SWETLANA SMELEWA
Интеллектуальная игра «Колесо истории» (дети группы ПО)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная игра «Колесо истории»
Программное содержание:
-Обобщить сведения, полученные детьми в течение года; закрепить знания о родном городе, государственных символах (герб, закрепить представление о многонациональности нашей Родины.
-Обогащать речь детей образными выражениями устного народного творчества, предметами быта (самовар, чугунок).
-Закрепить умение сопоставлять анализировать; умение работать в коллективе.
- Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родному краю.
Публикация «Интеллектуальная игра „Колесо истории“ (дети группы ПО)» размещена в разделах
Материал и оборудование: макет «Колесо истории»; картинки (герб г. Петровска, г. Москвы); сундук; предметы современности и старины.
Предшествующая работа: знакомство детей с представлением об образе Родины, родного края, русском народном промысле, заучивание стихов о Петровске, чтение сказок, пословиц и поговорок народов Поволжья.
Ход игры
Педагог:
- Ребята, любите ли вы играть?
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Колесо истории». В игре вы покажите свои знания о родном городе, его истории, народном творчестве. С помощью этого колеса (показать детям) мы сможем путешествовать по разным секторам, у каждого сектора есть свое название, которое подскажет нам, что нужно делать. В нашей игре принимают участие две команды – «Богатыри» и «Удальцы».
Поприветствуйте друг друга аплодисментами.
- Итак, мы начинаем. Будьте внимательными, за каждый правильный ответ вы будете получать баллы, и у какой команды их будет больше, та команда и победит в нашей игре.
- Я вращаю колесо, оно останавливается на секторе – «Конверт».
- Сейчас мы с вами узнаем, что же за задание приготовил нам этот сектор «Конверт» (зачитываются вопросы).
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Как называется наш родной город? (Петровск)
- На какой реке расположен г. Петровск (Медведица)
- Как называется центральная улица нашего города? (Московская)
- Вы знаете, что у каждого города есть свой герб. Посмотрите на доску, найдите герб города Петровска. Объясните, что он символизирует?
(Герб представляет собой щит, разделенный на две части: в верхней – эмблема Саратовского наместничества: «в голубом поле (голубой цвет –речные просторы Волги) три стерляди (изобилие рыбных запасов)», в нижней – эмблема г. Петровска: «в красном поле простертая из облаков рука, держащая золотые ключи».
Педагог:
- Знаете ли вы стихи о городе Петровске?
Дети читают стихи о городе Петровске.
1.
Когда иду вечернею порой
По улице сияющей Московской,
Петра мне голос слышится живой,
И тем горжусь, что я живу в Петровске.
2.
Славный город наш Петровск
Сколько лет и зим?
Ты заботой рук умелых
Молод и красив.
3.
С каждым годом все краше,
Дорогие края.
Лучше города нашего
Нет на свете друзья!
(Далее подсчитываются баллы после первого конкурса)
Педагог:
- Вращаю колесо во второй раз. И останавливается оно на секторе «Книга – историческая справка». Сейчас мы узнаем, какие задания приготовил нам этот сектор. Итак, вопросы из истории, каждой команде.
- Как называлась наша Родина в старину? (Русь)
- Как называется край в котором мы живем? (Поволжье)
- Вы знаете, что наша Родина многонациональная. В Поволжье сейчас живут люди разных национальностей.
- Назовите коренных жителей Поволжья? (русские, татары, мордва, чуваши).
- Вы знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм.
- Назовите, что входит в женский русский национальный костюм (сарафан, кофточка; головной убор – кокошник или широкая лента).
- Назовите, что входит в мужской костюм (белая или красная косоворотка, вышитая или отделанная тесьмой; шаровары).
Подведение итогов второго сектора.
- Вращаю колесо третий раз, оно останавливается на секторе «Перо» (устное народное творчество).
Педагог:
- У каждого народа есть свое устное народное творчество. Какие красивые сказки, песенки писали разные народы Саратовского края. Попробуйте отгадать название сказки, песни и какой народ ее написал.
1. «Был у женщины единственный сын. Отличался он силой небывалой и крепким здоровьем. На состязаниях не было ему равного по ловкости и силе. И не было во всей округе батыра, которого не победил бы он» (Татарская сказка «Турай - батыр».)
2. Из какой детской песенки следующие строки?
А где ж отдохнуть им?
На белом песочке,
У маленькой речки
Они отдохнут. (Мордовская песенка «Лесные утки».)
3. Как называется сказка, в которой главные герои – Земля – богатырь, Дуб – богатырь, Гора – богатырь? (Чувашская сказка «Как богатыри солнце и месяц от змея спасли»
4. «Рассказала девица Баба – Яге про жениха своего, а та ей: «Ничего, милая, ничего. Это горе – не беда, и уж коль ты дошла сюда, то и до жениха своего дойдешь. А живет он теперь у синя моря за тридевять земель, и уже за царевну сосватан. Ну, да я тебе помогу, а пока садись к очагу» (Русская народная сказка «Финист – ясный сокол»).
Педагог:
- Разные народы прославили себя трудом.
«Труд – основа жизни», «Дело мастера боится» - говорили они.
- А сейчас я предлагаю вам продолжить пословицу, поговорку и сказать, какой народ ее придумал (если дети затрудняются ответить воспитатель подсказывает).
1. Труд человека кормит, а лень …. портит (Русская)
2. Дерево дорого плодами, а человек …. делами (Татарская)
3. Работа страшна глазами, а не …. руками (Чувашская)
4. На родной стороне и камушек ….знаком (Мордовская)
(Подводятся итоги конкурса)
Педагог:
- В четвертый раз вращаю колесо, и останавливается оно на секторе «Волшебный сундучок».
- У разных народов в каждом доме были волшебные сказочные вещи. Назовите сказочные вещи ( ответы детей: скатерть – самобранка, ковер – самолет, волшебный сундучок). Вот такой волшебный сундучок появился и на нашей игре (показать детям). Чтобы узнать, что в нем лежит, вы должны отгадать загадки и сказать, когда этим предметом люди пользовались: в старину или в настоящее время.
Загадки командам задаются поочередно:
1. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кричит,
Всем пить чай велит. (Самовар)
2. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море! (Утюг)
3. Ежедневно в семь утра
Я трещу: вставать пора! (Будильник)
4. Назовите обувь наших предков. (Лапти)
5. В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)
6. Сяду на конь и поеду в огонь. (Чугунок)
Подводятся итоги сектора «Волшебный сундучок».
Педагог:
- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о родном городе.
- Вам понравилась игра? (дети делятся впечатлениями).
Подводятся итоги игры, вручаются призы.