Папки-передвижки

Исследовательская работа «Числа в сказках»

Светлана Алюшева
Исследовательская работа «Числа в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Мне очень нравиться математика. Математика – это удивительный мир чисел. «Мир построен на силе чисел», - говорил Пифагор. «Все есть число», - полагали древние ученые. Числа казались чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя. Но ведь числа существуют реально, все предметы мы можем посчитать. В далекие времена люди считали «один, два, много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Мы сейчас уже знаем что при счёте идёт число три. Но и сейчас оно остаётся загадочным.

Публикация «Исследовательская работа „Числа в сказках“» размещена в разделах

Когда я была маленькая мне часто читали сказки Бабушка Глафира, мама и папа. Когда я пошла в первый класс я научилась читать. Стала сама читать сказки, начала читать сказки своим младшим братикам. Прочитав сказку «Страна невыученных уроков» автор Лия Гераскина обратила внимание на очень интересные задачи, подумала, как же это увлекательно объединить математику и сказки. Читая сказки, заметила, что в них встречаются числа, но ведь раньше я об этом не думала и не замечала их. А некоторые числа встречаются очень часто и не раз, и в разных сказках одни и те же.

И почему одни и те же? Может они имеют какое-то значение? Почему именно они?

А для того, чтобы ответить на эти вопросы надо знать, что же означают числа, и выяснить есть ли связь, используется число «просто так» для рифмы или все-таки нет. Нам стало интересно узнать, какую роль играет в сказках числа, именно поэтому, нами была выдвинута

Гипотеза: числа в сказках используются не просто так, они несут определённый смысл.

Поэтому мы решили назвать тему моей исследовательской работы: Числа в сказках

Цель исследования: проанализировать, какую роль играют числа в сказках

В соответствии с целью исследования были сформулированы

задачи:

проследить, какие числа чаще встречаются в сказках;

проанализировать и обобщить полученные данные;

изучить, что означают числа в сказках;создать сборник математических задач с героями известных сказок для ребят начальной школы.

Методы исследования: анализ сказок.

Практическая значимость: данную работу можно использовать на уроках литературного чтения, математики при составлении задач.

Основная часть

Число-это понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Чтобы выяснить значения чисел, нам пришлось обратиться к материалам научной энциклопедии из интернет-Википедии. Мы узнали что:

Число 0 - передает понятие пустоты, без начала и конца, отсутствие чего-либо, ничто, не имеет границ;

Число 1- обозначает начало, одиночество, целое, единство, нечто малое, но в то же время важное, главное, существенное;

Число 2- символизирует парность, соединение, противостояние, противоположности: ночь и день, добро и зло, мужчина и женщина, небо и земля;

Число 3- имеет начало, середину и конец, полное и гармоничное счастливое число;

Число 4 - прочность, порядок, стойкость, устойчивость, надежность, постоянное (4 стихии, 4 времени года, 4 периода жизни);

Число 5 - вызывает ассоциации с чем-то лишним, постоянный поиск, что-то человеческое (5 пальцев, 5 чувств);

Число 6 - гармония и равновесие, союз противоположностей;

Число 7 – из ряда священных чисел, счастливая цифра, удача, что-то законченное (7 цветов радуги, 7 нот, 7 дней недели, 7 чудес света, СЕМЬя, священное, не вызывает споров;

Число 8 - знак бесконечности и цикличности, олицетворение непрерывного движения;

Число 9 - полная завершенность, совершенство;

Используя знания из энциклопедии мы взяли из своей библиотеки книги и стали просматривать сказки которые прочитали раньше и составили список где встречаются числа.

Прочитав только небольшую часть сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числом является «3».

Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве, о полноте, о гармоничности. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования. Число три используется часто в сказках, потому что рифмовать хорошо, складно, оно короткое "три". Проанализировав употребление в русских сказках различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен и если знать значение чисел, то можно определить их применение. Это, конечно, связано, прежде всего, с его символикой. Если говорить о числе "3" - то тройка – это человек, с его телом, душой, духом, а также рождение, жизнь, смерть;

- три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;

- первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.

Выбор чисел в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила.

Практическая часть

Мы провели анкетирование среди одноклассников. Всего приняло участие 24 ученика. Анкета включала 5 вопросов:

1. Часто ли вы читаете сказки?

а) всегда б) иногда в) давно не читал

2. На сколько часто в сказках встречаются числа?

а) очень часто б) иногда в) не обращал внимание

2. Для чего нужны числа в сказках?

3. Какие числа в сказках встречаются чаще всего?

4. Приведите примеры сказок с использованием чисел

5. Хотели бы вы разнообразить уроки математики сказками?

6. Придумайте задачу по математике, используйте героев из своей любимой сказки:

Из данной анкеты выяснили что: часто читают сказки - 10 учеников, иногда - 14 учеников, не читают - о.

На второй вопрос "Как часто в сказках встречаются числа?"

ответили очень часто - 5 детей, иногда - 14 детей, не обращали

внимания - 5 детей

На вопрос "Хотели бы вы разнообразить уроки математики сказками?"

ответили Да - 13 ребят, нет - 6 ребят и не знают - 5.

А также ученикам нашего класса мы задали и другие вопросы, обработав результаты анкетирования, мы выяснили следующее:

Большинство ребят считают, что числа в сказках нужны для счета, чтобы знать сколько героев, т. е. для обозначения количества, и малая часть ребят ответила другие варианты (для волшебства и тайн, символ чего-либо,

2ребят ответили что - для обозначения даты, и еще 2 ребят не знают ответа на данный вопрос.

На вопрос "Какие числа в сказках используется чаще всего?" большинство ребят написали 18 раз цифру 3, 9 раз написали цифру 7, 6 раз написали цифру 2, цифру 9 записали 3 раза, цифры 1, 12 и 33 написали по 2 раза, остальные цифры написали по одному разу - это 4, 6, 10, 40, 34, 39, 20, и 11.

И все-таки по мнению ребят чаще всего в сказках используется цифра 3.

Когда мы попросили ребят, привести примеры сказок, где используются числа, 77 % ребят смогли привести примеры и самыми популярными сказками, которые написали ребята стали "Три медведя" и "Волк и семеро козлят" по 10 раз, на втором месте сказка "Три поросенка" ее написали 7 раз, далее сказка "Белоснежка и семь гномов" - записали 6 раз, сказку "Три богатыря" 5 ребят написали, "Сказка о царе Салтане" 4 раза записали, по 2 раза прозвучали сказки "Цветик-семицветик", "12 месяцев", "Гуси-лебеди" и "Сказка о рыбаке и рыбке", остальные сказки называли по 1 разу, а также 3 ребят(13%) не смогли ответить на данный вопрос.

На шестой вопрос "Придумайте задачу по математике, используйте героев из своей любимой сказки: мы составили сказочные задачи, а так же мои одноклассники представили свои сказочные задачи.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что русские народные сказки пронизаны числами. Присутствие чисел наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.

Числа - два, четыре, шесть, восемь (чётные) - встречаются гораздо реже в устном народном творчестве. Это связано с суеверным представлением, что чётное число связано со смертью, числом «дьявола».

Чаще всего в русских народных сказках используется число 3.

Тройка – это:

человек, с его телом, душой, духом;

рождение, жизнь, смерть;

три периода любой сущности: начало, середина и конец;

прошлое, настоящее и будущее.

Число 3 наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Постоянное утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Таким образом, выбор чисел в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Мы пришли к выводу, что числа играют в художественном тексте немаловажную роль, и их изучение помогает проникнуть в заложенную народом мысль, лучше понять историю своего народа.

И на уроке математики сказка может стать помощницей и добрым другом.

«Сказочные задачи» по математике

В тридевятом царстве в тридесятом государстве жил злой царь и собирал он дань с жителей своего царства. В первый день пришло 3 мужика принесли каждый по 10 золотых монет, на второй день пришел старик и отдал царю 8 золотых монет, на третий день пришли две красны девицы и отдали царю по 9 золотых монет. Сколько всего золотых монет принесли царю за три дня его жители?

Мужик и медведь жили по соседству. Медведь посадил 33 семя репы, а мужик посадил на 15 семян репы больше. У медведя взошло 30 семян, а мужика все семена взошли. Сколько семян репы посадил мужик? Какой урожай репы вырастили мужик с медведем вместе.

Пошла Красная шапочка к своей любимой бабушке. По дороге к бабушке Красная шапочка повстречала 5 зайчат, 2 маленьких медвежат, мама утка и 7 семь утят перешли ей дорогу и много колючих комочков, это оказались ежики, их было на 6 больше, чем зайчат. Сколько всего зверей встретила Красная шапочка по дороге к бабушке?

Муха по полю пошла, муха денежку нашла 100 рублей. Пошла муха на базар, купила самовар за 35 рублей, кило баранок за 8 рублей, банку варенья за 5 рублей и носовые платочки по 1 рублю за каждый. Сколько рублей осталось у Мухи-цокотухи?

Несет Медведь на спине короб с пирожками в деревню к бабушке и дедушке, гостинец от внучки Машеньки. Устал Медведь, и говорит:

- Сяду на пенек, съем пирожок!

А Машенька из короба:

-Вижу, вижу!

Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!

А чтоб медведю было легче Маша съела сначала 3 пирожка, потом еще 2 пирожка, и в третий раз съела в два раза больше, чем в первый раз. Сколько всего съела пирожков Маша?

6. Конек-горбунок проскакал в первый день 2 горы, а во второй день на 3 горы больше. Сколько проскакал Конек-горбунок за два дня?

7. У Винни-пуха и Пятачка было 2 коробки меда. В каждой коробке было по 10 банок меда. Пришел кролик и взял 12 банок. Сколько банок меда осталось у Винни-Пуха и Пятачка?

8. На поляне летал 1 единорог. И к нему прилетело еще 2 единорога. Сколько единорогов было на поляне?

9. Три медведя набрали три корзины грибов, по 7 больших грибов в каждой корзине. Сколько у них получилось грибов?

10. У щенка было 19 костей, кошка забрала у него 9 костей. Сколько костей осталось у щенка?

11. Гномы решили порадовать Белоснежку цветами. Ворчун собрал вдоль реки 8 роз, Умник нашел у подножия горы в 3 раза больше колокольчиков, чем роз у Ворчуна. А Простак по лесной тропинке собрал на 7 подснежников больше, чем Умник и Ворчун вместе собрали цветов. Сколько цветов было в букете для Белоснежки?

12. В тридевятом царстве жил-был царь Салтан. И приплыли к нему 10 кораблей с разными товарами. Продали товар и уплыли 6 кораблей. Сколько кораблей осталось?

13. В сказке было несколько козлят. 2 мальчика, а девочек на 3 больше, чем мальчиков. Сколько всего козлят было в сказке?

14. У отца было 3 сына. Среднему 18 лет, младший на 2 года моложе среднего, а старший на 4 года старше младшего. Сколько лет младшему и старшему сыновьям?

15. У Федоры, жили-были 3 сковороды. 2 сковороды сбежали от Федоры, а после Федориного преображения пришли к ней еще 3 сковороды. Сколько стало сковород у Федоры?

16. Алеша Попович победил - 8 разбойников, ему осталось разобраться еще с 10 разбойниками. Сколько же разбойников развелось в граде Алеши Поповича?

17. Красная Шапочка понесла бабушке 16 пирожков, но по пути ей встретился волк и она поделилась с ним отдала ему 6 пирожков, и сама съела в два раза меньше, чем волк. Сколько пирожков осталось бабушке?

18. Шли по лесу заяц, белка и ежик. Увидели яблоки. Заяц взял 2 яблока, белка 3 яблока, а ежик нацепил на свои колючки 6 яблок. Сколько яблок взяли звери?

19. Купец вез 7 мешков картошки, начал морозить Синий Мороз и заморозил 4 мешка картошки. Сколько картошки привез купец пригодной для еды?

20. Утром в отделе игрушек было 12 легковых машинок и 20 грузовых. За день было продано 8 легковых и 12 грузовых машинок. Сколько легковых и сколько грузовых машинок осталось?

21. Айболит положил в миску 18 яблок, собака Авва съела 14 яблок. Сколько яблок осталось в миске?

22. У Тянитолкая было 140 пряников. Он съел 23 пряника, а 40 отдал Хрю-хрю. Сколько пряников осталось у Тянитолкая?

23. Лунтик собрал для бабы Капы 86 ягод земляники и малины на 26 больше, чем земляники. Сколько всего ягод собрал Лунтик бабе Капе на варенье?

24У красавицы лисы было 9 тарелок, а у журавля на 7 тарелок больше. Сколько всего тарелок у лисы и журавля?

25. Илья Муромец выиграл 30 кулачных боев, а Алеша Попович на 15 боев меньше, Добрыня Никитич на 30 боев больше, чем Алеша Попович. Сколько всего боев было у богатырей вместе?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Яичные загадки»Исследовательская работа «Яичные загадки» Исследовательская работа "Яичные загадки" Введение В нашей семье все увлекаются кулинарией и любят смотреть специальные программы по кулинарному.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Числа в сказках»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 20:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Числа в сказках»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Алюшева (УИ 546902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД