Приложение МААМ

Интерактивное занятие «Дон-батюшка» (1 фото)

Галина Макарова
Интерактивное занятие «Дон-батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «ДОН-БАТЮШКА»

Интерактивное занятие «Дон-батюшка»

Цель: Формирование у детей интереса к истории донского казачества.

Задачи:

Образовательные:

1. Рассказать о значении реки Дон в жизни казаков.

2. Познакомить детей с историей, культурой донского казачества.

Обогащение и активизация словаря: распевы, кундюбочка.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории родного края.

2. Побуждать к выражению собственного отношения к красоте Донской земли.

Публикация «Интерактивное занятие „Дон-батюшка“» размещена в разделах

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства любви и уважения к своим предкам, к своей ма-лой родине.

2. Воспитывать ережное отношение к природе.

Обогащение словаря: запевала, наигрыши, донской рылей.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «На Дону то было, на батюшке».

Методы и приемы: рассказ воспитателя с опорой на наглядность, объяснение значения новых незнакомых детям слов.

Ход занятия:

Дети входят под пение «Казачата»

Здорово дневали, казачата.

Рада, что собрались вы на нашем майдане о жизни погутарить, про старину вспомнить.

1. Как хорошо сейчас в нашем родном крае! Наконец-то в донскую степь весна пришла. 2. Ожила земля-матушка, задышала полной грудью. Забилось ее большое доброе сердце. 3. Знаете, казаки ведь считали, что природа – тоже живая. Она чувствует, дышит, помогает своим детям-казакам. 0. Возьмитесь за руки, заведите круг. Круг у казаков – символ добра, дружбы. А теперь представьте, что все мы – одно большое сердце нашей донской земли. Вздохните глубоко, медленно выдохните, еще раз. А теперь послушаем, как бьется сердце: тук-тук-тук. Идем в круг – из круга, выстукивая ногами удары сердца. Прислушайтесь: туки-тук, туки-тук… Чувствуете тепло нашего общего сердца? Посмотрите в глаза ребенка, стоящего напротив вас и улыбнитесь ему. Давайте сохраним тепло наших улыбок до самого конца занятия. Присаживайтесь, донские казачата!

4. А как вы думаете, почему наших предков-казаков называли «донски-ми»? (ответы детей) Потому что селились казаки по берегам великой реки Дон.

5. Посмотрите, как красива природа Донского края, 6. как величава наша река (показ слайдов)

7. У Дона Тихого, в ночной глуши,

Когда вокруг нет ни души,

Ты затаись и не дыши,

Чтоб услыхать, как камыши

Шуршат в таинственной тиши,

Как хдюпает лениво сом

Своим серебряным хвостом.

Его, в ответ, так же лениво,

Волна шутливо-шаловливо,

По боку шлепает игриво.

И ты, увидев это диво

Луной залитого залива,

Дыханье глубже затаи.

И вдруг почувствуешь в крови

Тепло родной донской земли.

Казаки посвящали Дону свои лучшие песни. 8.(слушание «Дон Иванович»)

0. Сейчас вы слушали старинную песню донского казачества - «Дон Иванович». В ней Дон назывался батюшкой. Как вы считаете, почему? Река ведь не живая! (ответы детей)

В семьях казаков отец (батюшка) был главой семьи, хозяином. От него зависел достаток в семье, он был защитником и опорой для всех. Так и Дон, как заботливый отец, щедро кормил своих детей-казаков рыбой, защищал от врагов (ведь часто хутора располагались на речных островах, и река заменяла крепостную стену). Кстати, наш город Константиновск (бывшая станица Бабская) также расположен на берегу Дона. Но изначально «Бабский хуторок» (пра-прадедушка нашего города) стоял на островке посередине реки. А еще, сильные, быстрые воды реки несли к казачьим станицам корабли из разных краев Земли.

