Получи документы

Исследовательская работа по теме «Математика на кухне. Экономия забота каждого»

Смирнова Лариса
Исследовательская работа по теме «Математика на кухне. Экономия забота каждого»

Районная научно-практическая конференция младших школьников

«Я – исследователь»

Номинация «Юный математик»

Категория: 3

«Математика на кухне. Экономия – забота каждого»

Сабарметов Артём

МКОУ Белобородовская ООШ, 3 класс,

Научный руководитель:

Смирнова Лариса Анатольевна,

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

р. п. Коченево, 2022

Оглавление

I. Введение

Публикация «Исследовательская работа по теме „Математика на кухне, Экономия забота каждого“» размещена в разделах

II. Основная часть

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

3. Вывод

III. Заключение

I. Введение.

Актуальность исследования : у нас небольшая, но дружная семья. На

каждый день рождения у нас принято собирать праздничный стол. Самое

главное на дне рождения – это красивый и вкусный торт. Моя мама работает

поваром, часто готовит разные вкусные блюда для нас, и конечно печет

торты. И у нее здорово это получается.

Как-то я узнал, сколько стоит торт в магазине и мне стало интересно, неужели мама тратит столько же денег каждый раз, когда печет торты для дома или для чаепития в классе? Мама сказала, что она тратит на торт гораздо меньше средств. На вопрос «Почему?», она предложила мне найти ответ самому, посчитав затраты на изготовление торта и сравнив их с ценами в магазинах.

Цель работы : пользуясь математическими знаниями, выяснить, что для семьи выгодней: купить праздничный торт или испечь самим.

Объект исследования : применение математических знаний в повседневной жизни.

Предмет исследования : себестоимость торта, приготовленного в домашних условиях.

Гипотеза: торт, приготовленный своими руками, обходится дешевле, чем купленный в магазине или сделанный на заказ.

Задачи исследования :

• Выяснить, насколько важно знание математики в кулинарии

• Изучить необходимую справочную литературу по теме

• Применить имеющиеся и полученные в процессе работы знания на практике, рассчитав стоимость праздничного торта для семьи

Методы: анализ справочной литературы, наблюдение, анкетирование, практические, анализ полученных данных.

Практическая значимость исследования : в экономии бюджета заинтересована каждая семья, в том числе и семьи моих одноклассников. По результатам нашей работы, ребята смогут сделать вывод какой торт, или другое кондитерское изделие, будет выгоден для семейного бюджета – приобретенный в магазине или сделанный своими руками. Может быть, кто-нибудь из них учтет это при подготовке к очередному внеклассному мероприятию с чаепитием.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть.

Мне нравится наблюдать, как мама колдует на кухне. Как из множества разных продуктов получается что-то. Сам я редко принимаю участие в этом процессе. Но кушать мамины блюда очень люблю. Особенно на праздники, когда они не только вкусные, но и красивые.

А еще я люблю уроки математики.

Из толковых словарей я узнал, что искусство приготовления пищи называется кулинария. А того, кто умеет хорошо готовить, называют кулинаром.

Я знаю, что при приготовлении любого блюда пользуются рецептом.

Рецепт многозначное слово. Одно из его значений относится к кулинарии. Рецепт – это способ приготовления чего-нибудь.

В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Но нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если мы хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Вот здесь и не обойтись без математики. В любом рецепте вес продуктов указан в граммах, объем в миллилитрах. С этими понятиями мы знакомимся с 1 класса, постепенно. На уроках математики мы научились находить часть от числа и число по его части. Это тоже может пригодиться в кулинарии, так как в некоторых рецептах встречается, например «одна вторая чайной ложки соды», «одна четвертая часть лимона» или «одна треть стакана муки». Выбирая форму для своего торта или печенья, мы тоже используем математику. Какими они будут: овальными, круглыми, квадратными, прямоугольными?

Много предметов кухонной утвари имеют отношение к математике. Мерный стакан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Классический гранёный стакан, всем известен, как стакан объемом 250 миллилитров. Значит, чтобы отмерить 1 литр жидкости нужно налить 4 таких стакана. Если знать, что столовая ложка вмещает 25 граммов пшеничной муки, то чтобы отмерить 200 граммов муки, нужно взять 8 таких ложек. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. Например, для супа мама берет кастрюлю большего объема, а для гарнира меньшего.

