Татьяна Иванищева
Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуально-экологическая игра
«Знатоки природы»
Задачи:
Образовательная область «Познание»
- Систематизировать и обобщить представления о живой природе;
- Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;
Образовательная область «Коммуникация»
- Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
- Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;
Образовательная область «Социализация»
- Воспитывать умение выслушивать других детей;
Публикация «Интеллектуально-экологическая игра „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;
Образовательная область «Физическая культура»
-Формировать потребность в двигательной деятельности;
Образовательная область «Безопасность»
- Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе;
Образовательная область «Здоровье»
-Обеспечить оптимальную двигательную активность детей.
Образовательная область «Музыка»
-Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;
-Развивать навыки восприятия звуков.
Материал: Шарик гелиевый зеленого цвета, текст телеграммы, волчок со стрелкой, 2 стола, стулья для участников команды, конверты с заданиями, экологические знаки, 2 шара (красного и жёлтого, 2 фишки, табло, CD проигрыватель, запись голосов птиц: совы, сороки, кукушки, дятла. Записи звуков насекомых: пчела, комар, кузнечик, шмель, веселая музыка на усмотрение педагога, лёд, слайды.
Предварительная работа: НОД по знакомству детей с природой; чтение художественной литературы природоведческой направленности; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе; придумывание загадок о животных и растениях; разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.
Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается гонгом. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)
Ход игры:
Перед залом лежат на полу следы зверей (желтого и красного цветов, появляется шарик с телеграммой.
Текст телеграммы:
Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Лесовичок. Я решил издать «Книгу-энциклопедию познаний животного и растительного мира» нашей Земли. Мо друзья – лесные жители хотели отправить мне письма с вопросами, но вдруг налетел ветер и разнёс их в неизвестном направлении. Помогите мне их найти и ответить на вопросы. Ваши знания помогут мне в её составлении.
Ведущий: Поможем Лесовичку и его друзьям?
Дети: Да, поможем.
Ведущий: Тогда послушайте загадку:
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (след)
Ведущий: Ой, ребята, посмотрите, в зал ведут какие-то следы. Может быть это и есть подсказка Лесовичка. (включается песня «По следам любого» из мультфильма «Маша и медведь»).
(Дети усаживаются за столы).
Ведущий: На столе лежат какие-то письма, давайте взглянем, что это за письма? (Детям предлагается перевернуть конверты и посмотреть от кого и кому они написаны).
Ведущий: Значит, мы нашли эти письма, и нам остаётся выполнить вторую просьбу Лесовичка – ответить на вопросы лесных жителей.
Ну, что ребята, поможем?
Дети: Поможем.
Ведущий: Обратите внимание, перед нами какая-то вывеска. ( Детям предлагается прочитать вывеску: «Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?»)
Помощник ведущего: Да, действительно, вы попали в клуб знатоков.
У нас в клубе знатоков свои правила. Команды по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. На обдумывание дается определенное время, после удара гонга даете ответ.
У каждой команды есть свой капитан. А у вас есть капитаны? Обернитесь назад и посмотрите на спинки стульев. Если есть картинка, то тут сидит капитан.
Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Спешите выиграть!
Ведущий: А сейчас мы предлагаем капитанам вытянуть жребий, кто первый начнёт игру (вытягивают фишки, одну с номером и вторую без номера.
Ведущий: И сейчас мы проводим разминку, которая представляет собой блицопрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал.
Вопросы для команды «Солнышко».
— Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
— У какого дерева белый ствол? (У березы.)
— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
— Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
— Сколько ног у жука? (Шесть.)
— Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
— Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^
— Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
Вопросы для команды «Радуга».
— На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
— Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
— Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы
— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)
— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
— Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
— Чем питается бабочка? (Нектаром.)
— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
Итак, крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)
Крутим волчок.
Ведущий: Нам выпал вопрос от Мудрой Совы.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай птичку по голосу».
( по два вопроса для каждой команды: голоса птиц: сороки, кукушки, дятла и
совы)
На экране - слайды птиц.
Крутим волчок дальше.
Конверт № 2 от Дядюшки – Ау: «Загадочный лес»
Вопрос для команды «Солнышко».
1. Кто может пить ногой? (лягушка)
Вопрос для команды «Радуга».
1. Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)
(Помощник ведущего объявляет результаты 2 туров)
Помощник ведущего проводит конкурс капитанов.
Помощник ведущего: Я буду называть свои действия, а вы составлять схемы. Если я буду поступать хорошо, вы ставите зелёную фишку, а если плохо – то красную. Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок не пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)
Помощник ведущего: Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.
Крутим волчок дальше.
Конверт № 3 от пчелки Майи: «Растения наши друзья»
Вопрос для команды «Солнышко».
1. Трава которую и слепой знает. (крапива)
Вопрос для команды «Радуга».
1. Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? (земля, вода, воздух, тепло, забота людей)
Далее помощник ведущего проводит динамическую паузу для детей.
Музыкальная разминка: «Солнышко лучистое!»
Молодцы ребята. Крутим волчок дальше.
Конверт № 4 от кузнечика Кузи: «Знакомые и незнакомые насекомые».
Игра «Угадай по звуку».
( На мониторе появляются картинки насекомых: пчелы, комара, кузнечика, шмеля)
(Помощник ведущего объявляет общий итог)
Молодцы, хорошо справились и с этим заданием. Крутим волчок.
Конверт № 5 «Черный ящик»
Внимание черный ящик!
Загадка: «В огне не горит и в воде не тонет. ( ответ: лед) или Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. ( ответ: лед)»
1 минута на обсуждение.
Внимание, правильный ответ: «В черном ящике находится лед».
Крутим волчок дальше.
Конверт № 6 «Видео вопрос – ситуации» (на экране появляются поочередно видеоролики, где животные: лиса, заяц, задают вопрос – ситуацию)
(Дети одеты в костюмы животных).
Конкурс «Как вести себя в природе».
Ситуация для команды «Солнышко»
Лиса: Вчера я видела такую ситуацию:
«Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой».
Ведущий: Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
Ситуация для команды «Радуга»
Заяц: Я наблюдал такую ситуацию:
«После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой».
Ведущий: Правильно ли поступили ребята?
Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
(Помощник ведущего объявляет общий итог)
Видеоролик от Лесовичка: Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашей планеты Земля. Сегодня вы помогли пополнить мою энциклопедию своими знаниями, и теперь я уверен, что вы будете любить, беречь и охранять нашу природу.
Ведущий: А ещё, Лесовичок, мы хотим тебе подарить танец.
Музыкальная пауза.
Танец: «Живет повсюду красота!»
(Вручение медалек).
Список используемой литературы:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год
3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» издательство Детство Пресс 2008 год