Папки-передвижки

Интерактивная песочница в работе с дошкольниками

Александра Сыдыкова
Интерактивная песочница в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

«Лучшая игрушка – это кучка песка».

К. Д. Ушинский

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать внутренние резервы и природные способности детей. Сегодня метод песочной терапии набирает популярность. Его используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее. Как же в условиях дошкольного образовательного учреждения, не имея узкого специалиста в штатном расписании работать с такими особенностями?

Публикация «Интерактивная песочница в работе с дошкольниками» размещена в разделах

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.

Интерактивная песочница позволяет интегрировать образовательные области и решить множество педагогических и коррекционных задач воспитателям, логопедам, психологам. С использованием песочницы

выстраиваются увлекательные занятия, соответствующие календарно-тематическому планированию и ФГОС. Занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Игры развивают мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания.

Воспитателям интерактивная песочница помогает создавать увлекательные занятия по окружающему миру, выстраивать доброжелательные взаимоотношения между детьми, погружает в изучаемую тему, помогает закрепить полученные знания.

Использовать песочницу можно с детьми от полутора лет. С интерактивной песочницей выстраивается индивидуальный маршрут для коррекции и реабилитации ребенка с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП. Песочницу эффективно используют в индивидуальном, групповом формате, а так же в семейном консультировании.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг).

Задачи:

Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.

Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.

Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.

Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.

Основные направления работы

Вся работа ведется в трех направлениях:

Социально- личностное Здоровьесберегающее

Интеллектуальное

Эмоциональное благополучие физкультурно – оздоровительная работа

расширение кругозора детей

положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям профилактическая работа

формирование целенаправленного интереса к познанию

развитие коммуникативной компетентности ребенка работа по ОБЖ

развитие интеллектуальных способностей детей

развитие социальных навыков у детей организация опытно – экспериментальной работы.

бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).

Практикующие инновационные педагоги и воспитатели ДОУ, использующие в работе песочницу заметили следующее :

- рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятий, развлечений;

- у метода нет особых правил. Дети могут рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;

- развивается моторика;

- одновременно с моторикой развивается речь. Совершенствуется графомоторика. Дошкольники совершенствуют способность повторять контур, правильно удерживать палочку/ручку, соблюдать ритм движений. ;

- подходит для любого возраста. магия сыпучей анимации не оставляет равнодушным никого. ;

- избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов. Тиков, бессонницы. Здоровые дети на таких занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях;

- помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

Эти показатели и будут являться ожидаемым результатом использования песочной терапии в детских садах.

Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества: расходные материалы стоят не дорого. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода. Набор инструментов и расходников не большой.

Кварцевый песок – это идеальный вариант расходника. Кварцевые песчинки ровные. Для вариативности работы можно использовать также манку.

Лотки обычно прямоугольной формы 50*70*10, примерно соответствуют размерам поля зрения человека – чтобы картину в целом можно было охватить взглядом, не поворачивая головы.

Внутри песочница выкрашена в голубой цвет, выражающий воздух или воду, внешняя часть – белая. если разгрести песок, прозрачное дно может играть роль море или реки. В игре может использоваться и вода, ее можно подлить к песку, замесить песочное тесто и лепить фигуры. Так же используются небольшие фигурки всего, что нас окружает – животные, сказочные и мифические персонажи, предметы человеческой культуры, природные материалы и объекты. Фигурки сделаны из разных материалов, в разных стилях имеют разный характер и поэтому могут отражать самые разнообразные и тонкие нюансы душевных образов. Они служат материалом, посредником, с помощью которых психика получает возможность выразить свои послания.

Антистатик распыляется на стекло перед каждым занятием. Нужен для того, чтобы песчинки не сцеплялись, материал был рассыпчатым после многоразового использования

Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.

Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций - обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист/воспитатель, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

Выводы

Итак, основные механизмы песочной терапии :

Психодиагностика с помощью песочницы;

Быстрое установление доверия со стороны ребенка с помощью игры;

Интерес и удовольствие от занятий;

Развитие важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики;

Эффект релаксации от взаимодействия с песком;

Отыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка.

Ожидаемые результаты.

- Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;

- Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;

- Развитие воображения, творческого потенциала;

- Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

- Развитие самооценки и уверенности в себе;

- Адаптация в новой среде (детский сад, школа);

- Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;

- Формирование положительных черт характера.

Показания к курсу занятий:

- проблемы поведения различного характера;

- агрессия у ребенка;

- замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка;

- повышенная тревожность;

- трудности в общении;

- трудности адаптации в детском саду;

- дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, РДА, СДВГ;

- ранний детский аутизм (РДА, аутистическое расстройство;

- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

- логоневроз, заикание;

- задержка развития речи (ЗРР);

- общее недоразвитие речи (ОНР, моторная алалия, сенсо-моторная алалия;

- профилактика развития невротических и психосоматических расстройств;

- страхи, ночные кошмары;

- энурез, энкопрез;

- проблемы взаимодействия с родителями, сверстниками;

и многое другое (обсуждается индивидуально на консультации специалиста).

Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за

недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.

Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Песочница, песочница, в песке вся детвора»Фотоотчет «Песочница, песочница, в песке вся детвора» Вышли детки погулять, Разинули ротишки. Эка невидаль! Откуда? Не песочница, а чудо! На прогулку мы пойдем И совочки принесем! Пирожочков.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Опорные схемы в работе с дошкольникамиОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивная песочница в работе с дошкольниками
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 19:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивная песочница в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Александра Сыдыкова (УИ 750338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД