Получи документы

Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в воспитании звуковой культуры речи

Ирина Каргина
Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в воспитании звуковой культуры речи

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, поэтому речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период она наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения преодолеваются легче и быстрее и не переходят в более стойкий и сложный дефект.

Публикация «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в воспитании звуковой культуры речи» размещена в разделах

Значимость форм работы с родителями в речевом развитии дошкольников трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания в вопросах речевого развития дошкольников и нежелание принимать активное участие в образовании ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение семьи.

Для эффективной работы с родителями и привлечения их к совместной деятельности использую интересные, или как говорят в современном образовании инновационные и интерактивные формы работы, чтобы сами родители стали активными участниками и помощниками в процессе преодоления речевого нарушения своего ребёнка.

Формы работы с родителями.

Одна из самых распространённых форм – консультирование.

Консультации должны быть предельно чёткими и содержать только необходимый, конкретный материал для родителей по решению проблемы, развивать дух плодотворного сотрудничества. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересны родителям : “Артикуляционная гимнастика”, “Развитие мелкой моторики”, “Выполнение домашнего задания”, “Речевые игры дома”, “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”, “Как учить звуко-буквенному анализу”. К некоторым из них организуется выставка пособий, которые родители могут воспользоваться в работе с детьми в домашних условиях. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики и т. д. А для того чтобы узнать, как родители воспользовались этой информацией, организуется выставки пособий “Как умелые ручки язычку помогали”, на которой демонстрируются только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома. В дальнейшем сделанные пособия используются детьми в группе в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

Использую в работе с родителями такую форму как видеотека. Некоторые занятия по воспитанию звуковой культуры речи, проводимые мною, и логопедом на логопедическом пункте, снимаются на видео. У родителей есть возможность взять это видео домой и более подробно посмотреть выполнения того или иного упражнения, задания или игры. Они доступны для родителей и помогают им в домашних условиях закрепить пройденный материал, что способствует более быстрому и успешному речевому развитию дошкольников.

Широко использую в своей работе мультимедийное оборудование и презентации, которые помогают в более интересной и доступной форме преподнести материал для родителей на родительских собраниях. Чаще провожу семинары – практикумы, так как. Очень эффективными являются семинары-практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность и позволяют родителям полученный теоретический материал закрепить сразу на практике. Для проведения таких практикумов заранее готовятся «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

Эффективны организации наглядной агитации и стендов, где выставляются сведения о постановки звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. В качестве наглядной агитации использую папки-передвижки и стенгазеты на определенную тему. Например, «Чтоб был послушный язычок», «Развиваем речь с помощью пальчиков», в которых представлены поговорки, считалки, чистоговорки, пальчиковые и дидактические игры, которые родители могут проводить с детьми по дороге из детского сада домой и дома. Данные педагогические разработки позволяют решить проблемы речевого развития дошкольников и плавно включить родителей в образовательный процесс, как равноправных участников.

Одной из интересных форм работы с родителями является - совместная деятельность взрослого и ребенка. На протяжении всего времени работы над звуком ребенок, и родитель изготавливают книжки – малышки, которые является итогом всей проделанной работы, как учителя – логопеда, так и воспитателя. В них размещается весь практический материал, который используется в ходе работы по постановке звуков, отработки правильного речевого дыхания, развития фонематического слуха.

Существенную роль в результативной работе с родителями играет подобранная библиотечка методической литературы, авторских пособий, дидактических игр и упражнений. Их можно с успехом использовать в качестве наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда и воспитателя. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью с ребенком в домашних условиях. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным практическим материалом, который включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на звукопроизношения, подвижности артикуляционного аппарата, правильного речевого дыхания. Родители могут взять на время домой всю необходимую литературу, чтобы использовать её на индивидуальных занятиях с детьми дома. Библиотека периодически пополняется новыми оригинальными пособиями, практическим материалом на определенную тему, изготовленными дидактическими пособиями.

Досуговые формы организации общения (тематические развлечения, литературные вечера, КВН, вечер вопросов и ответов) помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники и конкурсы чтецов.

К ним предъявляются определё нные требования: речевой материал готовится дома самостоятельно; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания. Проводимая работа направлена на закрепление звукопроизношения и темпоритмической стороны речи, развитие артикуляционной моторики, интонации, что способствует речевой активности дошкольников.

Только тесное взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед, воспитатель и родители действуют согласованно.

Литература:

1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

2. Максакова А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М., 2007.

3. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2008.

Публикации по теме:

Газета детского сада для детей и сотрудников Вниманию педагогов представлен один из выпусков газеты выпускаемой в дошкольном учреждении. Формат печатного издания печатается в формате.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи Театрализованная игра- важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду, которую можно включать в образовательную, совместную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в воспитании звуковой культуры речи
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 20:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД