Наталья Жигачева
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Незнайка в мире растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образованием города Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида № 28 "Ромашка"
Конспект интегрированного открытого занятия по экологическому воспитанию в разновозрастной группе
"Незнайка в мире растений"
Автор-составитель:
Учитель-логопед: Н. А. Жигачева
Воспитатель : Р. А. Мерзлякова
Юрга 2014
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Интегрированное занятие по экологическому воспитанию „Незнайка в мире растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Закреплять знания детей о временах года и их отличительных особенностях.
Совершенствовать представления об условиях необходимых для роста и развития растений.
Закрепить название комнатных растений, их частей (корень, стебель, листья).
Познакомить с правильными приемами работы в уголке природы: положить лист на ладонь левой руки, в правую взять влажную тряпочку и обтереть весь лист.
Воспитательные задачи :
Поддерживать интерес к растениям, воспитывать желание ухаживать за ними.
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.
Воспитывать самостоятельность, активность на занятии.
Развивающие задачи:
Совершенствовать артикуляционную моторику;
Развивать пространственное восприятие;
Развивать мелкую и общую моторику;
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух.
Речевые:
Расширять и обогащать словарный запас.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы развернутым предложением.
Обогащение словаря: фикус, фиалка, бальзамин, лейка, распылитель, палочки для рыхления, кисточки для протирания пыли, желтеть, опадать, листопад.
Активизация словаря: поливать, протирать, ухаживать, рыхлить, листопад, пасмурно, хмурое небо.
Предварительная работа:
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми в уголке природы по формированию и закреплению навыков ухода за комнатными растениями.
Наблюдения за природой на участке.
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Игры с пазлами"Времена года".
Работа с алгоритмами "Времена года"
Рассматривание иллюстраций по временам года.
Оборудование: игрушка Незнайка, иллюстрации"Лето", "Осень",алгоритмы "Времён года", лейка, распылитель, палочки для рыхления, кисточки для протирания пыли, фартуки, листики из цветной бумаги по количеству детей, знаки с обозначениями: "Что нельзя делать в природе" "Не ломать деревья", "Не топтать траву", "Не разводить огонь", пазлы "Собери растение", наклейки с цветами.
Ход занятия
Забегает Незнайка с веточкой от дерева:"Ребята, что случилось? Деревья заболели? Раньше, я помню, листочки на них были, а теперь куда они девались? Надо звать Доктора Айболита"
Логопед: Успокойся, Незнайка! Мы с ребятами тебе сейчас расскажем, что произошло.
Дети с помощью иллюстраций "Лето", "Осень" и алгоритмов "Времён года" рассказывают, что летом солнце ярко светит, на улице тепло и поэтому на деревьях растут зелёные листья, цветут цветы, летают бабочки, дети ходят в легкой одежде. Но после лета наступает осень, а осенью, солнышко уже не так хорошо пригревает, становится холоднее, часто идёт дождь, дует холодный ветер и поэтому листья начинают желтеть и опадать - это называется листопад. Вся природа готовится к зиме.
Логопед: Давайте покажем Незнайке, как дует холодный, осенний ветер и качает деревья.
Логоритмика "Дует ветер нам в лицо"(все движения согласно тексту)
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревце всё выше, выше
Понял Незнайка, что такое ветер? Деревья качаются от ветра и листья трепещут и шелестят, посмотри, как это происходит (дети вместе с дефектологом дуют на листочки) Дыхательная гимнастика "Подуй на листья"
Вот, Незнайка, что происходит с природой. Но ты прав, о природе надо заботится, беречь её. Наши ребята знают, как это делать (дети с помощью знаков "Что нельзя делать в природе" не ломать деревья, не топтать траву, не разводить огонь.) рассказывают, как сохранить окружающую природу.
Незнайка : Спасибо, ребята! Я много сегодня узнал и теперь понял, что ничего страшного не произошло. Только так хочется всегда видеть зелёные листики.
Логопед: Не грусти, Незнайка, мы тебе расскажем, что мы делаем в нашей группе, чтобы растения круглый год нас радовали.
(Дефектолог передает Незнайку воспитателю)
Воспитатель : Посмотри, Незнайка, что у нас есть, чтобы помнить о растениях (дети подходят к уголку природы) Дети объясняют, что в природном уголке "живут" комнатные растения, называют некоторые из них: фикус, фиалка, бальзамин.
Незнайка : Да, красивые у вас растения! Я тоже хочу себе такие!
Воспитатель : Мы обязательно подарим тебе комнатное растение, только ты должен знать, как за ним ухаживать.
Дети рассказывают, что надо растениям для роста : свет, тепло, вода.
А сейчас посмотрим, как мы ухаживаем за растениями. Дети надевают фартуки, выбирают инвентарь для ухода: лейка, распылитель, палочки для рыхления, кисточки, по очереди рассказывают и показывают, что для чего предназначено: из лейки - поливаем растения, палочкой - рыхлим землю, чтобы корни дышали, кисточкой - сметаем пыль с листьев, распылителем - опрыскиваем растения, чтобы ему не было жарко.
Воспитатель : Ещё, Незнайка, тебе нужно знать из каких частей состоит растение.
Дети собирают растение из частей : корень - нужен, чтобы растение "держалось" за почву, стебель - на нём появлялись листья, листья - ими растения дышат и цветы.
Воспитатель : А теперь Незнайка мы хотим тебе подарить вот этот росток, береги его, ухаживай за ним.
Итог: Незнайка : Спасибо ребята! Теперь я понял, что ничего страшного с растениями не произошло, а просто изменилось время года. Благодаря вам я сегодня узнал много нового. В память о нашей встрече дарю вам вот эти наклейки, а сам побегу ухаживать за моим росточком.
Список использованной литературы
1. Аксенова З. Ф. /Войди в природу другом -М. : ТЦ"Сфера",2008.
2. Анищенкова Е. С. /Логопедическая ритмика-М. : АСТ:Астрель; Владимир:ВКТ,2010.
3. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
4. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.
5. Воронкевич О. А. /Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей. -СПб. ,"ДЕТСТВО-ПРЕСС",2003
6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9
7. Зверев И. Д. Формирование ответственного отношения к природе. – М: Просвещение, 1983.
8. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.
9. Маневцов Л. М. /Мир природы и ребенок. – С. Пб. : «Акцидент», 1998.
Николаева С. Н. /Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
10. Мариничева О. В., Елкина Н. В. / Учим детей наблюдать и рассказывать- Ярославль: Академия развития: Академия Ко: Академия Холдинг,2002.
11. Патапова Л. М. /Детям о природе. Экология в играх для детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002.