На уроках математики мы знакомимся с весами, с тем как они работают. Дома я научился пользоваться чашечными весами и электронными. Эти умения необходимы кулинару и любой хозяйке. Любой продукт готовится определенное время. Поэтому очень важно знать и уметь пользоваться на кухне единицами времени. В кухонной технике часто присутствуют часы с таймером, например в электроплитах, хлебопечках.

Работникам столовых, кондитерских, ресторанов, кафе каждый день приходиться сталкиваться с математикой. Итак, я убедился, что математика и кулинария тесно связаны.

2. Практическая часть.

Практическую часть мы начали с анкетирования ребят нашей школы. Данные анкеты приведены в приложении №1

Далее нам было необходимо высчитать себестоимость домашнего торта. Из толкового словаря я узнал значение слова себестоимость, а также получил разъяснение у взрослых.

Себестоимость продукции – это сумма денежных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

При расчете себестоимости нашего торта, мы не будем учитывать расходы на электроэнергию, воду, и оценивать труд человека. Только расход и стоимость продуктов.

2.1. Для начала нам нужно было провести обзор цен на торты в магазинах.

Мы выбрали несколько тортов одинаковых по массе, занесли данные в таблицу. Выбирая торты, мы обращали внимание на состав. Примерно такой состав продуктов мама использует при выпечке торта. Данные этого обзора занесены в таблицу (Приложение №2)

Вывели среднюю цену на торты массой 1000 граммов. Для этого сложили цены шести тортов и разделили на их количество, пользуясь калькулятором.

1) 850+600+910+1050+590+800=4030 - рублей стоимость всех этих тортов

2) 4030:6= 671 рубль средняя цена на торт массой 1000 граммов.

2.2. Далее мы подсчитали, какой массы должен быть торт для чаепития в классе, если в классе 10 человек и на каждого приходится примерно по 200г лакомства.

Для этого нужно количество порций умножить на массу одной порции.

10 * 200 = 2000г примерная масса торта

Если масса одного магазинного торта 1000г, значит нужно необходимую нам массу разделить на 1000.

2000:1000 = 2 торта.

Получается, для чаепития в классе нужно купить 2 торта

Затем нужно было узнать, сколько магазинных тортов нужно нашей семье для праздника. В нашей семье 5 человек, на каждого приходится примерно по 200г лакомства.

200*5=1000г – примерная масса торта

Значит, нашей семье нужен торт массой 1000г то-есть 1кг.

2.3. Следующим шагом узнали, какую сумму нам нужно потратить на эти торты. Чтобы узнать стоимость двух тортов, нужно среднюю цену одного торта умножить на их количество.

671*2=1312 рублей необходимо потратить только на торты для классного чаепития. Для нашей семьи торт обойдется в 671 рубль.

2.4. Далее выбрали рецепт для домашнего торта и испекли его.

Все торты, которые мы выбрали для обзора цен, по рецептуре похожи друг на друга – бисквитные с шоколадными и сметанными кремами. Наименование и количество продуктов для нашего торта мы занесли в таблицу (Приложение №3)

Готовый торт мы взвесили на домашних электронных весах, его масса оказалась примерно 1кг. Затраты на торт – 252 рубля.

Мы уже подсчитывали, что нам необходим торт весом 2000г.

Значит торт нам нужен в два раза больше, и затрат будет в два раза больше.

Подсчитали затраты:

1) 252*2= 504 рубля (примерно) обойдется торт для чаепития в классе.

Сравнили с затратами на магазинные торты:

1312 - 504=808 рублей экономии в данном случае.

2) 252 рубля (примерно) обойдется торт нашей семье.

Сравнили с затратами на магазинный торт.

671-252=419 рублей экономии в данном случае.

3. Вывод: проведя необходимые подсчеты и проверив их на практике, мы пришли к выводу, что домашний торт будет экономичнее для нашей семьи, чем купленный в магазине или приготовленный на заказ. Притом, выпекая торт сами, мы можем быть уверены, что используем хорошие продукты.

