Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина»

Мария Алейник
Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина»

Интегративное занятие по познавательному развитию

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Наш родной край – наша Родина»

Цель: Расширять представления детей о том, что такое Родина. Помочь создать образ Родины средствами художественного слова, элементов театрализации. Систематизировать знания детей о родном крае. Закрепить знания об особенностях природной зоны родного края, о крупных промышленных городах и водоёмах. Учить работать со схемой, моделировать карту Ростовской области, передавая пространственное расположение объектов. Закрепить умение подбирать слова близкие по смыслу (синонимы) и однокоренные слова. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Предварительная работа:

Рассматривание географической карты Ростовской области. Беседы о природе родного края: флоре и фауне; о промышленных предприятиях, городах ростовской области. Аппликационные работы по созданию схемы Ростовской области. Дидактические игры по закреплению знаний о Донском крае; чтение легенд, рассказов об историческом прошлом родного края; рассматривание фотоснимков, иллюстраций по теме.

Ход занятия:

В - ль: В. А. Сухомлинский –известный русский педагог в одной из своих книг писал: «Всё доброе и человеческое имеет своим истоком красоту. Поэтому давайте нашу беседу начнём со стихов о Родине. Кто хочет прочитать стихи?

Дети: читают стихи.

В –ль: Понимание и чувствование величия и могущества Родины тоже начинается с общения с прекрасным. Спасибо Вам за прекрасные стихи.

А теперь давайте пригласим учителя - логопеда Марию Михайловну. У неё для Вас есть сложное задание. Надеюсь, Вы с ним справитесь.

Логопед: Ребята, я предлагаю Вам подумать и назвать маленькое слово, которое живёт в слове «родина».

Дети: слово «род»

Логопед: Правильно! И это слово «род» является как бы «корнем», от которого образовалось слово Родина и от которого можно образовать другие однокоренные или родственные слова.

Посмотрите на это дерево (показывает схематично изображённое дерево). Его корни – это и есть слово «род», от которого мы с Вами сейчас попытаемся образовать родственные или, как мы их ещё называем, однокоренные слова. Подумайте, какие слова можно образовать от слова «род»?

Дети: Родина, родители, родственники, родной и т. д.

Логопед: Правильно! Это слово - корень - «род» является как бы началом, родиной этих слов и живёт в каждом из них. (Произносит все однокоренные слова, выделяя интонационно корень «род» и одновременно прорисовывая ветви дерева).

Ребята, а что вы считаете своей Родиной?

Дети: Дом, улица, Россия, Донской край.

- Молодцы! Все ваши ответы правильные. Но ещё важно понимать, что дом, улица, родной край – это наша малая Родина, а Россия – это большая, великая Родина!

- А теперь подумайте, каким словом, близким по смыслу, можно заменить слово Родина?

Дети: Отчий край, родимая сторонушка, земля родная, родной край.

- Вы подобрали тёплые и верные слова. Но каким бы словом не называлась Родина- это всегда место, где человек родился, вырос, где прошло его детство. Родина как мама. Она может быть и красивой и не очень, и нежной и суровой, и доброй и строгой, но всегда она самая любимая, самая дорогая и, конечно же, единственная для каждого из нас. Не случайно в пословицах часто родину сравнивают с матерью.Например: «Люби землю родимую, как мать любимую»

- А какие Вы знаете пословицы о Родине?

Дети: Называют пословицы.

Логопед: Чему же учит нас народная мудрость?

Дети: Любить и защищать свой родной край, свою родину.

В –ль: А давайте покажем, что надо знать и уметь, чтобы стать защитником родины.

Проводится двигательная разминка со словами:

Чтоб защитником стать,

Чтобы в космос взлететь,

Надо многое знать!

Надо много уметь!

Надо сильным расти.

Надо смелыми быть.

Надо родину крепко,

Всем сердцем любить!

В –ль: Ребята, а Вы знаете, как называется наш родной край?

Дети: Донской край. Донская земля.

- Да, мы живём на Донской земле, которую воспевали в своих произведениях многие писатели и поэты.Один из известных Донских поэтов написал:

Красотою твоей опьянён,

Ненаглядная даль степей.

Здравствуй, Шолохов! Здравствуй, Дон!

Здравствуй, сердце земли моей!

В –ль: Скажите, что воспевает поэт в этом стихотворении?

Дети: Степь. Донскую степь.

- Какое слово – определение он использует для описания степи? Какая степь?

Дети: Неоглядная.

- Какие ещё слова – определения можно подобрать к слову «степь»?

Дети: Широкая, бескрайняя, лазоревая, ковыльная, раздольная.

В –ль: Чем отличается наша природная зона от других местностей нашей страны?

Дети: Мало осадков, жаркий климат.

В - ль: Я разложила на столе карты с изображением разных природных зон, выберите ту из них, которая соответствует нашему Донскому краю.

Дети выбирают карту с изображением степной зоны.

В –ль: Донская земля, Донской край, донская степь. Как Вы думаете, от чего произошло это название?

Дети: От названия реки Дон, которая два раза пересекает нашу Донскую землю.

В –ль: В народных песнях, сказаниях Дон часто величают «Иванычем», как Вы думаете почему?

Дети: Река Тихий Дон берёт начало из Иван – озера, которое находится под Тулой.

В –ль: А как ещё ласково, с любовью в народе называют реку Тихий Дон?

Дети: Дон – Батюшка!

В- ль: Давайте послушаем, как прославляли свою реку – кормилицу казаки в своих казачьих песнях.

(Слушание казачьей песни).

В –ль: Вот какая знаменитая наша река Тихий Дон. А теперь давайте посмотрим карту – схему Ростовской области и попробуем определить, куда она несёт свои воды.

Дети рассматривают карту-схему Ростовской области. Выясняют, что река Тихий Дон из северного района течёт в Волгоградскую область, затем впадает в Цимлянское водохранилище, а оттуда течёт в Таганрогский залив Азовского моря.

В –ль: Какие ещё водоёмы изображены на схеме?

Дети: Река Северский Донец, озеро Маныч – Гудило.

В –ль: Чем является Северский Донец Дону?

Дети: Притоком.

В –ль: А кто помнит, сколько ещё рек омывают нашу Донскую землю и являются притоками Дона?

Дети:150 рек.

В –ль: Правильно! 150 рек, по берегам которых растут деревья. Поэтому преобладают у нас, конечно, степи, но есть и небольшие леса.

- А как Вы думаете, что изображено на схеме красными кружочками?

Дети: Города Ростовской области.

В –ль: Откуда появилось название «Ростовская область»?

Дети: От названия самого крупного промышленного города Ростова, который является также научным и культурным центром Ростовской области.

В-ль: Найдите на карте город Ростов. Он обозначен большим красным кружочком.

(Дети выполняют задание)

- Какие ещё города Ростовской области обозначены на карте?

Дети называют другие города, в том числе и свой родной город Донецк.

В-ль: А Вы помните, что обозначали чёрные треугольники у городов Донецк, Гуково, Шахты?

Дети: В этих городах раньше добывали каменный уголь, который служил топливом для промышленных предприятий.

В –ль: А кто сможет назвать самые крупные промышленные предприятия, которые есть в Ростовской области?

Дети: Завод сельхозмашиностроения, Вертолётостроительный завод (г. Ростов, Электровозостроительный завод (г. Новочеркасск, Авиазавод (г. Таганрог).

В –ль: А сейчас я предлагаю Вам объединиться по парам и смоделировать карту – схему Ростовской области.

(Дети моделируют карту – схему Ростовской области,используя цветовую символику: красный цвет – города, синий – водоёмы).

В –ль: Как и другие области и города России Ростовская область имеет свои отличительные символы. Какие? Назовите их.

Дети: Герб, флаг, гимн.

В –ль: Что символизируют Цвета флага?

Дети: Синий – водоёмы, жёлтый – степи Дона, красный – кровь, свободу, огонь.

В –ль: А сейчас я предлагаю Вам послушать гимн Ростовской области. Гимн всегда слушают стоя.

(Дети, стоя, слушают гимн).

Логопед: И в заключение я хочу рассказать Вам старинную легенду.

Уехал будто бы казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские. Очерствело, видимо, сердце.Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы наши девушки».

