анна егорова
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие к царице Грамматике»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое интегрированное занятие «В гости к царице Грамматике» (подготовительная группа)
Цель : Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Социализация
Познание-формирование целостной картины мира
Музыка и здоровье.
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Путешествие к царице Грамматике“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и активизировать словарный запас. развивать связную речь, мелкую моторику и графические навыки, активизировать мыслительные процессы.
Коррекционно-развивающие задачи: закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков, упражнять в умении вычленять часть целого и составлять целое из частей, закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении родственных и неродственны слов, развивать концентрацию внимания.
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать навыки общения, сотрудничества, умение быть доброжелательным с собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса, воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в микрогруппах.
Предварительная работа: работа с родственными словами, выделение первого и последнего звука в слове, работа над звуковым и слоговым анализом, формировать умение навыков чтения слов, работа над анализом предложения, разучивание артикуляционной гимнастики с ритмическими упражнениями, зрительной гимнастики.
Оборудование: письмо царицы Грамматики, дом царицы, «ковёр-самолёт», рисунок деревьев с листочками, на которых написаны родственные слова, «кирпичики» с предметными картинками, «замки», на которых изображена звуковая схема слов, ключи к замкам с предметными картинками, «слоговая гусеница», шкатулка, призы, грамоты.
Организационный момент:
Тихо звучит музыка
Логопед: Дорогие ребята! Целый год мы с вами трудились: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Я очень этому рада. Но об этом узнала ещё и царица русского языка- Грамматика. От неё пришло письмо-приглашение. Послушайте его.
Здравствуйте, ребята группы «Солнышко». Я долго за вами наблюдала, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки-грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны прибывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. И чтобы дойти до моей страны, вам необходимо меня освободить, ведь меня заколдовал злой Буквоед. Если выполните все задания правильно, то я буду свободна! Так вот, вам предстоит пройти Звучащу, перейти через речку Звенящую, по буквенной дорожке пройти до буквенного города, повстречаться со слоговой гусеницей, а там и мой дом. Удачи!
Ну, что ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие?
Дети: Да.
Логиопед: Тогда давайте встанем в круг, соберём все свои силы и знания.
Психологический настрой.
Дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки.
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Логопед: Отправляемся в дорогу! А на чём же мы поедем?
Дети: На машине, поезде, самолёте, велосипеде.
Логопед: Ребята, не забывайте, что страна наша волшебная, а транспорт на котором мы сможем добраться, тоже,наверное, волшебный, необычный (волшебные сани, облако, летающий дракон, сапоги-скороходы).
Дети: сегодня мы отправимся на ковре-самолёте.
Логопед расстилает «ковёр-самолёт», дети садятся.
Логопед: Сядьте поудобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени), закройте глаза и представьте, что мы летим.
Звучит музыка.
Вот мы и прилетели, но выйти сможет только тот, кто правила красивой речи назовёт
Дети: Сначала подумай, потом говори.
Говори в спокойном темпе.
При разговоре смотри на собеседника.
Говори всегда на выдохе.
Слова в предложении говори всегда слитно.
В конце предложения делай паузу.
Не перебивай того, с кем разговариваешь.
Логопед: Молодцы! Скорее в путь!
Речевая гимнастика (артикуляционная гимнастика, ритмические упражнения)
Логопед: вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна грамотной и красивой речи. И на нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети: Там звучат разные звуки.
Логопед: А какие бывают звуки?
Дети: Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.
Логопед: Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит, там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.
Чики-чики-чики-чок -
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойке коровы мычали:
М-м-м.
В комнате мухи жужжали:
Ж-ж-ж
Мимо машины бежали:
Тр-рр
В небе далёком гудел самолё т:
Л-л-л
Свистели от ветра все провода:
С-с-с
Капала в кухне из крана вода:
К-к-к.
Перекликались в ночи поезда:
Ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели:
Ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Непоседа мяч и ночью
Успокоиться не хочет:
Бум-бум.
Куклы кашляют в постели-
Днё м мороженое ели:
Кха-кха.
Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались, но что же такое «чаща»?
Дети: Это густо посаженные деревья.
Логопед: Какие деревья вы знаете?
Дети отвечают.
Работа с родственными словами
Логопед: Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слово «вода», а это из слова «рука». вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?
Дети: Да, это деревья,на которых растут родственные слова.
Логопед: А что такое родственные слова?
Дети: Слова, родные друг другу, у них общий смысл.
Логопед: Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на две группы, прочитайте слова на листочках и скорее найдите не подходящие, то есть не родственные словам «рука», «вода».
Дети: Вода- водный, водяной, водоросли, завод, водолаз.
Рука- ручной, безрукавка, рукодельница, рукава, друг.
Логопед: Почему, вы решили, что эти слова не родственные?
Дети: У них другой смысл.
Логопед: Ну, молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.
Выделение первого и последнего звука в слове.
Логопед: Перед нами река Звенящая. Здесь записка!
Река Звенящая вас ждёт
Но не пройти её вам в брод.
Кирпичики сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости.
царица Грамматика
Ребята, возьмите каждый по кирпичику и подумайте, как их можно сложить, чтобы получить хороший мост?
Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке.
Дети складывают мостик и проходят по нему.
Осторожно, не упадите в реку.
Закрепление навыков звукового анализа
Логопед:
Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите, впереди
Очень мощные замки!
Ребята, что же делать, как пробраться в Буквенный город, как открыть замки? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»
На замках изображена звуковая схема слов, нарисованного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого замка.
Слова: мак, Луна, гусь, руки.
Дети: Наш ключ от первого замка, потому что в слове «ключ» три звука: твёрдый согласный м, гласный а, твёрдый согласный к и т. д.
Логопед: молодцы. Вот и город Буквенный. А в городе живёт одна гусеница, а какая-вы сами сейчас увидите.
Навыки слогового анализа
Я- гусеница непростая,
Гусеница слоговая.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Пропущу я тех вперёд,
Кто слова во мне найдёт.
Ребята, возьмите каждый по слогу, который находится на гусенице, и найдите пару, чтобы получилось слово.
Дети подбирают пару, поднимают в паре руки, чтобы говорить о выполнении задания.
А сейчас составьте предложение с этими словами.
Дети выполняют.
Гимнастика для глаз
Логопед: Отправляемся дальше в путь, а пока нам надо отдохнуть!
Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить,
Эти нужные движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево, вправо побыстрей.
Удивился- что такое? А закроем их скорей.
А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.
Открывай глаза. И снова в путешествие. Будь здоров!
(Движения глазами по тексту).
Логопед: ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики!
Выход царицы Грамматики
Царица : спасибо вам,ребята, вы выполнили все задания верно и освободили от злого Буквоеда! И за это ждёт вас награда!
Н с начала нужно отгадать это последнее задание
Вносится шкатулка с надписью: «если ребус разгадаешь, что лежит там, ты узнаешь».
Дети отгадывают, а логопед достаёт из шкатулки грамоту и маленькие книжки.
Девочки и мальчики
Могут всё узнать из книжки,
И такой подарок, дети,
Интересней всех на свете!
Вот и закончилось наше путешествие.
Царица : Эти книжки-подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить! До новых встреч!
Под музыку уходят из зала.