Ирина Кузнецова
Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования
Сегодня новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в школу, но и в учреждения дополнительного образования. По словам Д. А. Медведева, именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Публикация «Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования» размещена в разделах
Тем самым перед школой и дополнительным образованием возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. И одним из путей реализации нового государственного стандарта является разработка интегрированных программ, ориентированных на получение предметных, метапредметных и личност-ных результатов.
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком.
«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
Хочу подробно остановиться на дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажная фантазия», которая носит интегрированный характер и отличается комплексностью. По данной программе я работаю второй год, преимущественно с учащимися 1 классов.
Комплексность проявляется в том, что программа предполагает изучение нескольких разделов и знакомство с новыми технологиями в бумагопластике «Оригами», «Аппликация», «Объемное конструирование», «Торцевание», «Айрис-фолдинг», «Квиллинг» и другие. Интегрированность же проявляется во взаимосвязи школьных предметов «Окружающий мир», «Художественный труд», «Математика».
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, приклеивание – не только увлекательна, но и познавательна. Но занятия становятся интереснее и насыщеннее, если в них присутствует интеграция. Например, при прохождении раздела по конструированию ребята на занятии учатся складывать гармошку и на ее основе делают бабочку. Перед тем как приступить к практической части, ребятам предлагается мультимедийная презентация на тему «Порхающие цветы»» из области «Окружающего мира». Данная презентация знакомит их с видами бабочек, процессом превращения гусениц в куколку, а дальше в прекрасных бабочек, и их строением. Также ребята на данном занятии узнают, сколько у них ног, для чего им усики, как они пьют нектар из цветов, почему трудно их выловить, а потому что они могут смотреть в разные стороны, какая в мире самая крупная и мелкая бабочка. Также рассматриваются узоры на их крыльях, чтобы нанести рисунок на крылышках наших бумажных бабочек.
Программа «Бумажная фантазия» разработана, в основном, на интеграции бумагопластики и «Окружающего мира». Для подтверждения, перечислю некоторые из тем, это: «Перелетные птицы», «Черепахи», «Аисты», «Цветы», «Транспорт», «Паучок», «Аквариум с рыбками» и т. д.
Есть такие темы, которые разработаны на интеграции бумагопластики и математики. Например, темы «Ежик» или «Аквариум с рыбками» посвящены аппликации из геометрических фигур. То есть, ребята на занятии учатся не только обводить, вырезать по шаблону и клеить, но и изучают геометрические фигуры. Также некоторые из тем посвящены изготовлению поделок из бумаги и картона на основе цилиндра и конуса.
Таким образом, сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагог имеет возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных областей параллельно.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. На занятиях по программе «Бумажная фантазия» предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, ребятам очень нравится драматизировать сказки со своими поделками, а еще нравится сочинять их. Педагог или один из учащихся предлагает начало сказки, затем каждый дополняет одно предложение по смыслу текста и в конце получается интересная сказка. Также на занятии использую просмотр развивающих и поучительных детских фильмов. Например, при прохождении темы «Транспорт», которая посвящена овладению техникой «Оригами» и формированию навыков безопасного поведения на дороге, ребятам предлагается мультимедийная презентация на тему «Виды транспорта» и развивающий фильм «Азбука безопасности со смешариками», где герои мультфильма рассказывают, как правильно переходить дорогу, почему у светофора три глаза, какая машина самая опасная, почему нужны метро и т. д. После просмотра вместе с детьми обсуждаем, дети делятся своим личным опытом. Так как обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций, является обязательным элементом на занятии по ФГОС. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
В практической части данного занятия изготавливаем транспорт в технике «оригами» и оформляем картину. На картине, выделяем проезжую часть, перекресток, белыми полосками бумаги изображаем пешеходный переход (зебру, разделительную полосу, на перекрестке располагаем светофор и на какой-то выбранной полосе клеим готовую поделку – машину, автобус и т. д. Тем самым одна из задач данного занятия - формирование навыков безопасного поведения на дороге, решается в интересной и творческой форме. Также на занятиях решают головоломки, ребусы, электронные дидактические игры.
Таким образом, занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
• Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
• Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Также хочется отметить, что интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Интегрированный подход требует от педагога повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования, дополнительной подготовки, высокого профессионализма и эрудиции. Но вместе с тем, он дает качественные показатели в реализации образовательных программ и положительную динамику в сохранности контингента.
Литература
2. Дреер С. С., Потыкан А. Н. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1, 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.