Выслушал их казак, головой покачал, но не вернулся.Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся казак и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чебреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет степь родная, и начал собираться в дорогу.

- Чем же пахла степь родимая, как Вы думаете? (предлагает понюхать чебрец).

Дети: Травой, мёдом, полынью и т. п.

Логопед : А я думаю, почувствовал казак запах земли родной, и потянулось его сердце в родные края. А давайте немного помечтаем, представим, что явился к нам в образе человеческом наш край родимый.Давайте спросим его:

Чем же ты пахнешь, край наш родимый,

Может ответишь детям своим ты?

(Дети инсценируют диалог с «Родным краем»).

- Волей казачьей, мёдом пчелиным,

Горькой полынью, сказанием былинным.

Солнцем палящим, цветущей травою,

Птицей, парящею над головою.

Вольными ветрами, тайной курганов,

Что хранят славу о битвах с врагами.

Речкой журчащей, криком утиным,

Что расстаются с краем родимым.

Шелестом листьев ивы плакучей,

Славой великою, силой могучей!

Песнею звонкой, что в сердце поётся!

-И всё это родиной, значит, зовётся?

-Ваша я, дети, сторонка родная!

Родина больше, очень большая!

Но здесь, на груди моей ваше начало!

Здесь сердце впервые у вас застучало!

Здесь первое слово своё вы сказали,

И первый свой шаг вы по мне прошагали.

Вам ветры мои колыбели качали,

И волосы в косы потом заплетали.

Вас солнце моё словно мама ласкало.

Вы помните, дети! Здесь ваше начало!

- Мы сделаем всё для тебя, край родимый!

Чтоб стал ты богатым и очень красивым.

Вот-вот подрастём мы и будем учиться,

Чтоб мог ты сынами своими гордиться!

Исполнятся наши любые мечты!

Но помнить клянёмся, что родина - ты!

(В конце диалога дети кладут левую руку себе на грудь и три раза произносят : «Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!»

Логопед: Ну, вот мы с Вами и рассказали всё, что знаем о родном крае.

В - ль: И не только рассказали, но и показали, как любим свой родной край, с каким интересом изучаем его историю, его достопримечательности. Я думаю, вам было интересно. Возможно, Вы захотите ещё больше узнать о нашем Донском крае. Мы ещё вернёмся к этой теме. А сейчас отдыхайте.

Публикации по теме:

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Наша Родина» Цель: Способствовать выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Задачи: развивать слухомоторную и речедвигательную координацию.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Башкортостан — мой край родной» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Башкортостан - мой край родной".

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной край — Пластовский район» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ-ПЛАСТОВСКИЙ РАЙОН» Выполнила: Воронина Екатерина.

Фотоотчет «Мастер-класс «Любимый край — родной наш край»Фотоотчет «Мастер-класс «Любимый край — родной наш край» 20 октября 2018 года наш родной Хабаровский край отмечал юбилей - 80-летие. Мы с воспитанниками подготовительной группы провели непосредственную.

План проекта в подготовительной к школе группе «Люби и знай родной свой край» ПЛАН ПРОЕКТА «ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ» “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую,.

Познавательное занятие «Наша Родина — Россия, наш язык — русский» (подготовительная группа) Задачи: 1. Закрепить знания детей о русском фольклоре; 2. Познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; 3. Активизировать словарь.

«Наш город, наш край, наша Родина». Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Сказка» города Смоленска Программа дополнительного.

Занятие по познавательному развитию в средней группе детского сада «Люблю свой край родной» Цель занятия: обобщить знания о растительном и животном мире родного края; познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений.

Занятие в подготовительной к школе группе «Наша Родина — Россия» Программное содержание: Познакомить с историей праздника «День народного единства». Уточнить представления о родном крае, о Родине – России,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина»
Опубликовано: 1 января 2019 в 13:12
+168Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

«В игры играем-речь развиваем» — картотека словесных игр для дошкольников
Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — … ; солнце-светло, ночь-… ;...
Фотоотчёт «День рождения Снеговика»
Снеговик Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик. Сегодня день рождение справляет Снеговик. Ведёрко на головке, Отличный нос морковкой. Всю зиму...
Сенсорная книга для детей дошкольного возраста
Сенсорная книга – это один из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНР, её назначение...