МААМ-картинки

Интерактивная игра «Угадай-ка» по выполнению артикуляционной гимнастики

Ирина Темирянц
Интерактивная игра «Угадай-ка» по выполнению артикуляционной гимнастики

Тема: «Интерактивная игра «Угадай-ка»

Цель: Познакомить педагогов с основными упражнениями артикуляционной гимнастики и дать практические навыки по теме.

Информационная часть:

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).

Публикация «Интерактивная игра „Угадай-ка“ по выполнению артикуляционной гимнастики» размещена в разделах

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Правила выполнения артикуляционных упражнений :

Артикуляционную гимнастику надо разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое- то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

Практическая часть:

В связи со вступлением в силу ФГОС ДО появилась возможность применения в работе с детьми новые формы работы с применением ИКТ. Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по выполнению артикуляционной гимнастики «Угадай-ка», которую вы можете использовать в работе с детьми как профилактики речевых нарушений.

Педагог читает детям загадку, после того как дети назовут правильный ответ раскрывается картинка для выполнения артикуляционной гимнастики.

Описание упражнения прилагается, имеются примечания по выполнению упражнений.

«Угадай-ка»

Друг за другом стали доски

Как тигриные полоски.

Только тигр не убежит

Грядки с луком сторожит

(Заборчик)

Описание:

Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10

Примечание. Зубы сближены, губы в улыбке.

Взял я ножик, прутик срезал,

И в нём дырочек нарезал.

И запела дудочка!

Да ведь это –

(Трубочка)

Описание:

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 2 до 5-10.

Если б не было его, Не сказал бы ничего

(Непослушный язычок)

Описание:

Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в таком положении при открытом рте под счет от 2 до 5

Примечание. Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю разрыхляет

(Лопаточка)

Описание.

Открыть рот, положить и расслабить язык на нижнюю губу.

Подержать в таком положении секунд 10.

Примечание. Не прикусывать язык ни губами, ни зубами.

Следить, чтобы язык не дрожал.

Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит,

Конец себе находит.

(Иголочка)

Описание.

Открыть рот, язык высунуть вперёд. Напрягать мышцы языка

и делать его узким. Удерживать язык «иголочкой» секунд 10.

Примечание. Язык удерживать «иголочкой» навесу,

не прикусывая его ни зубами, ни губами.

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать

(Часики)

Описание:

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть.

Кончиком узкого языка попеременно

дотрагиваться до уголков рта.

Примечание: Язык движется влево-вправо касаясь уголков губы, но не касаясь верхней и нижней губы

На красной жёрдочке сидят белые курочки

Описание:

Открываем рот достаточно широко и кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, а затем поднять язычок вверх и «почистить» за верхними резцами.

Примечание: Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следим, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Бабушка из сладких ягод

Наварила что-то.

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты

(Вкусное варенье)

Описание

Рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

Примечание: нижняя челюсть неподвижна!

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу

(Киска сердится)

Описание.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка находится за зубами и

упирается в нижние зубы, а спинка языка

выгибается вверх, как спинка у кошки, когда она сердится.

Чередовать положение языка «киска рассердилась»,

«киска спряталась» (закрыть рот).

Примечание. Язык не прикусывать ни губами, ни зубами,

губы в улыбке.

Держится она на блюдце

И боится шевельнуться.

С кипятком стоять ей тяжко.

Что же это? -…

(Чашка)

Описание.

Открыть широко рот, высунуть язык.

Кончик и боковые края языка приподнять:

получится «чашечка».

Подержать язык в таком положении секунд 10.

Примечание. «Чашечка» должна удерживаться навесу,

без поддержки губ и зубов.

Не сиди и не скучай,

Посильней нас раскачай.

Вверх и вниз - и полетели.

Любят смельчаков…

(Качели)

Описание:

Открыть рот, как при произнесении звука [А], языком упираться попеременно то в основания верхних зубов, то основания нижних зубов.

Примечание : язык не выскакивает за зубы, а нижняя челюсть неподвижна

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

(Маляр)

Описание.

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «покрасить»

твёрдое нёбо от зубов до мягкого нёба

в направлении «назад-вперёд» несколько раз.

Примечание. Язык не выскакивает за зубы, нижняя челюсть

остаётся неподвижной.

Кто там скачет по дорожке?

Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки?

Цок-цок-цок

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит.

(Лошадка)

Описание.

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком.

(«лошадка скачет»).

Упражнение выполняется сначала :

а) медленно («лошадка идёт шагом»);

б) быстро («лошадка скачет быстрее»);

в) пощёлкать самым кончиком языка

(«жеребёнок скачет»).

Примечание. Нижняя челюсть остается неподвижной,

губы в улыбке.

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

(Грибок)

Описание.

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» к нёбу

широкий язык и опустить нижнюю челюсть как можно ниже,

натягивая при этом подъязычную складку.

Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска.

Та же «Лошадка», только без щелчка.

Примечание. При выполнении упражнения подъязычная складка обязательно должна натягиваться

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивная игра «Угадай-ка» по выполнению артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 25 октября 2014 в 01:07
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД