Получи документы

Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников

Анна Филимонова
Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников

Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников

Важной задачей современной системы образования является выявление способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение применять информационные технологии, обучение в течение целой жизни.

Публикация «Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников» размещена в разделах

Уже в дошкольном возрасте математическое образование способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира.

В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, в том числе развитие математических способностей.

При всем различии мнений о понятии «математические способности» исследователи выделяют такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка как :

• гибкость мышления, т. е. не шаблонность, неординарность,

• умение варьировать способы решения познавательной проблемы,

• легкость перехода от одного пути решения к другому,

• умение выходить за пределы привычного способа деятельности,

• умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Важным условием развития математических способностей у дошкольников является интеграция образовательных областей.

Интеграция (от лат integratio – соединение, восстановление) представляет объединение каких-либо элементов (частей) в целое и процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого.

Мы выделили несколько видов интеграции : межпредметная интеграция междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру. О. В. Дыбина выделяет двух уровневую интеграцию : интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) и интеграция образовательных областей.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей, объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями, и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения.

Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области.

Важными педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются :

- продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;

- рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;

- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Таким образом, в основе возможности интеграции развития математических способностей дошкольников с другими направлениями развития лежат следующие идеи:

• В раннем и дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания (формировании обследовательских действий, накопления опыта разнообразных ощущений и развития восприятия).

Математические представления и умения являются своеобразным «инструментарием» (средствами и способами познания, необходимым для освоения мира и действования в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т. п.).

Интеграция математического содержания с другими разделами программы:

- обеспечивает возможность переноса, осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия,

- расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы,

- делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.

В педагогическом исследовании предполагаем, что формирование и развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции основных направлений (познавательного, речевого и физического) будет эффективным при осуществлении следующих условий :

- наилучшее совмещение практических, словесных и наглядных методов бучения для работы мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям;

- решение в целом оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в богатой предметно-пространственной развивающей среде;

- взаимная работа со всеми субъектами образовательного процесса (педагоги - дети - родители).

А. А. Нимирич определил информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Принципы занятий с применением ИКТ:

1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;

3) интерактивность, диалоговый характер обучения;

4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки. К преимуществам использования ИКТ относятся:

- индивидуализация обучения;

- интенсификация самостоятельной работы детей;

- рост объема выполненных заданий;

- расширение информационных потоков при использовании Интернет;

- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.

К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:

- недостаточно времени для подготовки к ООД;

- недостаточная компьютерная грамотность педагога;

- сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;

- в расписании не предусмотрено использование Интернет;

- при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т. д.

Несмотря на существующие недостатки, ИКТ обладают значительными преимуществами, и сегодня использование компьютерных технологий становится все более востребованным и дошкольном учреждении.

Итак, информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Одной из этих технологий является мультимедийная технология.

В соответствии с концепцией А. Л. Семенова в образовании, в т. ч. и в дошкольном, могут использоваться разнообразные средства ИКТ. Представим их краткую характеристику.

1. Аппаратные средства:

- компьютер - универсальное устройство обработки информации;

- принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию;

- проектор - повышает уровень применения наглядности в работе педагога;

- телекоммуникационный блок - обеспечивает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение,

- устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь;

- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира;

- устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на обработку данных;

- управляемые компьютером устройства;

- аудио - видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

2. Программные средства:

- общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации;

- источники информации;

- виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты;

- тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами;

- тестовые среды - позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания;

- комплексные обучающие пакеты (электронные учебники);

- информационные системы управления.

Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. ИКТ в дошкольном образовании обеспечивают личностно-ориентированный подход, увеличивают объём материала, который может многократно, повторяться и с каждым разом подаваться в новой форме. Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей. Компьютерные программы, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.

Все эти возможности ИКТ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:

- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;

- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;

- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.

Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ может использоваться на разных этапах организации ООД в дошкольном учреждении. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются в практике работы образовательных учреждений.

Использование в системе работы современных технологий математического развития будет способствовать гармоничному развитию дошкольников в среде ДОУ.

Библиографический список

1. Горячев А. В. Информатика для дошкольников : новое как хорошо систематизированное старое [Текст] / А. В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. - 2000. - №2. - С. 36 - 41.

2. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. - М. : «Академия», 2008. - 256 с.

4. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Михайлова, А. М, Вербенец, Е. Б. Носова и др. - СПб. : Детство - Пресс, 2008. - 392 с.

5. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста : учебное пособие / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 384 с.

6. Пундик, И. Я. Современные подходы к математическому развитию дошкольников [Текст] / И. Я. Пундик // Современные проблемы дошкольного и начального образования : Материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004.

7. Солоневичева М. Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях : Методическое пособие [Текст] - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. - 88 с.

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Интеграция образовательных областей на тему: «Путешествие к звёздам» подготовительная группа Цель: Обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы, представления их о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Головоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольниковГоловоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Обучающая и развивающая дидактическая игра для развития математических способностей «Умный слоник»Обучающая и развивающая дидактическая игра для развития математических способностей «Умный слоник» Хочу предложить Вашему вниманию обучающую и развивающую дидактическую игру «Умный слоник», которая решает целый ряд задач:1. Развитие координации.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников
Опубликовано: 14 октября 2020 в 10:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД