Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в воспитании звуковой культуры речи

Ирина Каргина
Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в воспитании звуковой культуры речи

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, поэтому речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период она наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения преодолеваются легче и быстрее и не переходят в более стойкий и сложный дефект.

Значимость форм работы с родителями в речевом развитии дошкольников трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания в вопросах речевого развития дошкольников и нежелание принимать активное участие в образовании ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение семьи.

Для эффективной работы с родителями и привлечения их к совместной деятельности использую интересные, или как говорят в современном образовании инновационные и интерактивные формы работы, чтобы сами родители стали активными участниками и помощниками в процессе преодоления речевого нарушения своего ребёнка.

Формы работы с родителями.

Одна из самых распространённых форм – консультирование.

Консультации должны быть предельно чёткими и содержать только необходимый, конкретный материал для родителей по решению проблемы, развивать дух плодотворного сотрудничества. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересны родителям: “Артикуляционная гимнастика”, “Развитие мелкой моторики”, “Выполнение домашнего задания”, “Речевые игры дома”, “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”, “Как учить звуко-буквенному анализу”. К некоторым из них организуется выставка пособий, которые родители могут воспользоваться в работе с детьми в домашних условиях. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики и т. д. А для того чтобы узнать, как родители воспользовались этой информацией, организуется выставки пособий “Как умелые ручки язычку помогали”, на которой демонстрируются только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома. В дальнейшем сделанные пособия используются детьми в группе в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

Использую в работе с родителями такую форму как видеотека. Некоторые занятия по воспитанию звуковой культуры речи, проводимые мною, и логопедом на логопедическом пункте, снимаются на видео. У родителей есть возможность взять это видео домой и более подробно посмотреть выполнения того или иного упражнения, задания или игры. Они доступны для родителей и помогают им в домашних условиях закрепить пройденный материал, что способствует более быстрому и успешному речевому развитию дошкольников.

Широко использую в своей работе мультимедийное оборудование и презентации, которые помогают в более интересной и доступной форме преподнести материал для родителей на родительских собраниях. Чаще провожу семинары – практикумы, так как. Очень эффективными являются семинары-практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность и позволяют родителям полученный теоретический материал закрепить сразу на практике. Для проведения таких практикумов заранее готовятся «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

Эффективны организации наглядной агитации и стендов, где выставляются сведения о постановки звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. В качестве наглядной агитации использую папки-передвижки и стенгазеты на определенную тему. Например, «Чтоб был послушный язычок», «Развиваем речь с помощью пальчиков», в которых представлены поговорки, считалки, чистоговорки, пальчиковые и дидактические игры, которые родители могут проводить с детьми по дороге из детского сада домой и дома. Данные педагогические разработки позволяют решить проблемы речевого развития дошкольников и плавно включить родителей в образовательный процесс, как равноправных участников.

Одной из интересных форм работы с родителями является - совместная деятельность взрослого и ребенка. На протяжении всего времени работы над звуком ребенок, и родитель изготавливают книжки – малышки, которые является итогом всей проделанной работы, как учителя – логопеда, так и воспитателя. В них размещается весь практический материал, который используется в ходе работы по постановке звуков, отработки правильного речевого дыхания, развития фонематического слуха.

Существенную роль в результативной работе с родителями играет подобранная библиотечка методической литературы, авторских пособий, дидактических игр и упражнений. Их можно с успехом использовать в качестве наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда и воспитателя. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью с ребенком в домашних условиях. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным практическим материалом, который включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на звукопроизношения, подвижности артикуляционного аппарата, правильного речевого дыхания. Родители могут взять на время домой всю необходимую литературу, чтобы использовать её на индивидуальных занятиях с детьми дома. Библиотека периодически пополняется новыми оригинальными пособиями, практическим материалом на определенную тему, изготовленными дидактическими пособиями.

Досуговые формы организации общения (тематические развлечения, литературные вечера, КВН, вечер вопросов и ответов) помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники и конкурсы чтецов.

К ним предъявляются определённые требования: речевой материал готовится дома самостоятельно; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания. Проводимая работа направлена на закрепление звукопроизношения и темпоритмической стороны речи, развитие артикуляционной моторики, интонации, что способствует речевой активности дошкольников.

Только тесное взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед, воспитатель и родители действуют согласованно.

Литература:

1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

2. Максакова А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М., 2007.

3. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2008.

Публикации по теме:

Газета детского сада для детей и сотрудников Вниманию педагогов представлен один из выпусков газеты выпускаемой в дошкольном учреждении. Формат печатного издания печатается в формате.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи Театрализованная игра- важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду, которую можно включать в образовательную, совместную.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
Автор публикации:
Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в воспитании звуковой культуры речи
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 20:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки