Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»

Татьяна Кириченко
Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»

МБОУ СОШ№2 Майкопского района.

Учитель биологии и экологии-Кириченко Т. В.

Исследовательская работа и проектная деятельность школьников-первый шаг к научному познанию окружающего мира.

Работа по этой актуальной, современной теме ведется под девизом «Исследования и практика-путь к новым знаниям»

В современной школе, работающей по ФГОС каждый учащийся должен научиться творчески работать, учиться самому добывать знания, применять их на практике, анализировать ситуацию и т. д. Первостепенная задача каждого учителя научить это делать, создавая проблемную ситуацию на уроке, отходя от репродуктивного преподавания предмета.

Исследовать-это значит искать что-то неизвестное, часто исследователь не знает, что принесет ему сделанное открытие и как на практике использовать добытые им сведения. Слово «проект» означает «брошенный вперед». А человек,реализующий проект, решает реальную, не выдуманную практическую проблему и задачу. Отсюда, на современном этапе развития образования очень актуально научить находить проблему, исследовать ее, предлагать свое решение. Метапредметные результаты по ФГОС отражают умение самостоятельно определять цели, ставить для себя новые задачи,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Личностные результаты: патриотизм российского гражданина,любовь и чувство долга к Родине. А для этого ученик должен сам практически познавать окружающий мир, выбрать тему, которая действительно ему интересна! Продумать цель и задачи, которыми хочется заниматься.

Любое исследование начинается с гипотезы,которую надо либо подтвердить, либо опровергнуть. Потом подбираются методы исследования данной темы.

После небольшой теоретической части обязательна практическая часть, где учащийся описывает,что конкретно он делал, анализирует свою работу, что получилось, что нет. Подтвердил гипотезу он или нет, делает выводы, вносит свои личные предложения по выбранной им теме.

Классификация проектов.

1. Практико-ориентировочный (учебные пособия, макеты) 2. Творческий. 3. Ролевой (роли персонажей).

4. Монопроекты –в рамках одного. 5. Межпредметные.

Ученик должен четко понимать цель своего исследования,то есть зачем он его проводит. Задачи начинаются со слов:выявить. разработать…определить…выполнить…Гипотеза-догадка,не подтвержденная. Начинается со слов:если…возможно…допустим…предположим…

Методов исследования много:

-можно подумать самому.

-книги, фильмы по данной теме.

-Интернет

-консультация у компетентных людей.

-наблюдение

-эксперимент

-математический расчет.

Правильное оформление своей работы не менее важно, чем сама работа.

-Титульный лист.

-Оглавление.

-Введение (актуальность-почему именно эта тема волнует? ,объект,например, озеро. Предмет, например,его растения и животные.

-Основная часть (теоретический короткий обзор научной литературы за последние годы, известные исследования по теме.)

-Практическая часть (что конкретно делал)

-Заключение (результаты работы,качественный и количественный анализ их с таблицами,графиками,диаграммами и т. д. Где практически может быть внедрен результат? Выводы и возможность дальнейшего исследования)

-Список информационных источников.

-Приложение (если оно нужно).

Как представить, презентовать и защитить свою работу?

То есть, продукты проектной деятельности:

1. Видео. 2. Выставка. 3. Игра. 4. Коллекция. 5. Макет. 6. Модель. 7. Презентация.

8. Публикация. 9. Учебное пособие. 10. Стенгазеты,фото, рисунки.

Результаты в виде графиков, диаграммы.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу шестиклассниц и проект по биологии и экологии, наиболее понравившиеся и учащимся, и взрослым.

Исследовательская работа

«Комплексное исследование озера Краснооктябрьское»

Работу выполнили:

Корнилова Анастасия, Доценко

Виктория, Погорелова Татьяна

ученицы 6 «А» класса МБОУ СОШ №2

п. Краснооктябрьского

Майкопского района

Руководитель: учитель биологии и

экологии Кириченко Т. В.

Республика Адыгея 2018 год

Оглавление:

1. Введение

2. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское

2.1 Географическое положение.

2.2 Происхождение 2.3 Размеры. 2.4 Питание.

2.5 Характер берегов, почвы. 2.6. Растительный мир.

2.7. Животный мир.

3. Результаты опытов и исследований.

3.1 Опыт №1.

3.2 Опыт №2

3.3 Опыт №3

3.4 Опыт №4

3.5 Общие выводы по проведенным опытам.

4. Заключение

5. Список использованной литературы.

Введение.

Актуальность исследования.

Данная работа является актуальной в связи с тем, что вода является источником всего живого на Земле и от качества воды, используемой человеком, зависит очень многое. Мы считаем, что загрязнение водоёмов и прилежащих к ним территорий является одной из важнейших проблем современности.

Гипотеза: чем больше мы узнаем о родном уголке природы, тем больше сможем ей помочь…

Цели и задачи исследования:

Цели проекта: выявить и оценить современное экологическое состояние озера Краснооктябрьского, провести биологические и этнологические исследования на озере и прилегающих к нему территориях.

Задачи: определить экологическое состояние озёра, используя полевые и лабораторные методы исследования.

Методы исследования:

- Беседа, (проводился опрос местных жителей).

- Метод наблюдения (использовался при изучении растительного и животного мира озёра).

- Метод глазомерной съёмки

- Органолептический метод, (для исследования воды: определялся её вкус, цвет и запах, данные заносились в таблицу).

- Место проведения исследований: Республика Адыгея, Майкопский район, центральная часть п. Краснооктябрьского.

Человечество во все времена воздавало должное воде. Об этом говорят многочисленные культуры, связанные с водными источниками. Древние верования и обожествление рек, ручьев, родников, озер сочетались с заботой об их сохранности. Некоторые из этих ритуалов живы и до наших дней.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческому телу воды требуется приблизительно в два раза больше по весу, чем пищи. Обезвоживание организма на 10% уже опасно, а на 25% - смертельно для человека; неудивительно, что без пищи человек может жить несколько недель, тогда как без воды погибает через 2-3 дня, и т. д.

От воды зависит климат планеты? Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У неё очень большая теплоёмкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняет Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере - в облаках и в виде паров, без воды обойтись нельзя - это самое важное вещество на Земле.

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т. д.) является наиболее актуальной, т. к. всем известно - выражение «вода - это жизнь». Но, даже понимая всю важность роли воды в жизни, человек все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим.

Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет ее для самых разных бытовых нужд.

Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они отличаются замедленным водообменом, свободным термическим режимом, химическим составом, значительными изменениями уровня воды. Для них характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на приозёрные ландшафты. Озёра представляют собой зону аккумуляции минерального и органического вещества, где образуются типично озёрные полезные ископаемые (сапропель).

Состояние большинства водных объектов Майкопского района, по результатам мониторинга экологического состояния водных ресурсов Республики Адыгея, относится к первой группе, что соответствует удовлетворительному экологическому состоянию.

Наш проект ориентирован на исследование, оздоровление, восстановление и охрану водных ресурсов.

В своём развитии озёра приходят несколько стадий:

- Озера бывают молодые (олиготрофные, среднего возраста (мезотрофные) и старые (эвтрофные). По чисто внешним признакам молодые озера глубокие и чистые, более старые - мелкие и темные.

- В эвтрофной стадии оно становится мельче. В некоторых местах озера песок превращается в ил или глину. В прилегающих к озеру местах возникают отдельные пятна заболоченных площадей. Вода в озере становится более теплой. Заросли водных растений становятся плотными, а площади, занимаемые песком, уменьшаются. Цвет воды приобретает более темный оттенок, водоросли растут до меньших глубин.

В процессе старения кардинально меняется животный и растительный мир озера. Наше зеро переживает стадию старения.

1. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское.

2.1 Географическое положение

Исследуемое озеро Краснооктябрьское расположено в центре п. Краснооктябрьского Майкопского района, между улицами Восточная, Шоссейная, Рабочая1

Озеро расположено на правом берегу реки Курджипс, примерно на расстоянии 250 - 300 метров.

Восточные и южные берега очень пологие, низкие, а вдоль западного берега проходит шоссе, высота насыпи около двух метров.

Вода имеет желтовато - зелёный оттенок, без запаха, есть небольшой осадок. Озеро пресное, проточное. В озеро впадает ручей Восточный.

Вытекает ручей Убегающий, впадающий в р. Курджипс.

2.2. Происхождение озера.

Более века назад, на месте посёлка был ещё хутор Драгунский. Наиболее низкие участки поймы реки Курджипс были заболочены. В некоторых углублениях образовались небольшие озёра. В этом районе было много родников, питавших озёра и болота. В шестидесятые годы двадцатого века через посёлок началось строительство дороги из Майкопа на Апшеронск. Было завезено много грунта, и большая часть болотистой местности вместе с озёрами была засыпана и застроена жилыми домами. Небольшой участок с озером сохранился. Ручей, вытекающий из этого водоёма, был засыпан при строительстве и в результате накопления родниковых вод площадь озера немного увеличилась. А в западной части из озера начал вытекать новый ручей. По происхождению озеро можно отнести к пойменным.

2.3. Размеры

Озеро расположено на высоте 205 м над уровнем моря.

Имеет овальную форму. Ширина составляет 28 метров, а длина - 44 метра. Площадь водного зеркала озера около 800 м2.

Озеро мелководное, средняя глубина 0,8 м, а максимальная глубина достигает 1,6м. Объём воды в озере 260 м.

2.4. Питание и режим

Водное питание происходит за счет поступления атмосферных осадков, родников, выбивающихся со дна. В озеро впадает ручей Восточный.

Уровень воды в озере в течение года фактически постоянный, но в период сильных дождей периодически наблюдается незначительное, кратковременное увеличение площади зеркала озера.

Краснооктябрьское озеро — проточное. Из него вытекает ручей Убегающий. Устье ручья Восточный и исток ручья Убегающий находятся в восточной части озера, на расстоянии не более 10 метров, что сказывается на очень слабом водообмене озера.

Режим озера зависит от сезонных климатических особенностей. Если зима холодная, то озеро фактически замерзает полностью. Толщина льда может достигать 3-5 см. Незамерзающей остаётся только западная часть, где впадает ручей Восточный. В летний период, из-за мелководности, вода в озере прогревается до 25-27 градусов.

2.5 Характер береговой линии

Берега озера низкие, пологие. Западный берег более крутой, потому что рядом с озером проходит трасса «Майкоп - Апшеронск», при строительстве которой была сделана насыпь. Почвы супесчаные. Дно илистое, ил чёрного цвета

2.6. Растительный мир.

Несмотря на небольшие размеры нашего озера растительный мир довольно разнообразный. В южной, наиболее мелководной части озера, берега заросли камышом озёрным. За последние 10-15 лет площади этих зарослей увеличились на 20%. Рядом с камышом растут рогоз узколистный и стрелолист обыкновенный, встречается осока трёхгранная и скумпия. Западные берега густо поросли мятой перечной и ежевикой. Хорошо себя чувствует здесь и хвощ полевой и лютик едкий.

Из водных растений широко распространена элодея канадская. Зимой у элодеи наступает период покоя. Большая часть растения отмирает, в грунте остаются зимующие почки, которые весной дадут новые ростки.

На водной поверхности в отдельные годы, если жители прилегающих домов не выгоняют на озеро водоплавающих птиц (гусей, уток, поверхность озера затягивает ряска.

По берегам растут одиночные деревья: ива плакучая, тополь серебристый.

2.7. Животный мир.

В озере водится рыба: краснопёрка, горбыли и плотвичка. Это объекты внимания любителей рыболовов, которых на берегу озера можно встретить фактически в любое время года. Количество рыбы, по словам рыбаков, становится меньше после появления в озере щук.

Много черепах, которые в летний период часто греются на корягах

Из насекомых мы наблюдали:

стрекоз: стрелка голубая, коромысло, водомерок, в большом количестве комаров, жуков плавунцов.

Из моллюсков здесь встречаются брюхоногие: большой и малый прудовик.

Из земноводных: прудовая лягушка,

Из пресмыкающихся мы встречали водяного ужа,

Из птиц мы видели диких уток крякв, которые последние годы сюда стали чаще залетать и даже в зарослях камыша пытаются вить гнёзда. Иногда на озеро приземляются серые цапли и даже несколько раз видели лебедей.

Из млекопитающих здесь водятся ондатры, но они очень часто уходят вверх по течению ручья Восточный и снова возвращаются.

3. Результаты опытов и исследований.

Мы провели несколько лабораторных опытов.

Лабораторные опыты:

Для изучения качества воды в озере мы взяли пробу воды. Исследование проводили в феврале 2018г. Воду для изучения отбирали в чистую посуду, предварительно 2-3 раза ополоснув исследуемой водой.

3.1 Опыт №1

Определение запаха воды озера Краснооктябрьское:

Оборудование: колба с водой

1. Налили в колбу исследуемую воду, закрыли пробкой колбу.

2. Через час открыли пробку, и определили запах воды с помощью взмаха руки.

При определении запаха руководствовались предложенными таблицами:

Интенсивность запаха Характер проявления запаха Балл

Отсутствует Запах не ощущается 0

Очень слабая Запах слегка обнаруживаемый 1

Слабая Запах замечается, если обратить на это внимание 2

Заметная Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде 3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья 4

Очень сильная Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья 5

Символ Характер запаха Примерный род запаха

А Ароматный Огуречный, цветочный

Б Болотный Илистый, тинистый

Г Гнилостный Фекальный, сточный

Д Древесный Запах мокрой щепы, древесины

З Землистый Прелый, свежевспаханной земли

Р Рыбный Рыбьего жира, рыбы

С Сероводорода Тухлых яиц

Т Травянистый Сена, свежескошенной травы

Н Неопределенный Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения

Вывод: по результатам наблюдений заполнили таблицу, используя приведенные выше таблицы.

№ колбы Оценка в баллах Запах

1 2 Вода взятая из озёра имеет легкий болотный запах, род запаха илистый, тинистый.

3.2 Опыт №2

Определение мутности (прозрачности) воды:

Для определения мутности использовали метод качественного определения мутности.

Оборудование: пробирка стеклянная высотой 10–12 см, лист тёмной бумаги (в качестве фона).

Выполнение опыта:

Для определения прозрачности мы одну пробирку заполнили исследуемой водой до высоты 10–12 см.

Мутность воды определили, рассматривая пробирку на тёмном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Мы увидели, что в озёрной воде заметны мелкие частицы песка, которые не оседают, но при этом сохраняется прозрачность воды. Используя таблицу, определили что, вода слабо мутная.

Вывод: вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.

3.3 Опыт №3

Изучение осадка путем отстаивания воды:

Для определения осадка мы налили исследуемую воды в цилиндр и

отстаивали в покое 1 час. Осадок оценивали количественно (нет, незначительный, заметный, большой) и качественно (песчаный, глинистый,

илистый, кристаллический, хлопьевидный).

Вывод: в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.

3.4 Опыт №4

Определение цвета:

Условия исследования: комнатная температура.

Для определения цветности воды взяли стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набрали воду и на белом фоне бумаги определили цвет воды

Вывод: Цвет воды – слегка жёлтый.

3.5 Общие выводы по проведенным опытам:

1. В водоёме присутствуют животные, которые защищают его от загрязнения, поедая сгнившую растительность.

2. В результате наблюдения выявлено, что набережную водоёма засоряют мусором отдыхающие и рыбаки, часть мусора попадает в воду.

3. При определении качества воды озера «Краснооктябрьское» выяснили:

а) вода, взятая из озёра, имеет незначительный болотный запах, род запаха илистый, тинистый.

б) вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.

в) в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.

г) цвет воды – слегка жёлтый.

Вода озера Краснооктябрьского умеренно загрязнена, в целом его состояние можно оценить как умеренно-загрязненное.

Заключение:

В течение всей исследовательской работы, мы поняли, что озеру необходимо помочь. Исследуя воду, мы пришли к выводу, что оно пригодно

для существования в нём живых организмов, а значит, озеро живое и в нём обитают богатая флора и фауна, которую надо сберечь.

В результате проведенных исследований основная цель и задачи выполнены.

Мы остались удовлетворены результатами своих исследований и всеми видами проведенных работ, потому что узнали много интересного о нашем озере.

Территория озера - место живописное. Но вызывает огорчение, что очень часто на этой территории скапливается много мусора. Мы считаем, что это проявление низкой экологической и общечеловеческой культуры некоторых жителей посёлка.

Мы очень хотим, чтобы наше озеро всегда было полноводным, красивым, чтобы в нём было много рыбы.

Чтобы люди берегли и приумножали богатства данного водоёма.

Лично мы тоже можем многое сделать для нашего озера, например, вместе с друзьями пойти вдоль озера, и расчистить загрязненные места.

Литература

1. Т. А. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг» - «Ангар»,

«Рандеву – АМ» 2010

2. А. Г. Муравьёв «Руководство по определению показателей количества

воды полевыми методами». Издание третье – «Крисмас+» Санкт-

Петербург, 2011

3. Новиков Ю. В., Сайфутдинов М. М. Вода и жизнь на Земле. / Ю. В. Новиков, М. М. Сайфутдинов. -М: Наука.

4. СанПиН 2.1.4.1074-01 Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

5. Д. В. Новенко. География. Практические работы на местности 6-9 кл. / Д. В. Новенко-М:. Дрофа, .2010.

6. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/сост. И. П. Чередниченко.

Интернет ресурсы:

1.htt:// ru.wikihpedia.org

2.htt:// www.viytawater.ru

3.htt:// ru.opit.unbiolog

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Березовая кора» автор Закурдаев Кирилл, 5 лет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Научно-практическая.

Исследовательская работа «Что за чудо эти сказки» Я очень люблю слушать сказки. Мне их рассказывают и читают родители перед сном, бабушка с дедушкой, а теперь я и сама умею их читать. Однажды.

Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.

Исследовательская работа «Особенности демотиваторов» Содержание Введение. … 3 Глава 1. Основные понятия о демотиваторах 1.1. Что такое демотиваторы 4 1.2. Происхождение.

Исследовательская работа по ПДД «Профессия — регулировщик» Перед сном мама мне всегда читает разнообразные книги и журналы. И вот однажды, она мне прочла стих С. Михалкова «Дядя Степа». В стихотворении.

Исследовательская работа «Удивительный продукт — мед» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Дикие животные
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»
Опубликовано: 7 июня 2019 в 15:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Мастер-класс изготовления панно из камушков «Дерево осенью»
Лето кончилось и, вот, Осень золотая Нас встречает у ворот С щедрым урожаем. Все деревья и кусты Расписала кистью: В бронзу, золото и медь Превратила...
Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...