III. Заключение.

Анализируя работу кулинаров, поваров, наблюдая за тем как мама работает на кухне, а также принимая участие в приготовлении торта, я убедился, что математика и кулинария тесно связаны.

При расчете стоимости продуктов я умножал, складывал, взвешивал, измерял, составлял таблицы, пользовался калькулятором, в общем - применял свои знания по математике на практике, на кухне. Также я приобрел новые умения, например: находить среднее арифметическое число, создавать таблицы в текстовом редакторе. Думаю, что мне удалось правильно рассчитать продукты и их стоимость для приготовления торта дома.

На своем примере я подтвердил нашу гипотезу: торт, приготовленный в домашних условиях, обойдется семье дешевле, чем купленный в магазине.

Мы выполнили поставленные задачи.

Приложение №2

Обзор цен на торты в магазинах

№ п / п Название торта Масса (г) Цена (руб.)

1 «Прага» 1000г 850

2 «Трюфель» 1000г 600

3 «Сметанник» 1000г 910

4 «Киевский» 1000г 1050

5 «Вариация» 1000г 590

6 «День и Ночь» 1000г 800

Приложение №3

Наименование и количество продуктов для выпечки торта

№ п / п Ингредиенты Кол-во Цена продукта (рубли) Стоимость (рубли)

1 Яйцо 7 шт. 10руб. за шт. 70 руб.

2 Сахар 375 г 100 руб. за кг 37 руб. 50 коп.

3 Мука 200г 52 руб за кг 10 руб. 40 коп.

4 Сметана 250мл 200 руб. за л. 50 руб

5 Разрыхлитель 1 пакетик 6 руб. за пачку 6 руб.

6 Ванилин 1 пакетик 6 руб. за пачку 6 руб.

7 Шоколад 100г 50 руб за штуку 50 руб.

8 Растительное масло 100г 140руб. за 1 л. 14 руб.

9 Какао порошок 75г 860 руб за кг 64 р. 50 коп.

10 кофе 10г 1000 руб за кг 10 руб.

11 соль 5г 20 руб. за кг 10 коп.

Итого 252 рубля

Приложение №1

Анализ анкетирования.

В опросе принимало участие 10 ребят (3-4 классы).

На первый вопрос мы получили 9 положительных ответов, 1 - отрицательный.

Вывод: большинство ребят любят торты.

Из ответа на второй вопрос мы узнали, что не в каждой семье к празднику бывает торт.

По третьему и четвертому вопросу результаты были следующие: домашние торты любят 5 ребят, магазинные предпочитают также 5 из опрашиваемых.

На вопрос, «Какой торт обходится дороже: магазинный или домашний?» ребята предположили, что магазинный будет стоить дороже.

№п / п Содержание анкеты Да Нет

1 Любишь ли ты торты? 9 1

2 Часто ли в вашем доме к празднику бывает торт? 6 4

3 Это торт магазинный? 7 3

4 Мне нравятся магазинные торты 7

5 Мне нравятся домашние торты 3

6 Как ты думаешь, какой торт обходится дороже:

магазинный 9

домашний 1

Используемые интернет ресурсы:

1.https://www.psup.ru/2014/03/12/kulinarnaya-sistema-mer/ 2.https://www.yandex.ru/search/?text=картинки%20овощи&lr=36&clid=1882610 3.https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fumeha.3dn.ru%2F_bl%2F5%2F11833201.jpg&text=фото%20А. Н. %20Крылов&noreask=1&pos=3&lr=36&rpt=simage

4. https://slovonline.ru/slovar_ushakov/

5.https://prosto-i-vkusno.com/biskvitnyj-tort-so-smetannym-kremom/

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Детская исследовательская работа «Замечательный нос»Детская исследовательская работа «Замечательный нос» Здравствуйте! Меня зовут Дарья. Сегодня я расскажу вам о носе. Взрослые постоянно говорят: «Дыши носом. Дыши носом». Вот у меня возник вопрос:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа по теме «Математика на кухне. Экономия забота каждого»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 15:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД