую следующие методы:
1. Целевые прогулки.
2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь селян, изменения в облике села, района, улицы и т. п.);
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
4. Беседы с детьми о Саранске, о родном селе;
5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
7. Привлечение детей посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция-самый сильный фактор воспитания).
Для развития патриотического воспитания мной применялись следующие формы работы с детьми:
- тематические занятия;
- встречи с интересными людьми;
- выставки творческих работ;
- экскурсии;
- театрализованная деятельность;
- беседа;
- игра;
- праздники для воспитанников детского сада, для ветеранов, совместные праздники
Степенью новизны проекта является внедрение модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным требованиям:
1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
2. Использование регионального компонента.
3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.
Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-концепции при соблюдении основного принципа культуросообразности, т. е. воспитание должно основываться на культурно-исторических, национальных традициях своей малой родины, региона, где родился человек.
Теоретической базой наряду с комплексной программой «Детство» для разработки проекта использовались следующие методические разработки и современные технологии:
1. Жариков А. Д. Растите детей патриотами.
2. Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт. -сост. Е. Ю. Александрова и др.
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности/под ред. А. А. Остапца и др.
5. Царенко Л. Родина наша – колыбель героев.
Ожидаемый результат к концу реализации проекта:
- сформированность патриотических чувств в процессе реализации данных целей;
- приобщение детей к истокам народной культуры;
- способность выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам, на основе выработанных ценностей умение сопереживать, оказывать посильную помощь;
- применение полученных знаний в добрых делах на благо Родины.
Длительность работы над опытом – 5 лет.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-6 лет
План реализации образовательного проекта
I этап – аналитико-прогностический (подготовительный)
Подготовительные мероприятия
1. Изучение теоретической части вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития детей 4-6 лет.
4. Разработка перспективного плана.
5. Создание соответствующей предметно-развивающей среды:1-2 год обучения
II этап – рабочий (внедренческий):
1блок – работа с детьми
*Блок "Здравствуй, это Я":3-5 год обучения по проекту.
- помочь ребёнку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- понять собственную значимость в сердцах своих родителей;
- увидеть ребёнка глазами его родителей.
1. Хороводная игра: «Ты, скорее, Таня, спрячь…», «Узнай по голосу».
Досуг «Именины».
Занятие «Праздник имени». (средняя группа);
2. Занятие «Наши имена».
Проект «Моё имя». (старшая группа);
3. Дидактическое упражнение «Я и вселенная», «Составь собственный герб».
(подготовительная группа)
*Блок «Вместе дружная семья»: 3-5 год обучения по проекту.
- помочь понять ребёнку связь времён, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.
1. Занятия по ознакомлению с составом семьи.
Оформление семейного альбома.
Дидактическое упражнение «Построй семью».
Создание уголка уединения с семейными фотографиями.
Празднование дня рождения детского сада. (средняя группа);
2. Проекты «Моя семья», «Семейные традиции: досуг, коллекции».
Фотоальбом «Один день в нашей семье».
Обмен информацией между родителями. (старшая группа);
3. Занятие «Дружная семья».
Проект: «Семейные традиции».
Посещение выставок, музея (подготовительная группа).
*Блок «Моя малая родина»: 3-5 год обучения по проекту.
- воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт;
- дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах;
- вызвать интерес к жизни наших земляков;
- знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного села;
- знакомство с видами устного народного творчества, прикладного искусства.
1. Занятия «Наше село», «Наш славный район», «В гости к бабушке Арине».
Досуг «Ярморочное представление». (средняя группа);
2. Тематическое занятие «Устное народное творчество».
«Пасхальное развлечение». (старшая группа);
3. «Сундучок бабушки Арины» (развитие интереса к прикладному искус-ству).
Осенний праздник (подготовительная группа).
*Блок «Широка страна моя родная»: 3-5 год обучения
- ознакомление с государственной символикой России;
- дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство;
- дать представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха и др.)
1. Досуг «Осеннее путешествие по родной стране», «Масленица».
Вечер народных игр «Венок дружбы». (средняя группа);
2. Тематическая беседа «В единстве наша сила».
«Праздник защитников Отечества».
Проект «Дедушкина медаль». (старшая группа);
3. Занятия «Герб», «Москва-столица России», «Россия на карте мира», «Как начиналось русское государство».
Проект «Звезда героя».
Праздник «Этот День Победы…».
(подготовительная группа).
2 блок – работа с родителями
Предварительная работа.
Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Анкетирование, беседы.
В течение всего периода.
Повышение педагогической культуры родителей.
Обогащение родительского опыта по формированию патриотических чувств детей.
Консультации и беседы.
В течение всего периода.
«Успехи детей».
Показ достижений детей.
«День открытых дверей»- 2 раза в год;
тематические утренники-в течение всего периода.
3 блок – работа с педагогами.
*Выступления на педагогическом совете.
Повышение общей культуры педагогического коллектива.
Доклады, презентации.
В течение всего периода.
*Выступления на РМО, конференции в МРИО, публикации.
Обобщение опыта работы.
Доклады.
В течение всего периода.
III этап – коррекционный:
Анализ и корректировка. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
В конце каждого учебного года.
IV этап – обобщающий:
1. Разработка методических рекомендаций для средней, старшей, подготовительной групп;
2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материала к печати. Выявление условий, лежащих в основе формирования гражданственности и патриотизма у детей. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
В конце каждого учебного года.
Выводы: результаты диагностики показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:
1. Дети стали более ответственными.
2. Проявилась способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.
Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. В дальнейшем я планирую и дальше продолжить работу по формированию гражданско-патриотической позиции у детей. Ведь чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.
Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.