Что вы можете сказать о ее характере? (определение характера песни, средств музыкальной выразительности) Наверное, сложно было сразу разобрать слова? Многие из них распевались – растягивались, чередовались со звуками е-е-е, а-а-а. Это особенность казачьих песен. Распевы, как волны в широком Дону, как ветер в бескрайней донской степи, придают песне широту, наполняют ее воздухом, светом. А вы обратили внимание, что сначала запел один казак, его так и называли – запевалой. А потом к нему присоединились остальные.

Запевала сам придумывал украшения к песне - распевы (или наигрыши, как называли их казаки) прямо во время пения, а хор повторял за ним. Попробуйте тоже повторить за мной наигрыши. Для этого нужно быть очень внимательным. Сначала разбудим наши ушки. Споем в унисон один звук: а-а-а…9,10, 11,12,13.

14. Попробуем тоже спеть старинную казачью песню о нашей великой реке. Запевалой будет сегодня Сережа. Старайся петь широко, полной грудью, но не кричи. А мы будем тебе подпевать. Итак, песня – «Дон ты вольный»(дети поют)

0. О чем эта песня, ребята?

Мы пели сейчас а-капелла, то есть без сопровождения музыкальных ин-струментов. Казаки очень часто пели именно так. Но иногда они подыгрывали себе на музыкальных инструментах. 15. Как называется этот инструмент? (треугольник). Казаки называли его «трензель». Вообще-то трензель – это часть лошадиной сбруи. Ею казаки звенели во время пения. Потом придумали вот такой инструмент, а название «трензель» сохранилось. 16. А это что? (бубен). 17. Этот удивительный музыкальный инструмент называется «донской рылей». Послушайте, как он звучит. 18.

А маленькие казачата играли на всем, что под руку попадется. Лишь бы звучала игра слаженно, четко, ритмично.

Попробуем и мы сыграть песню «Ой, донские казаки». Пусть и наша звонкая музыка разольется над Доном батюшкой! Для каждого инструмента будет свой ритмический рисунок. 19. Треугольник будет звучать вместе с ложками: та-та-ти-ти-та. Погремушки: ти-ти-ти. Бубен начинает игру с паузы: эс-ти-эс-ти-эс-ти-та. Сыграем под музыку, а я побуду в роли дирижера…

Оркестр:

20. Как донские казаки, как донские казаки.

21. Казаки-казаки, казаки-казаки.

22. По станице гуляли, по станице гуляли,

23. Гуляли-гуляли, гуляли-гуляли.

24. Молодушек любили, молодушек любили.

Любили-любили, любили-любили.

25. К одной двое ходили, к одной двое ходили.

26. Ходили-ходили, ходили-ходили.

27. Да, донские казаки были не только смелыми воинами, но и очень талантливыми людьми. А сейчас, как вы думаете, есть в наших краях настоящие творческие, талантливые люди?.

28. Перед вами картины нашего земляка Кирияк Николая. Он живет в нашем городе. А когда-то этот замечательный художник ходил в наш детский сад! Посмотрите, с какой любовью изобразил Николай Донские пейзажи. 29. Обратите внимание, как в реке отражается берег – словно в зеркале. 30. Вы любите свой родной край, широкий Дон? Попробуем нарисовать его?31,32.

33. Я вижу, с какой любовью изобразили вы нашу славную реку Дон. Давайте же помнить, что природа нашего края заботится о нас. Будем же и мы бережно относиться к ней! 34. Ведь вы – донские казачата. Помните об этом.

0. До скорой встречи, друзья! Или, как гутарили (то есть говорили) казаки: покедовичи, бывайтя с Богом!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

Презентация «История казачества» Работа нашего МБДОУ направлена на патриотическое воспитание детей. Мы изучаем природу Донского края, знакомимся с историей родного города,.

Автор публикации:
Интерактивное занятие «Дон-батюшка»
Опубликовано: 30 июня 2014 в 18:02
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивное занятие «Дон-батюшка»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Макарова (УИ 5811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД