Ирина Романенко
Интеграция здоровьеформирующей деятельности с формированием элементарных математических представлений в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция здоровьеформирующей деятельности с формированием элементарных математических представлений в ДОО
Автор: Романенко И. Е.,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска
детский сад комбинированного вида № 125
В Федеральном Государственном Стандарте прописано, что одной из главных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей», поскольку дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с уровнем защитных сил организма, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Недостаточная двигательная активность приводит к дефициту познавательной активности, к мышечной пассивности и снижению работоспособности всего организма. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности. Факторами ограничения являются:
Публикация «Интеграция здоровьеформирующей деятельности с формированием элементарных математических представлений в ДОО» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• Замкнутость и перенасыщенность пространства групп и квартир;
• Ограничение двигательной активности на прогулках (сокращение площади игровых площадок из-за большого количества транспорта; запреты взрослых);
• Увеличение продолжительности познавательных занятий в ДОО с преобладанием статистических поз;
• Преобладание статичного времяпровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, рисование и др.).
Таким образом, основная задача здоровьеформирующей деятельности в ДОО заключается в укреплении здоровья, физического и психического развития дошкольника, организации двигательной активности через включение в образовательную деятельность :
• технологий сохранения и стимулирования здоровья (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры и т. д.,
• технологий обучения здоровому образу жизни (занятия, массаж, гимнастика,
• коррекционных технологий (арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия).
Данные технологии должны сочетаться с разнообразными видами деятельностями в детском учреждении.
Одной из самых известных и чаще других используемых здоровьеформирующих технологий во время организационной образовательной деятельности являются физминутки, состоящие из кратковременных упражнений. Физминутки снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей, помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Длительность физкультминутки составляет от 2 до 5 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, но не реже, чем через 4-7 минут образовательной деятельности.
В нашей ДОО здоровьеформирующие задачи решаются при помощи интеграции физических упражнений с образовательной деятельностью. Рассмотрим на примере ФЭМП в старшей возрастной группе.
Физические упражнения, включаемые в процесс формирования математических представлений, способствуют решению общеразвивающих, здоровьеформирующих, воспитательных задач. Знакомство с математическими понятиями, предлагаемыми программным содержанием, происходит не только в процессе логических рассуждений (сидя за столом, а также в ходе разнообразных подвижно-дидактических игр, проводимых как непосредственно самостоятельный вид деятельности, так и совместно с НОД.
Игра «Назови соседей числа»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, умение действовать по сигналу; совершенствовать навыки счеты, знание «соседей» числа.
Материалы : мяч.
Содержание: ребенок-ведущий в центре круга осуществляет счет, подбрасывая мяч вверх на каждое число. Останавливаясь, он бросает мяч любому ребенку. Поймавший мяч ребенок, продолжает счет, произнося следующее число, а дети - «соседи», находящиеся справа и слева от него, называют числа на один больше и на один меньше, чем тот, кто поймал мяч.
Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения задания: счет осуществлять последовательно; подбрасывать мяч невысоко; бросок мяча производить прямо в руки; «соседи» числа называются после того, как мяч будет пойман ребенком, и он продолжит счет; ориентироваться на расположенных справа и слева детей.
Игра «Угадай-ка»
Цели: развивать внимание, память, мышление, ловкость и координацию движений; упражнять в умении находить в окружающей их обстановке геометрическую аналогию согласно заданным формам.
Материалы : игрушки, опорные стойки, резинки.
Содержание: попав в страну Геометрию, дети получают разные игрушки, которые по сигналу они должны расположить на полу в формах, образованных с помощью резинок, натянутых на стойки (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Выполнить движения: бег между фигурами, прыжок через резинку нужной формы.
Правила: обратить внимание детей на действия, осуществляемые во время игры, побуждать их самостоятельно раскладывать предметы, согласно аналогии с геометрической формой. Бег и прыжки выполнять легко, не толкая друг друга.
Игра «день - ночь»
Цели: развивать внимание, координацию, ловкость и быстроту движений, мышление; стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, согласовывая их со словами.
Материалы : две веревки.
Содержание: гном предлагает детям поиграть и выкладывает две веревки на полу на некотором расстоянии друг от друга. У первой линии выстраиваются все мальчики, у второй – девочки. Команда мальчиков – «ночь», команда девочек – «день». На сигнал – команду «Ночь!» - мальчики ловят девочек и наоборот. Пойманные дети переходят в команду соперника.
Правила: обратить внимание детей на то, что во время игры нельзя забегать за пределы веревки, стараясь увернуться от соперника, не толкая и не сталкиваясь, ловить, дотрагиваясь до плеча или руки соперника[3].
Выше представленные примеры показывают, что в структуру ФЭМП тесно вплетены различные виды двигательной активности:
• Физические упражнения для формирования правильной осанки и сводов стопы, укрепления скелетных мышц, совершенствования работы органов и систем;
• Упражнения для закрепления двигательного навыка, совершенствования двигательной сферы путем расширения запаса движений, являющихся базовыми в развитии ребенка;
• Психогимнастические этюды для снятия эмоционального напряжения во время НОД.
Интеграция здоровьеформирующей деятельности с ФЭМП в ДОО обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, оказывая тем самым положительное влияние и на умственное развитие ребенка.
Литература:
1. А. С. Галанов. Оздоровительные игры для дошкольников. – СПб. : «Речь», 2008.
2. Е. И. Подольская. Формы оздоровления детей 4 – 7 лет. – В. : «Учитель», 2009.
3. Н. В. Финогенова. Математика в движении. - В. : «Учитель», 2014.