Получи документы

Интерактивные мини-музейные экспозиции и воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства

Татьяна Сапронова
Интерактивные мини-музейные экспозиции и воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

В условиях современного общества особо остро встает проблема идентичности и причастности к культуре своего народа у подрастающего поколения.

История нашего государства имеет многовековую историю и сохранена не только в фундаментальных произведениях искусства, архитектуре, литературном творчестве, но и представлена многочисленными образцами – шедеврами народных умельцев.

Публикация «Интерактивные мини-музейные экспозиции и воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства» размещена в разделах

Знакомство дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, это то, что позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Начинать знакомство лучше с самого простого, доступного и понятного детям; и начинать лучше с семьи. Красивые и мелодичные колыбельные, которые поет мама своему малышу; простые и порой наивные сказки, которые рассказывает бабушка на ночь своим внукам, формируют особую атмосферу причастности к Душе своего народа.

Дети подрастают, и дальнейшее их знакомство с культурой своего народа проходит уже в стенах образовательных учреждений.

Детский сад – это целый мир, в котором происходит становление личности будущего гражданина. В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем. Они также знакомятся с мастерами, создающими рукотворную красоту: художниками, скульпторами и, конечно же, народными умельцами.

Дошкольное детство - это период, когда грамотно сформированная вокруг ребенка одухотворенная среда, способна развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства, культурологическим ценностям. Поэтому, взрослым очень важно сориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира. И в особенности на ту часть, которая непосредственно связана с историей и становлением своего народа.

Все, что связано с историей дней минувших, имеет свое место хранения, а именно – музеи, библиотеки, архивы. Каждое из этих хранилищ культурных ценностей является уникальным. Уникальность музеев состоит в их обладании подлинными памятниками, культурным наследием. Только в музее можно приобщиться к общественной памяти. У детей старшего возраста есть возможность посещать настоящие музеи: сокровищницы всего самого важного и бесценного, собранного и бережно охраняемого для последующих поколений.

А что же делать детям, чей возраст и восприятие не позволяет побродить в тиши музейных стен? Для таких «походов в старину» есть достойная альтернатива: мини-музеи. Но не просто музеи в миниатюре, а маленькие кладовые полезной и важной информации, которая поможет заложить в детских душах ростки будущего отожествления со своим народом.

В рамках проектной деятельности, педагоги МКДОУ д/с № 425 «Елочка» разработали проект по развитию представлений дошкольников о роли человека в истории и культуре и индивидуальные проекты интерактивных мини-музейных экспозиций.

Мини-музеи уже давно стали частью образовательного пространства детского сада. Они тесно связаны с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей, как результат сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через такие музеи в миниатюре дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. А условия, созданные в рамках мини-музеев, способствуют всестороннему развитию ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Образовательная деятельность и экскурсии, проводимые в мини-музеях, учитывают психофизиологические особенности детей разного возраста, это и малую концентрацию детского внимания, повышенную двигательную активность, и особенно желание получить тактильный стимул, прикоснуться ко всему, что в поле зрения у маленьких воспитанников.

Дети, посещая мини-музеи, имеют возможность свободно передвигаться, могут рассматривать в руках, играть с экспонатами. Особенность таких мини-музеев в том, что экспозиции музея как дети, всегда находятся в стадии роста и увлекательных перемен. Коллекции мини музея постоянно пополняются, в том числе и работами, изготовленными руками детей.

Методы музейной педагогики, используемые в процессе образовательной работы в ДОУ, способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка. В Доу идет активная Совершенствуют традиционные формы, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики; приобщение ребёнка к сокровищницам культуры через основные направления культурно-образовательной деятельности в мини-музее (информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых) и др.

В МКДОУ д/с № 425 «Елочка» существует несколько мини-музеев, в которых в том или ином виде отражены традиции и обычаи русского народа. Это музей «Матрешки», музей «Русской избы», и даже музей «От зерна до каравая», а в кабинете студии изо ДОУ дети знакомятся с той рукотворной частью народной культуры, к которой можно не только прикоснуться, но и попробовать самостоятельно что то сотворить.

В рамках проекта мини-музея «Народное творчество», в студии изо детского сада № 425, представлены направления народных промыслов, которые доступны и понятны детям младшего дошкольного возраста. Это предметы – яркие представители народных промыслов. В детском саду нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек – но соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, но подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью – можно.

Свое отношение к предметам интерьера и быта предтавляющим нашу культуру дети могут активно выразить

Через их активное восприятие и созерцание у детей есть возможность выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.

Цель реализуемого проекта мини-музея «Народное творчество» такова: создание условий, формирующих у детей познавательный и эстетический интерес к окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей декоративно-прикладного народного творчества.

Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:

1. развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания участниками проекта произведений декоративно-прикладного творчества;

2. обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства по средствам «мини-музея»;

3. формировать организационно – методическое сопровождение образовательного процесса для повышения психолого-педагогической культуры, компетентности родителей (законных представителей) по вопросам образования детей.

Деятельность с участниками проекта предполагает

включение детей в активную продуктивную деятельность – рисование, лепку, аппликацию, конструирование на специально организованных занятиях и в свободной деятельности;

В обычном музее, ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини - музей является результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому родители также активные участники проекта. И Деятельность с участниками проекта также предполагает

поддержание стремления у родителей к развитию разносторонней художественной деятельности детей. Привлечение родителей к активным формам совместной творческой деятельности, способствующей возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр., творческим проектам, экскурсиям и прогулкам, это и посещение музеев города, картинной галереи, передвижных выставок.

Наша задача заключается в том, чтобы сориентировать родителей на необходимости созерцания рукотворной красоты и познание истории нашей большой и малой Родины.

Построение предметно-пространственной среды предполагается за счет пополнения экспозиции мини-музея новыми экспонатами, формирование медиатеки; изготовление книжек-самоделок (любимые потешки, народные промыслы); составление мультимедийной презентации проекта.

В рамках работы над проектами мини-музейных экспозиций, педагоги детского сада разработали серии сценариев экскурсий, бесед посещения мини - музеев. Регулярно проводятся занятия «Школы экскурсовода», на которых «дети-экскурсоводы» самостоятельно рассказывают об экспонатах. Мини-музеи — это часть образовательного пространства, новая «среда обитания» которую дошкольники могут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты.

Музей также является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, формирует художественный вкус, приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к многовековой истории своего народа.

Хотелось бы закончить свое выступление словами:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Публикации по теме:

Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства .

Развитие творческих умений детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Особое место в развитии личности ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные мини-музейные экспозиции и воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
Опубликовано: 4 мая 2015 в 19:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД