Папки-передвижки

Исследовательская работа «Воздействие музыки на человека» (1 часть)

вероника георгиева
Исследовательская работа «Воздействие музыки на человека» (1 часть)

Музыка – это стенография чувств.

Л. Н. Толстой

Введение

Музыка сопровождает нас с самого раннего детства. Музыка прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и навсегда в ней осталась. Мы слышим её повсеместно и везде, она звучит и в праздники, и в горе. Музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.

Публикация «Исследовательская работа „Воздействие музыки на человека“ (1 часть)» размещена в разделах

В нашей повседневной жизни возникает много стрессовых ситуаций: контрольные работы, объемные домашние задания, конфликты с родителями, с учителями и одноклассниками. В связи с этим у меня возник такой вопрос – можно ли с помощью музыки при стрессовых ситуациях улучшить своё эмоциональное состояние? Этот вопрос и побудил меня к исследованию данной темы. Исследованием воздействия музыкального искусства на организм человека и формирование духовного мира занимаются учёные всего мира и в наше время. Поэтому тема моей исследовательской работы «Воздействие музыки на человека» является актуальной и сегодня. Данная работа посвящена исследованию основных музыкальных стилей и их влиянию на эмоциональное состояние человека и конкретно на учащихся нашей школы.

В ходе работы была выдвинута проблема – как наши музыкальные предпочтения влияют на состояние нашего организма.

1. Цель исследования :

Изучить влияние музыки на эмоциональное состояние человека.

2. В процессе написания исследовательской работы выдвинула следующую гипотезу:

предполагаю, что музыка обладает силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях.

3. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить литературу, интернет-информацию по истории целебного воздействия музыки.

2. Узнать, что такое музыкотерапия?

3. Выяснить, что лежит в основе музыкального воздействия.

4. Разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся четвёртых классов с целью изучения влияния музыки на эмоциональное состояние.

5. Сравнить, через прослушивание, влияние музыкальных произведений различных направлений на эмоциональное состояние школьников.

6. Провести эксперимент.

7. Разработать и выпустить буклет «Музыкальная аптечка».

4. Методы исследования :

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Анализ.

3. Метод сравнения.

4. Поисковый метод.

5. Иллюстрационный метод.

6. Метод анкетирования.

7. Метод: воздействие музыки через цветовую гамму.

5. Объект исследования :

Эмоциональное состояние человека.

6. Предмет исследования :

Музыкальные произведения различных направлений.

7. Форма продукта исследовательской деятельности :

Буклет «Музыкальная аптечка».

Ожидаемый результат:

исследовательская работа будет способствовать:

повышению уровня знаний по истории целебного воздействия музыки;

информированности в области музыкотерапии;

использованию полученной информации на практике;

Практическая значимость:

проведённый анализ позволит использовать результаты исследования для создания в школах специально оборудованных кабинетов, где каждый учащийся с помощью психолога сможет выбрать для себя произведение для музыкальной терапии. Что позволит снизить уровень стресса и напряжения. Данный теоретический материал может быть использован на уроках музыки, направленных на здоровый образ жизни. Буклет «Музыкальная аптечка» может быть использован любым для улучшения эмоционального состояния. Благодаря исследованию, ребята смогут ориентироваться в мире музыки, руководствуясь не только своими предпочтениями, но и полученными знаниями.

1. Из истории врачевания музыкой. Музыкотерапия

О благотворном влиянии музыки знали давно, ещё в глубокой древности. Из Ветхого Завета известно, что царь Давид игрой на арфе исцелил депрессию у царя Саула. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле.

Музыкальные инструменты использовали колдуны, маги, шаманы. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов - шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал :музыка может создавать определённое настроение и влиять на эмоции, усиливать любую радость, успокаивать печаль, изгонять болезни, смягчать боль.

На Руси для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза использовали мелодию колокольного звона. Современные учёные объяснили это тем, что колокольный звон обладает ультразвуковым и резонансным излучением, которые способны моментально уничтожить большинство вирусов и возбудителей опасных болезней.

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла солдат, придавала бойцам силу и бодрость, помогала легче переносить разлуку с близкими, вселяла веру в победу.

Известный русский хирург академик Борис Васильевич Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Позднее научно было доказано, что музыка способна повышать или снижать уровень кровяного давления, участвовать в газообмене, ЦНС, воздействовать на глубину дыхания, ритм сердечных сокращений и практически на все процессы жизнедеятельности. Кроме того, в ходе специальных экспериментов было установлено влияние музыки на воду и на рост растений.

В настоящее время в Китае, в аптеках можно обнаружить музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.

Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор.

Он создал методику «музыкальной терапии» и успешно применял её.

«Музыкотерапия» в переводе с греко-латинского означает «лечение музыкой».Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно лечит не только тело, но и душу человека.

В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия стала новым, эффективным методом лечения. Появились современные, в первую очередь компьютерные, технологии.

На основе представленных литературных источников и материала Интернет-сайтов можно сделать следующие выводы:

достоинствами музыкотерапии являются :

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,

более нагрузочных и отнимающих больше времени.

2. Влияние музыки на человека

В первую очередь прослушивание музыки влияет на эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека.

Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека.

Факторы воздействия музыки на состояние человека : ритм, индивидуальное восприятие, громкость.

Физиологическое воздействие музыки на человека основанона том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм.

Все наши органы имеют свой определенный ритм, частоту колебаний. Этот ритм, как и отпечатки пальцев, у всех разный.

Влияние музыки на здоровье объясняется воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма.

Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, давление, температуру, снимает напряжение.

Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под неё. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца.

При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости.

В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны.

Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие.

Ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие.

Танец — это отличное терапевтическое средство. Движения под звуки музыки нормализуют обмен веществ, работу сердца и сосудов, повышают иммунитет. Поэтому правильно подобранная мелодия благоприятно воздействует на больных людей и ускоряет выздоровление.

3. Факторы воздействия музыки на состояние человека

В целом, понятие «правильной» и «здоровой» музыки формируется из довольно реальных понятий. Прежде всего, это ритм и громкость мелодии.

Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише. Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.

Зато, когда мы начинаем слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс. И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы.

Влияние музыки разной частоты на поведение и людей изучали многие ученые. В частности, специалист из Израиля Уоррен Бродски наблюдал за студентами, которые ездили по улицам виртуального города под музыку разной частоты. В итоге он выяснил, что с увеличением темпа музыки, водители чаще выезжали на красный свет и попадали в ДТП. И в целом у них было в два раза больше шансов попасть в автокатастрофу, чем у любителей медленных записей.

Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость.

Канадскими учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ. В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала. Недавно были опубликованы и исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США, которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники.

В итоге были сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки таким образом при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям, и к взрослым. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.

Впрочем, помимо громкости и частоты звучания на показатель «качественности» и «полезности» влияет и абсолютно субъективный фактор – индивидуальное восприятие музыки конкретным человеком.

Дело в том, что одну и ту же музыку разные люди воспринимают по-разному. Поэтому и воздействие одной и той же композиции на разных людей будет совершенно разным. И для кого-то разрушительным воздействием будут обладать и детские песни, а кто-то сможет лечить бессонницу, прослушивая шансон или хип-хопа. Одним словом, главное, чтобы музыка нравилась. Тогда мозг перестанет тратить энергию на негативные эмоции, что положительным образом скажется на общем состоянии и поможет достичь полного умиротворения.

4. Воздействие классической музыки на состояние человека

Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали её душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна.

Всеми своими составляющими: ритмически, мелодически, гармонически, классическая музыка упорядочивает нарастающую путаницу жизни, вносит в её понимание ясность. Она мягко, но всевластно противостоит катастрофически растущей в обществе без духовности, ожесточению, утрате нравственных, а порой и смысл жизненных ориентиров.

Моцарт – один из музыкальных гениев.

Произведения Моцарта универсальны, многочисленные исследования показали, что они активизируют практически все участки коры головного мозга - при этом улучшают внимание, память и математические способности, обостряют слух и зрение они рекомендуются для снятия стресса, от головной боли. Причём лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название «эффект Моцарта».

Так же целительную силу признают за произведениями таких композиторов как Вивальди, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси, Шуман и многих других.

В Японии были протестированы музыкальные произведения композиторов 115 стран для определения особенностей их влияния на слушателей. Оказалось, самые полезные для человека – миниатюры П. И. Чайковского «Времена года». Именно эту музыку «Русскими народными песнями», японцы рекомендуют сердечникам, как профилактическое и восстановительное средство. А если послушать одну из самых популярных пьес этого альбома – «Баркарола» (песня лодочника). Композитор вложил в неё свои личные переживания, и нас, слушателей, мелодия завораживает. Или из этого же альбома – «Апрель. Подснежник». Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий. Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.

Особенности восприятия классической музыки :

Повышение эмоциональной активности человека;

Повышение умственных способностей;

Воспитание;

Лечение.

5. Воздействие современной музыки на состояние человека

Проблема современной школы — это и физическое, и психическое здоровье детей, а урок музыки — один из помощников в её решении. Сейчас подростки повально увлечены рок - и реп - музыкой.

Она звучит через стены квартир, у подъездов домов, её пытаются петь, танцевать, под эту же музыку едят и делают уроки. В школе на перемене ребята «скачивают» друг у друга поп-музыку со своих мобильных телефонов.

Что происходит с психикой, здоровьем в то время, когда мы слушаем музыку?

Как привлечь сверстников к познанию, пониманию другой, «высокой музыки»? Как научиться слушать и разбираться в разных музыкальных жанрах, стилях? По известной формуле: от «простого» — к «сложному»! Иначе: от «лёгкой» музыки — к «серьезной», классической.

Разные источники дают очень интересную информацию о влиянии музыки на живые организмы.

Полезна не только классическая музыка. Тяжелый рок тоже способен лечить. Хирурги и терапевты, например, часто используют в своей практике композиции группы “Пинк Флойд”.

Но музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага.

Российские учёные провели исследование наиболее агрессивных образцов рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.

Частота основного ритма композиции «Дип Пёрпл»«Дым над водой «от двух до четырёх герц. Такие скачки при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.

Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».

Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.

Особенности восприятия рок-музыки :

Побуждение к действию;

Выплеск недовольства и злобы;

Свобода, раскованность, выражение своего мнения.

Нарекания в отношении рок-музыки во многом обоснованы. Но, в то же время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Яичные загадки»Исследовательская работа «Яичные загадки» Исследовательская работа "Яичные загадки" Введение В нашей семье все увлекаются кулинарией и любят смотреть специальные программы по кулинарному.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Консультация для педагогов «Арт-терапевтическое воздействие музыки на человека» "Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. " В. М. Бехтерев Виднейшие древнегреческие философы.

Детская исследовательская работа «Замечательный нос»Детская исследовательская работа «Замечательный нос» Здравствуйте! Меня зовут Дарья. Сегодня я расскажу вам о носе. Взрослые постоянно говорят: «Дыши носом. Дыши носом». Вот у меня возник вопрос:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Воздействие музыки на человека» (1 часть)
Опубликовано: 13 июня 2023 в 13:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД