МААМ-картинки

Исследовательская работа «Влияние музыки на человека»

Валентина Безматерных
Исследовательская работа «Влияние музыки на человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Частинская средняя общеобразовательная школа»

(окружающий мир)

Влияние музыки на человека

фамилия, имя, отчество участника (полностью)Санникова Мария Михайловна

класс участника 4 б

контактный телефон участника

фамилия, имя, отчество руководителя (полностью) Безматерных Валентина Титовна

место работы руководителя МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»

Публикация «Исследовательская работа „Влияние музыки на человека“» размещена в разделах

должность руководителя учитель начальных классов

контактный телефон руководителя 89128837332

Частые, 2022

Оглавление

I. Введение 3

II. Основная часть 5

1. Влияние музыки на организм человека 5

2. Экспериментальная часть 8

2.1. Социологический опрос «Ваше отношение к классической

и современной музыке» 8

2.2. Проведение эксперимента «Влияние классической и современной музыки на артериальное давление и пульс». 9

2.3. Проведение эксперимента «Влияние классической и современной музыки на умственные способности учащихся» 10

3. Заключение 11

III Библиографический список. 13

IV. Приложения 14

Введение

Здоровье человека — актуальная тема всех времён и народов, а сейчас она становится первостепенной. Состояние здоровья детей и взрослых вызывает серьёзную тревогу специалистов.

Телевидение, компьютерные технологии, экологические проблемы, вторжение современной поп- и рок-музыки – вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье людей.

В связи с этим необходимо вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья. Одним из них можно с уверенностью назвать арт-терапию: лечение искусством (art – искусство, therapy – лечение, а именно один из её разделов – МУЗЫКОТЕРАПИЮ.

Слова «музыка лечит душу» можно было прочитать на корпусах музыкальных инструментов, сделанных средневековыми итальянскими мастерами. Великие мыслители, учёные и поэты древности – от Гомера до Авиценны – оставили нам свидетельства того, какую важную роль играла музыка в жизни народов того времени, и её лечебного воздействия.

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. У каждого человека есть музыка, которая ему нравится. Кому–то нравится классическая музыка, кому-то рок-музыка или «попса».

Так как же именно музыка может влиять на состояние человека?

Я люблю музыку, посещаю музыкальную школу по классу «фортепиано». Готовясь к занятиям дома, я обратила внимание на то, как меняется поведение моего брата Сергея в зависимости от исполняемой мною мелодии. Да и я значительно лучше выполняю домашнее задание при прослушивании классической музыки.

Получается, музыка может непосредственно влиять на человека.

Гипотеза: музыка – внешний раздражитель, имеющий влияние, как на человека, так и на всё живое.

Цель: теоретически определить и экспериментально проверить, какую силу имеет музыка, как она может влиять на состояние человека и его здоровье.

Задачи:

- изучить теоретические источники по данной теме, обобщить и систематизировать собранный материал в реферативной части работы;

- провести тестирование и анализ полученных результатов;

- сделать выводы о воздействии музыки на состояние человека;

- предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

Объект исследования : организм человека

Предмет исследования : изменения в самочувствии человека, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций.

Методы исследования :

• анализ литературы по теме;

• анкетирование и выводы;

• эксперименты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Влияние музыки на организм человека

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, независимо от того, хотим мы этого или нет. Вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.

Есть Музыка с большой буквы, та, что рождена композитором по велению души. Есть музыка, которая волнует, утешает, вдохновляет, поддерживает, завораживает, окрыляет, усыпляет, радует, веселит и заставляет задуматься. Музыка может даже лечит. Но лечит она не те раны, когда человек упал, ушибся или порезался острым предметом. Музыка врачует, прежде всего, душу человека.

Влияние музыки на человека

Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать…

Я поговорила со своей учительницей по поводу музыкальных перемен. Оказывается, например, слушание музыки В. Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Заметила, что после такой музыки одноклассники успокаиваются на перемене, на уроках работают активнее.

Польза музыкальных перемен

Кроме того, улучшается память, стимулируются процессы мышления, снимается мышечное напряжение, улучшается работа внутренних органов. Большинство произведений В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует естественному, здоровому биению сердца.

Музыка рядом

Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: музыка говорит с людьми с помощью звуков.

Влияние музыки на человека

С лечебной целью рекомендуют слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также "Лесного царя" Шyбеpта. Эти произведения ускоряют выздоровление.

Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

Волшебные звуки пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу. Скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию. Орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос". Барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему. Флейта очищает и расширяет легкие. Арфа гармонизирует работу сердца. Виолончель благотворно действует на почки. Баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.

Ученые утверждают, что уже плод, находящийся в утробе матери, начинает слышать звуки, начиная с девятнадцатой недели.

С этого времени рекомендуется на час в день прикладывать к животу беременной женщины наушники, в которых звучит негромкая спокойная музыка, желательно классика – Чайковский, Моцарт, Бетховен… Другой способ – будущей маме слушать любимую музыку.

