Инна Савина
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ «Эх, лапти мои»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
2. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении).
3. Развивать связную речь.
4. Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ.
Задачи:
1. Развивать активное восприятие музыкального фольклора.
2. Развивать вокально-хоровые навыки: развитие слуха и голоса, чувство ритма, музыкально-слуховые представления.
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
Предварительная работа.
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ „Эх, лапти мои“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лапти
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Разучивание попевок, песен. Работа над движениями в хороводах. Обучать игре на русских народных инструментах ( шумовых: коробочки, палочки, трещотки, свистульки и т. д.)
Словарная работа.
Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетень, драть лыко, плетения, лыченица, щеголять.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите на картинки на которых изображена разная обувь. (Показ).
Подумайте, на какие группы можно разделить обувь?
Дети: Для холодного времени года и для теплого).
Воспитатель: Положим картинки с обувью для лета в один круг, а картинки с обувью для зимы в другой. (Раскладывают по кругам Эйлера).
В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти (Показ). Как вы думаете, в какой круг с обувью следует положить лапти, которую носят в холодное время или в теплое? (Предположения детей). Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим лапти. Возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в этой необычной обуви. (Дети примеряют).
Как вы почувствовали, лапти очень легкие, мягкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Вот загадка про лапти : «Два котика, четыре хвостика». Как можно догадаться, что это загадка про лапти? (Рассуждения детей).
Как еще можно назвать лапти?
Дети: Лапоточки, лапотки. (Показ)
Воспитатель: В нашем детском саду есть кружок, он тоже называется «Лапоточки».
Почему его назвали именно лапоточки, а не лапти? (Рассуждение детей)
Правильно. А еще и потому, что дети исполняют русские народные песни, игры, хороводы. Это фольклорный ансамбль.
Из чего же плели лапти? Попробуйте отгадать загадку.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают-
Шкурку тонкую сдирают. (Липа).
Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимают кору или как говорили в народе «драли лыко». Поэтому в старину лапти еще называли «лыченица». Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста? (Ответы детей). Такие лапти назывались праздничными. Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно со своим рисунком. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение. Ребята, а вы знаете песенку, в которой пелось бы и про лапти и про лыко?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте споем «Лиса по лесу ходила». Вспомним, петь нужно протяжно, важно и точно попадать на нужный звук. Все хорошо. Одно плохо, лапти быстро снашивались. Летом за три дня, зимой за десять. Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее?
Дети: Летом много работали, далеко ходили.
Воспитатель: Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти - это 22 февраля. На Никифора лапти и плетут. Пока лапти плетут, песни поют, частушки придумывают, играют на музыкальных инструментах. Послушайте песню «Лапти мои». А вы бы смогли исполнить частушки?
Дети поют под сопровождение шумового оркестра.
1. Эх, лапти мои,
Лапоточки мои.
Огороды вы пахали,.
Танцевать сюда попали.
2. Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей
До субботы доживем
Новы лапти наживем.
Посмотрите еще раз на круги с картинками на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти?
Дети: На пересечение кругов.
Воспитатель: Почему именно сюда?
Дети: Потому что их носили и зимой и летом.
Воспитатель: Правильно, лапти носили и зимой и летом. Ребята, с давних времен до нас дошло много народных песен, игр, хороводов. Сейчас мы поиграем и попляшем.
Игра «Лапти». Приложение.
Можно начертить круг на полу или выложить из веревки. В кругу водящий. Дети за кругом спиной друг к другу. Каждый бросает в круг какой-нибудь предмет- «лапоть». Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие еще раз спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий: «Да». Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается запятнать играющих, но только в кругу. Кто не успел взять предмет - выбывает из игры.
Хоровод «Заинька».
Заиньке надевают лапти. Он бегает в центре. По тексту заяц показывает движения, дети повторяют.
Заинька.
1. Заинька, пойдем в лес,
Серенький, пойдем в лес.
Вот так, этак,
Пойдем в лес. 2 раза.
2. Заинька, надевай
Серенький, надевай
Вот так, этак
Надевай 2 раза.
3. Заинька, повернись
Серенький, повернись
Вот так, этак
Повернись 2 раза.
4. Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой
Вот так, этак
Топни ножкой 2 раза.
5. Заинька, попляши
Серенький, попляши
Вот так, этак
Попляши.
6. Заинька, поклонись
Серенький, поклонись
Вот так, этак
Поклонись.