Елена Кипурова
Интеллектуальные карты в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект - карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен. В мир дошкольных технологий интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».
Публикация «Интеллектуальные карты в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Полезные свойства интеллект-карт :
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект -карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Методика изготовления карты довольно проста :
1)Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально.
2) В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3) Из «главной идеи» выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы. Это могут быть ветви, прямые линии или стрелки, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Каждая линия имеет свой цвет.
4) Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
5)Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
6)Ключевые слова пишутся печатными буквами.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом :
-при изучении нового материала;
-при закреплении и обобщении материала, обычно это является итоговой работой по изученным темам;
-при составлении предложений и рассказов по интеллект- карте;
- в режимных моментах: в качестве правил поведения в группе, напоминания последовательности дежурства и т. д.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй, по разным темам.
В процессе работы развивается память, мышление, ребенок не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.