Специалисты доказали, что чем больше мозг ребенка получает информации в раннем возрасте, тем более развитым он будет. Звуки являются одним из основных источников информации для ребенка. Малыши прекрасно усваивает звуковую информацию и из всех музыкальных произведений особенно ценят классические произведения.

Особого внимания заслуживает музыка Моцарта. Доказано, что она обладает терапевтическим и расслабляющим эффектом, причем это чувствует даже еще не рожденный младенец – от звуков музыки этого композитора плод затихает, как - бы «прислушиваясь», а после рождения такие дети отличаются более спокойным нравом.

Если малыш капризничает, плачет, успокоить его поможет опять же музыка. Звуки природы в сочетании с красивой, спокойной музыкой справляются с этим лучше всего.

Посещение музыкальной школы – это не только развитие музыкальных способностей детей. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному систематическому труду, усидчивости, прививают ему терпение. Постоянное прослушивание и воспроизведение талантливых музыкальных произведений делает внутренний мир ребенка ярче, богаче, а самого ребенка – счастливее.

Если ребенок несколько лет прилежно посещал музыкальную школу, а в восьмом или девятом классе вдруг начал проявлять способности к математике – не удивляйтесь: это – благодаря музыке. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образномумышлению человека.

Развитие музыкальных способностей детей способствует и развитию грамотности. Умение писать без ошибок зависит не только от прилежного заучивания правил. Играя на музыкальном инструменте, ребенок отлично тренирует пальчики – а ведь только тренированные пальцы справятся в первом классе с правильным написанием непослушных букв и цифр. Кроме того, игра на музыкальном инструменте – прекрасный способ развить чувство ритма, наладить прекрасную координацию между слухом и моторикой рук.

Из этого следует, что музыка развивает все виды восприятия и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную)

2. Экспериментальная часть

Специалисты много говорят о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. У меня есть проблемы с изучением предмета окружающий мир. Я провела эксперимент: при подготовке домашнего задания по этому предмету я стала включать его произведение «Маленькая ночная серенада». Заметила, что успокаиваюсь, и мне быстрее запоминается материал.

А знаете ли вы, что, например, «Реквием» Моцарта в период эпидемий использовался для изгнания болезней, а музыка Баха, Генделя, Брамса помогает стать собранными, внутренне очищает психику от всего ложного, наносного.

Получив информацию о влиянии музыки на человека, я провела несколько экспериментов.

2.1. Социологический опрос «Ваше отношение к классической и современной музыке»

Для того чтобы выяснить как учащиеся 4 б класса относятся к музыке, мы провели социологический опрос. Анонимно мы задавали всего 5 вопросов:

1. Какая музыка Вам больше нравится : классическая или современная?

2. Как Вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека?

3. Почему?

4. По-вашему, какая музыка оказывает больше пользы на организм человека? (классическая или современная)

5. Как часто вы слушаете музыку?

В опросе приняло участие 23 человек. Было задано 5 вопросов. На первый вопрос: Какая музыка вам больше нравится : классическая или современная? 20 чел выбрали современную музыку, 1 чел. – классическую и 2 чел. любят слушать и ту и другую. Второй вопрос: как вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека? 17 чел дали положительный ответ, и только 6 чел. не верят во влияние музыки на человека.

Следующий вопрос: Какое влияние оказывает музыка? Ответы были разные – музыка поднимает настроение, хочется танцевать, успокаивает, бодрит. Если слушать музыку в наушниках – можно испортить слух.

А на вопрос: Какая музыка оказывает больше пользы на организм человека - классическая или современная? 13 чел – выбрали классическую музыку, а 10 чел – современную. И последний вопрос: как часто вы слушаете музыку? Каждый день – 8 чел, через день – 5 чел, иногда, редко – 9 чел., не люблю слушать музыку – 1 чел. Отсюда делаем вывод: что большинству моих одноклассников нравится современная музыка, но многие понимают, что положительное влияние на человека оказывает классическая музыка, а прослушивание музыки в наушниках может привести к ухудшению слуха.

2.2. Проведение эксперимента «Влияние классической и современной музыки на артериальное давление и пульс».

Я решила исследовать, как меняется артериальное давление и пульс моего брата после прослушивания разной музыки (например современной и классической)

Помогала мне мама. Изменение артериального давления в зависимости от прослушиваемой музыки. Нормальное артериальное давление подростка 13 лет от 110 до 135.

Артериальное давление и пульс вначале эксперимента: 111 и 78

Артериальное давление и пульс при слушании классической музыки : 107 и 76

Артериальное давление и пульс при слушании современной музыки : 135 и 88

Можно сделать вывод, что при прослушивании классической музыки давление и пульс приходят в норму.

Где это может пригодиться. Считаю, что результаты исследований можно использовать для создания в школах специально оборудованных кабинетов, где каждый желающий учащийся с помощью психолога сможет выбрать произведение для музыкальной терапии. Данная мера позволит снизить уровень стресса и напряжения среди школьников.

2.3. Проведение эксперимента «Влияние классической и современной музыки на умственные способности учащихся».

Для эксперимента мы составили три варианта задач на логическое мышление, подобрали музыкальные композиции. (Приложение 5)

Эксперимент проводили в 3 этапа. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки. Мы использовали музыкальную композицию Моцарта «Мелодия сердца». [5]

Тритий раз – задания выполняли при прослушивании. Во время решения логических задач ученики 4 класса «б» прослушивали композицию ХАБИБ «Ягода малинка»[6]Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов.

Сравнив полученные результаты мы получили следующие данные:

оказалось, что при прослушивании классической музыки результат верных ответов на 13% больше, чем при работе в тишине и на 32% больше, чем когда звучала современная мелодия. Делаем вывод: спокойная классическая музыка благотворно влияет на умственную деятельность человека, а современная мелодия не даёт возможности сосредоточитья.

Заключение

Музыка — это прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что музыка влияет на человека, полностью подтвердилась.

Из приведённых примеров и экспериментов, мы видим, что музыка непосредственно влияет на эмоциональное, душевное состояние человека, и более того, даже на его здоровье. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию.

Музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни.

Слушайте музыку правильно. И она никогда не принесёт вам вреда!

В нашем мире любое явление можно направить и в положительную, и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение.

Музыка имеет огромное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

Классическая музыка положительно влияет на организм человека. Она основана на звуках высокой (естественной) частоты, а также написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма.

Классическая музыка используется для лечения различных болезней.

Я выяснила, что одна музыка - лечит головную боль, другая - помогает от бессонницы и т. д. Узнала, что разная музыка влияет по-разному на человека. Например, классическая музыка может помочь человеку в лечении разных болезней и недугов, а современная музыка может повлиять на человека по-другому. В ходе исследования я узнала, что с помощью музыки можно избавляться от проблем и плохого самочувствия. Она может поднять настроение, это залог здорового образа жизни и здоровья во всём организме.

Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Библиографический список

1. Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке». Москва. «Просвещение», 1989

2. Ортега-и-Гассей Х. «Новое искусство», 1995

3. Онеггер А. - О музыкальном искусстве.

4. А. А. Зиннатова научная работа на тему «Влияние музыки на человеческий организм»

5. https://mp3fm.me/klassicheskaya/V-A-Mocart/Melodiya-Serdca/

6. https://www.youtube.com/watch?v=Rt2zZSaOFtw

7. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32203

Приложения

Приложение №1.

Рецепты музыкотерапии для избавления от наиболее частых проблем.

1. Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.

2. Уменьшают раздражительность и способствуют лечению бессонницы многие произведения Бетховена («Лунная соната», «Симфония ля минор», произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.

3. Для общего успокоения полезно слушать «Симфонию№6», часть 2 Бетховена, «Колыбельную» Брамса, Ave Maria Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена и «Свет луны» Дебюсси.

4. Снять симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.

5. Быстро избавиться от головной боли помогают «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Листа, сюита к драме «Маскарад» Хачатуряна и «Американец в Париже» Гершвина.

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности и настроения полезно слушать «Шестую симфонию» 3 часть Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Бетховена, «Прелюдию №1, опус 28» Шопена и «Венгерскую рапсодию №2» Листа.

7. Для уменьшения чувства обиды и озлобленности, а также зависти к успехам других людей специалисты рекомендуют слушать «Итальянский концерт» Баха» и «Симфонию» Гайдна.

И еще один полезный совет: прислушивайтесь чаще к своему организму и учитесь жить в гармонии с ним. И пусть музыка Вам в этом помогает

Приложение № 2.

Как лечиться музыкой?

Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:

1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.

2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.

3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.

4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

7. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы.

Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.

Приложение № 3.

Влияние различных нот на отдельные органы человека.

До - влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;

ре - на желчный пузырь и печень;

ми - на органы зрения и слуха;

фа - на мочеполовую систему;

соль - на функции сердца;

ля - легкие и почки;

си - на функцию энергообмена, согревая тело.

Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).

Приложение № 4.

Влияние различных музыкальных инструментов

на отдельные органы человека.

- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";

- пианино (фортепиано) очищает щитовидную железу;

- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;

- флейта очищает и расширяет легкие;

- арфа гармонизирует работу сердца;

- виолончель благотворно действует на почки;

- цимбалы "уравновешивают" печень;

- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.

Публикации по теме:

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Ученическая исследовательская работа «Влияние электромагнитных волн на всхожесть семян пшеницы» .

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Конспект профилактического занятия для подростков «Влияние привычек на здоровье человека» Конспект занятия «Влияние привычек на здоровье человека» Подготовила психолог Д. В. Матяшова 2019г Профилактическое занятие.

Консультация для педагогов «Арт-терапевтическое воздействие музыки на человека» "Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. " В. М. Бехтерев Виднейшие древнегреческие философы.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Влияние музыки на человека»
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 07:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Влияние музыки на человека»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Безматерных (УИ 828970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД