Лучший педагог года

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе

Юлия Полегенская
Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе

ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ)

Цель урока : продолжить знакомство с типами речи; учиться писать тексты

Тип урока : построение системы знаний.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные умения: знать определения типов речи; уметь работать с текстом.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия) :

Публикация «Интегрированный урок „Русский язык и психология“ в 6 классе» размещена в разделах

Личностные: поддерживать интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, развивать способность познания себя и других людей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, уметь толерантно относиться к мнению другого человека.

Основное содержание темы, понятия и термины: описание, повествование, рассуждение, рассказ, ассоциативные карты, интегрированный, ассоциации

Оборудование: тексты-миниатюры для определения типов речи; опорная схема «типы речи»; ассоциативные карты, цветные листы, музыкальное сопровождение для физминутки

Технологическая карта урока

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия Формируемые умения

1. Организационный момент. Фронтальная форма работы Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на учебную деятельность. Демонстрируют готовность к уроку.

2 Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная форма работы Знаем мы свои уроки назубок,

Только что у нас сегодня за урок?

Вроде русский – и рассказы, и стихи,

Но причем тут настроение души?

Разве можно это все соединить.

Настроенье с сочиненьем подружить?

Психология и русский – вот ответ!

Словно муза шлет поэзии привет!

Слушают учителя.

Высказывают свое мнение, объясняют. Выполняют задание.

Принимают учебную задачу, сформированную учителем.

3. Введение в тему урока.

а) ответ на поставленный вопрос.

4. Работа со словарём

Фронтальная форма работы. Словесный метод.

Индивидуальная форма работы.

Практический метод.

Индивидуальная работа.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Да, мы будем говорить о психологии, о русском языке. Но это необычный урок. Это интегрированный урок.

- Кто из вас знает, что обозначает слово интегрированный?

Давайте обратимся к словарю.

(несколько человек находят значение слова по интернету)

- Так каково же значение слова интегрированный? Ответы учащихся.

Самостоятельная работают со словарём,

с интернетом, записывают на доске значение слова

Владеют навыками саморегуляции, самоконтроля.

Самопроверка, рефлексия.

5. Повторение изученного материала.

Групповая работа.

Словесный метод. Наглядный метод.

- Часть урока будет посвящена русскому языку и материалу, который вы знаете. Нам надо вспомнить типы речи. Для этого я предлагаю вам разбиться на группы. 3 ряда – 3 группы. Ребята, которые сидят за первыми партами, поворачиваются к ребятам, сидящим за вторыми партами. Каждая группа получает по 2 текста. Ваша задача: определить типы речи данных текстов. Помогут вам в этом опорные вопросы. По окончании работы представитель группы дает обоснованный ответ на вопрос: каков тип речи данного отрывка? (приложение №1)

Работа в группах.

Владеют навыками саморегуляции,

6. Обобщение материала. Словесный метод. Во время ответов учащихся учитель рисует на доске опорную схему

Типы речи

Описание Повествование Рассуждение

Один рисунок Много рисунков Нет рисунков

Какой? Что произошло? Почему? Зачем?

Ответы учащихся.

Выполняют учебно-познавательные действия. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Физкультминутка.

Фронтальная форма работы. - А теперь мы немного отдохнём. Сегодня у нас будет музыкальная физкультминутка с кинезиологическими упражнениями. Наши гости могут присоединиться к нам.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Перекрестный марш». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Ухо – нос». Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот».

«Лезгинка».Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

- Глубоко вдохнули, наполнили воздухом наши лёгкие и выдохнули. Ещё раз вдохнули и выдохнули. Садитесь. Выполняют физкультминутку с учителем -психологом Осознают необходимость заботы о здоровье.

Физминутка с использованием кинезиологических упражнений позволяет учащимся с помощью движений двигательного репертуара осуществить интеграцию работы двух полушарий, улучшает процесс обучения и восприятия информации, снимает напряжение и тревожность. Кинезиологические упражнения – это гимнастика мозга, межполушарное взаимодействие.

8. Постановка учебной цели

Фронтальная форма работы. Словесный метод.

Индивидуальная форма работы.

- Ну а сегодня мы познакомимся с ассоциативными картами. Попробуем создать текст описание, повествование или рассуждение по опорной картинке.

- Ребята, кто из вас знает, что обозначает слово «ассоциация»?

Формируют цель учебной деятельности.

Работа со словарем.

Извлекают необходимую информацию; систематизируют знания; планируют необходимые действия.

9. Рассказ учителя

Фронтальная форма работы. Словесный метод.

Наглядный метод. Итак, предмет нашего внимания – ассоциативные карты.

В каждом из нас находится уникальный музей, состоящий из наших воспоминаний, желаний, переживаний, эмоций, чувств…Экспонаты музея постоянно находятся в движении, изменяются, меняются…И ни один из экспонатов - образов не бывает изучен до конца – в каждом кроется больше смыслов и возможностей, чем кажется хранителю музея.

Когда человек всматривается в ассоциативную карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею, открывает двери в свой внутренний мир… Карточка – это дверь, за которой живет событие, впечатление, человеческая история.

Поэтому, одну и ту же карту люди интерпретируют, то есть расшифровывают по-разному, каждый по-своему.

Сегодня мы познакомимся с картами из разных колод. Все они выложены на столе. Рядом находятся цветные листы, на которых вы будете выполнять творческую работу. Предлагаю вам, подойдя к столу, выбрать понравившееся карту и цветной лист. Пусть сначала это сделают девушки, затем юноши. Выступление учителя - психолога.

Подходят к столу и выбирают понравившуюся карту. Формулируют собственные мысли, осознают многогранность внутреннего мира человека, погружаются в мир фантазии и воображения, знакомятся с метафорическими ассоциативными картами (МАК)

10. Работа над созданием собственного сочинения. Индивидуальная форма работы. Практический метод выполнения заданий.

Наглядный метод. - Если вы уже выбрали карту, подумайте, какие ассоциации она у вас вызывает и …творите.

- Мы предлагаем попробовать нашим гостям тоже поучаствовать в создании сочинений по ассоциативным картам. Выступление учителя - психолога. Отвечают на вопросы; создают сочинения.

Формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения;

пишут тексты, используя внутренние ресурсы фантазии, воображения, чувств, эмоций и др.

11. Рефлексия

Фронтальная форма работы. - Кто закончил работу?

- Кто хочет прочитать свою работу?

- Попытайтесь определить, какой вид текста вы использовали в работе?

- Что произвело на вас особое впечатление? - О чём можете рассказать друзьям и родителям.

- Готовы ли прочитать свои работы наши гости? Отвечают на вопросы. Осуществляют оценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

14. Домашнее задание

Фронтальная форма работы. Домашнее задание у вас будет таким же необычным, как и урок…Вам надо будет продолжить работу со своими ассоциациями. На цветном листке мы написали словесные ассоциации, а дома вы должны будете подумать, какими иллюстрациями мы оформим ваши сочинения.

На уроке ИЗО мы продолжим нашу работу.

Слушают объяснение учителя, задают вопросы;

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Приобретают мотивацию процесса образования;

принимают учебное задание; понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

Вывод психолога : Подростковый возраст – очень сложный и считается кризисным. Это возраст самопознания. Подростка переполняют чувства и эмоции, с которыми он не только не может справиться самостоятельно, но не всегда может даже рассказать о них. Поэтому мы решили помочь учащимся с помощью Метафорических ассоциативных карт (МАК) погрузиться в свой внутренний мир, возможно, пережить заново какие-то события, эмоции, чувства, создать эссе.

Метафорические карты являются стимулом, вызывающим поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека. На представленном интегрированном уроке «Настроение души» перед учителем русского языка ставилась задача продолжить работу над развитием речи и созданием собственного сочинения. Для учителя психолога работа с МАК помогла выявить учащихся с повышенным уровнем личностной тревожности, внутреннего напряжения для дальнейшей работы по восстановлению душевного и психологического комфорта. Подростки с удовольствием рассматривали карты и удивлялись, как точно эти «волшебные» картинки «рассказывают» о них. Метафорические ассоциативные карты помогли детям начать диалог о своих чувствах, переживаниях, телесных ощущениях, а в дальнейшей работе с психологом помогли им найти и осознать внутренние и внешние ресурсы, тем самым повышая свою стрессоустойчивость.

Публикации по теме:

Фотоотчет к сценарию «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группеФотоотчет к сценарию «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное.

Интегрированный урок для детей с Тмнр во 2 классе «Осень» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающиxcя, воспитанников с ограниченными возможностями.

Интегрированный урок развития речи и пластилинографии «Транспорт» в коррекционной школе в 3 классе Конспект интегрированного урока по развитию речи и пластилинографии. Тема: «Виды транспорта» Цель: познакомить учащихся с видами транспорта,.

Как развить и сохранить русский язык ребенку, обучающемуся в русском детском центре за рубежомКак развить и сохранить русский язык ребенку, обучающемуся в русском детском центре за рубежом Примерно с 2-летнего возраста малыша, русскоговорящие мамы, живущие за рубежом, задумываются - нужно ли ходить на развивающие занятия в.

Оформление помещения к сценарию «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группеОформление помещения к сценарию «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык.

Познавательное занятие «Наша Родина — Россия, наш язык — русский» (подготовительная группа) Задачи: 1. Закрепить знания детей о русском фольклоре; 2. Познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; 3. Активизировать словарь.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 2 класс Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный государственный.

Русский язык. 1 класс. Мониторинг. 1 полугодие Диагностическая работа по обучению грамоте (письму) за 2 четверть учени__ 1 класса ___ Задание 1.

Презентация для 2 класса «Русский язык. Повторение» В презентации представлены материалы для повторения таких правил, как: 1)Правильное написание имен собственных, 2)Правила переноса слов,.

Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе
Опубликовано: 29 января 2019 в 12:18
+115Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД