Елена Шадрина
Интегрированное занятие «Осеннее настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения поэтов, художников и композиторов, уметь выразить его посредством изобразительной деятельности (через рисунок).
Задачи: Дать детям представление о том, что такое настроение, познакомить их с разнообразными средствами, с помощью которых люди передают свое настроение.
Воспитывать у детей желание выражать свое отношение к происходящему, передавать свое настроение словом, движением, пением.
Публикация «Интегрированное занятие „Осеннее настроение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивать фантазию и воображение детей.
Предварительная работа: Ежедневное заполнение карты настроения детей, сезонные наблюдения в природе, чтение произведений М. Пришвина «Осенние грибы», И. Бунина «Листопад», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Оборудование: Осенние листочки, разноцветные платочки и ленты, детские музыкальные инструменты, мягкие игрушки (заяц и еж, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года «П. И. Чайковского, мольберты, бумага (разного формата, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, уголь, кисти.
Оформление зала: Зал стилизован под осенний лес.
Ход занятия:
Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель приветствует их и поет:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети.
Дети (пропевают) : Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (пропевают) : Здравствуйте, гости.
Гости: Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: Мне кажется, сегодня у всех хорошее настроение : и у вас, и у гостей, и у меня. А что такое настроение? Это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты находишься. На наше настроение может влиять погода, музыка, человек, с которым мы разговариваем.
Воспитатель (обращая внимание детей к мольберту) : Ребята, я вам хочу напомнить, что в группе мы каждый день отмечали свое настроение. Посмотрите, какое оно разное. Кто-то грустил, кто-то был чем-то недоволен, кто-то радовался, веселился.
Музыкальный руководитель: Дети, в нашем зале сегодня осеннее настроение. Почему?
Дети: (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Наступила осень и разукрасила все деревья: на одних листья еще зеленые, на других – золотые, на третьих – огненно-красные. Но вот подул ветерок, сорвал листочки, и все они перемешались. Возьмите платочки, осенние листочки, ленты и передайте настроение ветерка. (Дети берут платочки, листья, ленты и встают врассыпную)
Музыкальный руководитель: Представьте, что вы все деревья: кто стройная березка, кто могучий дуб, а кто тонкая осинка. Подул ветерок, и деревья закачались.
Упражнение «Ветерок и ветер» «Лендлер» музыка Л. Бетховена.
Музыкальный руководитель: Дети, если мы прислушаемся, то услышим настроение леса. Осенний лес передает свое настроение через звуки и шумы.
Разбирайте инструменты, рассаживайтесь, я расскажу вам сказку, но помните, что сказка начинается с тишины. В ней рождается и растворяется тоже в ней.
Осенняя сказка
Музыкальный руководитель: В одном лесу жил заяц, и были у него уши длинные-предлинные. В один прекрасный день повстречался ему еж.
(Далее роли в роли зайца - музыкальный руководитель, а в роли ежа - преподаватель изодеятельности).
Еж: Зайка, а почему у тебя такие длинные уши?
Заяц: Да это чтобы все слышать!
Еж: А что ты слышишь?
Заяц: Все, все, все. (Заяц поднял правое ухо и спросил). Слышишь?
Еж: Что?
Заяц: Лес притих и насупился, и вдруг осеннюю тишину нарушает ветер (бутылочки). А это шелестят листья на деревьях (маракасы). Слышишь, ежик, на опушке, в глубине леса послышались птичьи голоса. Затенькала пеночка (свистулька, а вот соловьи (свистулька с водой, а это дятлы (деревянные ложки, ритмические палочки). Это прощальные песни птиц.
Еж: А почему в лесу так тихо стало? (Заяц привстал, прислушался и говорит)
Заяц: Да это медведь с медвежатами отправился за медом (барабан). Ой, смотри, какая туча, наверное, пойдет осенний нудный дождь (металлофон, музыкальный треугольник). Ну, вот опять выглянуло солнце, и запели все птицы (все, слышишь, ежик, кукушка (звукоподражание, утка в пруду (дудочка).
Еж: Зайка, а почему в лесу опять все стихло? (Заяц прислушался и тихо сказал).
Заяц: Ой, да это же лиса и быстро скрылся в лесу.
Музыкальный руководитель: А еж свернулся в клубок и закатился под елку (шуршание бумаги)
Музыкальный руководитель: Молодцы, все были внимательны и услышали, что происходит в осеннем лесу. Уберите, пожалуйста, свои инструменты под стульчики.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, с помощью чего выражают свое настроение поэты?
Дети: С помощью слов.
Воспитатель: Сейчас Дима прочитает стихотворение поэта А. Плещеева «Осень наступила…»
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
Воспитатель: Какое настроение передал поэт в стихотворении?
Дети: Грустное, печальное, невеселое, тоскливое, унылое.
Преподаватель изодеятельности: Ребята, а как художник может выразить свое настроение? С помощью чего?
Дети: С помощью красок.
Преподаватель изодеятельности: Давайте, посмотрим, как художник И. И. Левитан передал осеннее настроение в картине «золотая осень». Подойдите к мольберту и встаньте так, чтобы всем было хорошо видно и удобно.
(Дети встают около мольберта)
Преподаватель изодеятельности: Посмотрите, Левитановская осень звенит в голубом и чистом небе. Она отражается золотыми кудрями белоствольных берез в глубокой синеве спокойной реки. Какие краски использовал художник для изображения золотой осени?
Дети: Красный, желтый, оранжевый.
Преподаватель изодеятельности: Да, картина написана густыми сочными мазками солнечно-желтых, красно-оранжевых и бордовых красок листвы. А к какому тону относятся эти краски?
Дети: Эти краски относятся к теплому тону.
Преподаватель изодеятельности: Правильно, художник использует теплые тона, поэтому настроение радостное, нарядное, приподнятое. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.
Звучит «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель (тихонечко) : Давайте присядем и послушаем.
(Дети садятся на ковер и слушают музыку)
Музыкальный руководитель: Это красивое музыкальное произведение называется «Осенняя песнь. Октябрь». Сочинил его знакомый вам композитор Петр Ильич …. Дети, как вы думаете, какой характер у этой пьесы?
Дети: Пьеса грустная, печальная, задумчивая.
Музыкальный руководитель: Какое настроение она у вас вызывает?
Дети: Грустное, печальное.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич Чайковский передает в своем произведении печаль расставания с красотой осенней природы. А у песни «Осень наступила» совсем другое настроение : озорное, игривое. Давайте споем эту песню.
Песня «Осень наступила» музыка Е. Насауленко.
Преподаватель изодеятельности: Сегодня на занятии вы увидели и почувствовали, что осень может вызывать у людей разное настроение : светлую грусть, которую навевает нам пасмурный тихий осенний денек, а быть может, теплую радость, если денек солнечный и погожий; возможно тоску и уныние. Предлагаю вам пройти в изостудию и перенести свое настроение на бумагу.
Практическая часть:
- выбор материала и бумаги.
- выполнение работы,
- анализ работ.