МААМ-картинки

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Культура и традиции жителей Прибайкалья»

Ольга Огнева
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Культура и традиции жителей Прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Расширять и закреплять знания детей о коренных жителях озера Байкал : их обычаи и обряды.

2. Продолжать развивать музыкальные способности детей на основе бурятского фольклора:

- петь протяжно, чисто интонируя мелодию без музыкального сопровождения.

- развивать чувство ритма в игре на шумовых музыкальных инструментах, в пении и танце.

3. Развивать творческие способности детей при составлении орнамента.

4. Воспитывать толерантное отношение к народам другой национальности.

Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Культура и традиции жителей Прибайкалья“» размещена в разделах

5. Пополнять у детей словарный запас слов: юрта, горловое пение, шаман, заклинание, обряд, скотоводство, земледелие.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале.

М. Р: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А куда – вы должны будете угадать, прослушав вступление к песне.

Звучит песня: «Славное море, священный Байкал».

М. Р: правильно, ребята, эта песня о Байкале. А как правильно она называется?

(«Славное море, священный Байкал»). Посмотрите на кару.

Слайд карты озера Байкал.

1. Чем знаменито озеро Байкал? (богатый животный и растительный мир, самое большое озеро, самый большой источник пресной воды).

2. Какой формы Байкал? (вытянутое, в форме серпа).

3. Почему озеро Байкал коренные жители называют морем? (оно большое, глубокое, бывают штормы).

4. А почему на самом деле Байкал считается озером? (вода не соленая).

Показ слайдов с изображением озера Байкал.

«Как ты красив, наш батюшка Байкал

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Стоишь, не зная горести и бед

Уж четверть сотни миллионов лет»

М. Р: ну вот, мы с вами и очутились на озере Байкал.

Подходим к макету.

М. Р: Мы с вами знаем, что на озере Байкал очень богатый животный и растительный мир.

1. а вы знаете, кто считается коренными жителями озера Байкал. (буряты)

2. а как называется национальное жилище бурят? (юрта)

Показ слайда юрты.

М. Р: Традиционным жилищем бурят является юрта. Юрты бывают войлочные, из бруса, или бревен. Юрты не имеют окон. Достигают в диаметре до 10 метров. В центре юрты располагается очаг и большой чугунный котел. Дым поднимается вверх и выходит через отверстие в потолке. Когда все дела сделаны, вся семья садилась около очага и поют песни.

(звучит фрагмент горлового пения).

М. Р: Красиво, правда? А вы знаете, как называется это вид пения? Горловое пение. Человек голосом воспроизводит сразу два звука.

Мы сейчас с вами тоже попробуем исполнить бурятскую песню. Но для начала разогреем наши голосовые связки.

«дыхательная гимнастика».

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

1. «Ладошки»

2. «Насос»

3. «Обними плечи».

М. Р: очень часто буряты пели без музыкального сопровождения, помогая себе хлопками и притопами.

Дети поют бурятскую народную песню:

«Нет милей, тебя заря.

Ты проносишь счастье для меня.

Ой, заря, моя заря.

Вся земля прекрасна от тебя».

(дети поют без музыки, с использованием хлопков и притопов).

М. Р: Скажите, а какие занятия были у коренных бурятов?

(охота, рыбалка, скотоводство).

(слайды промыслов).

М. Р: Правильно, ребята. И свои дела, обычаи, обряды буряты передавали из

поколение в поколение, рассказывая о них в песнях, а так же танцах.

(отрывок видео)

М. Р: а сейчас мы с вами тоже исполним бурятский танец. Одна подгруппа будет подыгрывать на шумовых музыкальных инструментах, другая будет – танцевать.

(дети исполняют народный бурятский танец).

М. Р: Как у каждого народа, у бурят есть свои праздники:

Новый год – Сагаалган – или праздник белой луны.

Бага Баргон – праздник обновления природы.

Сухарбан – нчало лета.

И на каждом празднике буряты любили помериться силою, смекалкой, удалью. Состязались в борьбе, стреляли из лука. А дети играли в свои игры, отображающие жизнь своего народа. Давайте и мы с вами поиграем в бурятскую народную игру

«Темрэ». (повторить правила игры).

Игра: «Темрэ».

Дети встают в несколько кругов вокруг стульчиков, берутся за руки, идут по кругу и говорят слова:

Мы веселые ребята

Соберемся мы в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

После того, как заиграет музыка, дети встают в круг, идут под музыку. С окончанием музыки, каждая команда должна встать на свое место и поднять платок над головой.

Раздается музыка, заходит шаман.

Ш: здравствуйте, уважаемые дети и гости. Услышал я музыку своего народа и решил прийти к вам. Вы узнали меня? Я – шаман – главный человек бурятского народа. Я наделен особыми способностями общаться с духами, которые мне передались от моих предков. Люди постоянно обращаются ко мне с различными просьбами. Я могу вызвать дождь, грозу, чтобы спасти землю от засухи. Могу очистить жилище от негативной энергии, вылечить животных и людей от болезни. В этом мне помогает мой бубен.

Он является священным, чудодейственным, поэтому он является моим помощником в совершении различных обрядов. Символизирует связь между небом и землей. И в подарок я принес вам тоже бубны. Только сейчас они не имеют чудодейственной силы. Для этого нужно оформить его бурятским магическим рисунком.

(Дети выполняют аппликацию, приклеивают готовые формы на бубен – работа воспитателя).

Звучит музыка.

Ш: какие замечательные бубны у вас получились. И я вам предлагаю сейчас провести ритуал – заклинание, для привлечения к вам здоровья и удачи.

(дети встают в круг, под музыку отбивают ритм на бубнах, шаман считает заклинание).

«отец – небо, мать – земля, духи предков.

Тэнгри четырех сторон света

Духи огоны, духи всех животных,

Чту и благодарю вас.

Хурай! Хурай! Хурай!

Будьте добры. Выслушайте меня

Будьте добры, защитите меня.

И тех, кто обступает меня спереди и сзади.

Хурай! Хурай! Хурай!

Вселите в них добро, надежду, любовь,и чтоб помыслы у них были чисты.

Хурай! Хурай!

Хурай!

Ш: а теперь, я предлагаю вам попробовать воду на вкус и определить: какая вода из озера Байкал. А какая нет.

(соленая – нет, а пресная – из озера Байкал).

М. Р: ну, как ребята, понравилось вам наше путешествие. Что нового вы узнали?

(горловое пение, шаман, обряды).

Ш: а теперь я хочу вам предложить на прощанье станцевать веселый бурятский народный танец ёхор!

(дети и гости становятся в круг, танцуют, дети уходят).

Публикации по теме:

Мы все на Ямале живемМы все на Ямале живем Цель :закрепить знания детей о Ямале, о коренных жителях края. Всю неделю мы с детьми вели беседы, игры, рассматривали иллюстрации, рисовали,.

Видеоролик «Мой край — Сибирь» Уважаемые, коллеги предлагаю вашему вниманию видеоролик "Мой край Сибирь".Каждый из Вас любит свой край, родной с детских лет. Я же родилась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Культура и традиции жителей Прибайкалья»
Опубликовано: 20 марта 2014 в 14:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе «Культура и традиции жителей Прибайкалья»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Огнева (УИ 91680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД