Елена Григорьевна Быканова
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Измерение объема жидкостей»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Измерение объема жидкостей» (конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений)
Цели: расширение представлений дошкольников об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов и веществ; активизация их познавательных интересов на основе экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Измерение объема жидкостей“» размещена в разделах
1. Образовательные – дать детям представление о способах измерения количества жидкостей; повторить понятия «предмет-жидкость», «равно - не равно», «больше - меньше», «определение количества предметов на основе счета». Словарная работа: течь, наливать-выливать, насыпать-высыпать.
2. Развивающие – формировать навыки измерения; развивать мелкую моторику; тренировать в употреблении обобщающих слов, понятий «слева-справа».
3. Воспитательные – прививать детям интерес к экспериментальной деятельности, коллективной работе.
Оборудование: Групповая лаборатория. 100-граммовые пластиковые баночки (по количеству детей + 2 шт., прозрачные сосуды разной формы и объема (пробирки, колбы, кружка, вода, молоко, сыпучие вещества (крупа, песок, фигуры для фланелеграфа или магнитной доски (большие и маленькие геометрические фигуры, грибочки, яблочки и т. п., мяч, котята (две мягких игрушки).
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Педагог: Ребята, давайте поиграем! Становитесь в круг!
Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин! (рука в кулаке)
Много нас – а он один! (ладонь растопырить, потом показать один палец)
Эта долька – для ежа! (начинаем загибать пальцы)
Эта долька – для стрижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра…
А для волка… Кожура! (разводим руки, потом-кисть руки вниз, качаем-«кожура»)
Он сердит на нас, беда! (беремся за голову)
Разбегайтесь кто куда! (разбегаются пальчики)
2. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
В группу приходят два котенка, они грустные, они слышали, как дети делили апельсин, но кошки апельсины не едят. Педагог и дети угощают котят молоком, которое налито в прозрачную кружку. Но котята не хотят пить из одной посуды, им надо разделить молоко поровну.
Педагог спрашивает детей, как это сделать? Когда дети предлагают налить молоко в два блюдца, дает им разные блюдца – мелкое и глубокое. Как сделать, чтобы было поровну? Для ответа на вопрос надо сначала повторить, что дети уже знают.
3. Повторение.
Детям предлагаются разные варианты заданий на магнитной доске – сравнение сначала количества предметов, потом размера предметов (повторяются понятия «больше, меньше, равно, не равно, слева, справа».
4. Введение нового материала.
Педагог: Мы сравнивали грибочки, яблоки, геометрические фигуры – это предметы. А что такое молоко? Его можно взять в руки? А что с ним можно сделать? (рассуждения детей). Да, молоко – это жидкость. И вода тоже. (говорят дети, приводят еще примеры). Да, жидкость в руках растекается, как же нам измерить ее количество? (дети рассуждают). Да, для измерения жидкость надо поместить в какой-либо сосуд (детям показываются банки разного объема, прозрачная кружка с молоком и др.).
5. Практическая работа.
Педагог показывает детям две баночки, просит сравнить их по размеру, дети приходят в выводу, что они одинаковые. Воспитатель наливает в банки воду, разное количество, дети сравнивают.
Детям раздаются такие же баночки, и педагог просить детей налить в них воду, но всех по разному – полную баночку, полбаночки, чуть-чуть, почти полную и т. п. (можно с использование карточек). После этого дети сравнивают – у кого меньше, у кого больше.
Педагог переливает воду из двух одинаковых баночек в два разных сосуда – пробирку и колбу и спрашивает детей : «Можем ли мы теперь определить, где воды больше? Нет. Почему? Чтобы понять, где больше, что нужно сделать? Опять перелить ее в одинаковые сосуды. Теперь мы знаем, как помочь котятам?»
Детям предлагается самим разлить молоко для котят, дав три сосуда: одну 100-граммову баночку и два разных блюдца. Пусть сами разливают и объясняют.
6. Заключительная часть.
Дети провожают котят и играют с мячом в игру «Что это?» (астра – цветок, береза – дерево, вода – жидкость и т. п.).
7. После занятия.
Тем детям, кому еще интересно, предлагается самостоятельно поэкспериментировать с сыпучими предметами (крупами, песком и т. п.). Пусть сами измеряют количество крупы, насыпают-высыпают, выбирают сосуды и т. д. Другие дети наблюдают по желанию.