МААМ-картинки

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе

Анна Романова
Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе компенсирующей направленности (старший и подготовительный возраст

).

[/b]В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в логопедической группе приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе.

Публикация «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе» размещена в разделах

Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

На интегрированных занятиях решаются следующие задачи:

Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); помочь детям применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.

Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде. Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. [2]

На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, театрализованные игры и игры-драматизации и т. п.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия [2].

Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них.

Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.

При подготовке интегрированного занятия логопеду следует четко выполнять следующие действия:

— определить тему и цель занятия;

— обозначить основные этапы занятия, сформулировать задачи каждого этапа совместно со специалистами, обеспечив взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, а также интеграцию образовательных областей ;

— включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения;

— предусмотреть на всех этапах занятия использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям;

— при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности;

— определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать на занятии, и распечатать его для всех участвующих в занятии специалистов, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

— отобрать уже отработанные с детьми грамматические конструкции, организовав таким образом речевую практику, в которой закрепляются лексические и грамматические значения;

— обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

— включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключить к этому всех участвующих в занятии специалистов;

— привлечь каждого ребенка к участию в диалогах.

Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи.

Занятие строится так, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости [1].

В нашем детском саду мы ввели в практику проведение интегрированных занятий логопеда и воспитателя НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (осенью и весной). Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на таких интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

• Предотвращение перегрузки детей.

• Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания материала детьми, индивидуального темпа.

• Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.

• Максимальное нахождение детей на свежем воздухе

• Применение детьми полученных знаний и умения на практике

Такие занятия дают возможность КАЖДОМУ ребенку стать участником образовательного процесса. Каждое занятие на свежем воздухе – это путешествие, театрализация, помощь герою в преодолении трудностей, что вызывает у детей неподдельный устойчивый интерес. Конечно, чтобы включить фантазию детей, пробудить их творческое начало, педагоги сами должны иметь хорошо развитое воображение и артистизм [1].

На интегрированных занятиях с успехом осуществляется дифференцированный подход, который особо актуален в разновозрастной группе. В процессе образовательной деятельности логопед и воспитатель могут делить детей на 2 подгруппы, решая с каждой из них ту или иную коррекционно- образовательную задачу.

Важная особенность интегрированных занятий на свежем воздухе – минимальное использование искусственных наглядных пособий. Все, что дети изучают, они могут увидеть в естественных условиях, а также - потрогать, понюхать, а иногда и попробовать (при изучении темы «Овощи, фрукты» «Ягоды»). Знания и умения, приобретенные на таких занятиях, являются наиболее устойчивыми, так как эмоционально подкреплены. Родители воспитанников отмечают, что такие занятия наиболее эффективны, долго остаются в памяти детей, они ждут следующего такого занятия.

Литература:

1. Игры-забавы на участке детского сада/ Авт. -сост. Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2015

2. Нищева Н. В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»,- ООО «Детство-Пресс»,2015.

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Слайд 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему.

Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста. Существуют разнообразные формы и виды.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция образовательных областей порседством познавательно-исследовательской деятельности»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция образовательных областей порседством познавательно-исследовательской деятельности» 7 ноября 2015 года в МБДОУ д/с № 20 п. Южный прошёл районный семинар «Интеграция образовательных областей через познавательно-исследовательскую.

Интеграция музыкального содержания с содержанием других образовательных областей по ФГОС. Ранний и средний дошкольный возраст Программа "Детство" Т. И. Бабаевой (2014г.) Раннее детство. Социально – коммуникативное развитие: Участвует в совместных действиях со взрослым.

Консультация для педагогов «Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей» В связи с актуальностью проблемы появились задачи создания новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа.

Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Художественный труд» в НОД (из опыта работы, старший возраст) Старший дошкольный возраст- это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Ребёнок в этом возрасте.

Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть первая) часть 2 Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя «Нету лучшего дружка, чем родная матушка» Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя "Нету лучшего дружка, чем родная матушка". Цели: совершенствование.

Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего вида, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 16:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД