Получи документы

Исследовательская деятельность «Шахматы: польза или вред» для детей в старшей группе

Надежда Бута
Исследовательская деятельность «Шахматы: польза или вред» для детей в старшей группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Исследовательская деятельность «Шахматы : польза или вред» (для детей в старшей группе)

Информационная характеристика исследовательской деятельности :

Публикация «Исследовательская деятельность „Шахматы: польза или вред“ для детей в старшей группе» размещена в разделах

Тип исследования :

• по составу участников – групповой (дети, педагоги)

• по целевой установке – исследовательский.

Возраст детей : 5 - 6 лет.

Участники реализации исследовательской деятельности :

Педагог: Бута Надежда Владимировна.

Воспитанники: дети старшей группы.

Срок реализации исследования : 1.02.2024-29.02.2024

Цель исследования :

Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Задачи исследования :

1. Рассмотреть кошельки.

2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты.

3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами.

Образовательные задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить правильному отношению к деньгам;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т. д.)

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать способность сравнивать и анализировать.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность

Объект исследования – игра в шахматы.

Предмет исследования – влияние игры в шахматы на здоровье и интеллектуальное развитие.

Гипотеза: предположим, что игра в шахматы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие игроков.

Актуальность:

Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.

Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.

В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.

Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.

Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.

Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры.

У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.

У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.

У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.

У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Перспективный план реализации исследовательской деятельности :

Сроки реализации Название темы Проводимые мероприятия

1 этап: Организационно-подготовительный 1.02.2024-4.02.2024

Выбор темы проекта.

Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы.

Консультация для родителей «Развивающие игры».

Подбор методического материала.

Разработка тематического планирования исследовательской деятельности.

Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат.

Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации исследовательской деятельности.

Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.

Изготовление альбома «Великие шахматисты».

2 этап: Практический 5.02.2024 -28.02.2024

1 неделя «Понятие «шахматы». «Мир шахмат».

Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка : для малышей и их наставников» А. С. Трофимова.

Информация для родителей об истории происхождения шахмат.

2 неделя «Шахматная доска»

Закрепление знаний о шахматной доске.

Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

3 неделя «Шахматные фигуры»

Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».

Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве».

4 неделя «Начальное положение шахматных фигур»

Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией.

Дидактические задания: «Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».

Знакомство с книгой Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).

5 неделя «Шахматные фигуры – ладья, слон, конь, ферзь…».

«Подготовка к шахматному турниру».

Знание о фигуре ладья. Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие. Ход коня и взятие. Знания о место ферзя в начальном положении. Ход ферзя и взятие. Знакомство с королем, его ходами.

Просмотр мультфильмов о шахматах.

Рисование «Шахматные приключения».

29.02. 2024 3 этап: Заключительный

Семейный вечер «Играем в шахматы» (развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов). Шахматный турнир.

Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» (выставка шахматных наборов в группе)

Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :

1 диагностика автор Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).

1.02.2024.

В группе 26 детей, только 6 детей знают основные правила игры, применяют их в игре, частично пользуются помощью взрослого – средний уровень.

Остальные 18 детей – не знают основные понятия в шахматах, не имеют знания об игре в шахматы, интереса к игре не проявляют – низкий уровень.

2 из детей в группе проявляют интереса к игре, умеют решать шахматные этюды, владеют правилами игры в шахматы – высокий уровень.

2 диагностика

Конец февраля 2024 года.

Наблюдалась положительная динамика.

9 ребёнка показали низкий уровень.

11 детей показали средний уровень.

9 детей показали высокий уровень развития.

Вывод:

Анализ работы по обучению детей игре в шахматы, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность детей активизировалась. Как показала практика, у детей, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации, анализа и синтеза. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что игра в шахматы является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.

Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития дошкольника.

Используемая литература

1. В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

2. Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011.

3. Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры). - Ростов-на-Дону: Владис, 2014.

4. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы : книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с. : ил.

5. Сухин, И. Шахматы для самых маленьких : книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с. : ил.

6. Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С. 252-263.

7. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А. М. Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015.

8. «Шахматный учебник-сказка : для малышей и их наставников/ А. С. Трофимова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2012.

Используемые интернет источники

1. https://vospitatel.online/94342-prezentatsiya-k-proektu-shakhmaty-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

2. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priobshenie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-igre-v-shahmaty-s-ispolzovaniem-informacionno-kommun-4198815.html?ysclid=luzfmin3sk576572161

3. https://infourok.ru/proekt-po-teme-shahmatiigra-koroley-starshaya-gruppa-1888149.html?ysclid=lugmce6gf9140669063

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/01/proekt-korolevstvo-shahmat

Публикации по теме:

Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?»Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?» Вид проекта: исследовательский, краткосрочный Участники: дети старшей группы Козырева Е. Г. -воспитатель Актуальность: мультфильмы занимают.

Классный час в 8 классе «Интернет: вред и польза?» Аннотация В современном мире Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность «Шахматы: польза или вред» для детей в старшей группе
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 10:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД