людмила волкова
Исследовательски-творческий проект, природоохранная акция «Не рубите ели…», для детей подготовительной к школе группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: исследовательски – творческий.
Срок: краткосрочный (2 недели)
Место проведения: МБДОУ №173 – детский сад комбинированного вида
Участники: воспитанники и родители группы компенсирующей направленности «А»
Формы реализации проекта: организованная образовательная деятельность, экскурсия, наблюдения, акция, консультация, выставка, литературная гостиная.
Проблема: каким образом предотвратить вырубку молодых елей под Новый год?
1.Актуальность и важность проекта
Публикация «Исследовательски-творческий проект, природоохранная акция „Не рубите ели…“, для детей подготовительной к школе группы,» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Огромное значение в настоящее время придается экологическому образованию
подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первые
эмоциональные впечатления о природе.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умение сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться. И поэтому, главной целью педагогов в этой области является: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к окружающей природе; к себе и к людям как к части природы; к видам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности педагога и детей. Для этого взаимодействия используются разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в природе, поисковая деятельность, моделирование, рисование на экологические темы, мастер-классы, беседы, а также экологические праздники и досуги.
Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную, самостоятельную деятельность.
Скоро Новый год, и снова встанет вопрос покупки на пару недель живого дерева для декорации. Елочка – символ и неотъемлемый атрибут этого радующего взрослых и детей праздника. Жаль, что многие пытаются приобрести этот «символ» путем самостоятельной вырубки деревьев в запрещенных местах. Этим они не только
наносят ущерб природе, но и вредят себе накануне такого прекрасного события, ведь нарушителям может грозить не только штраф, но и уголовное наказание.
А кто-то выберет пластиковую, разборную ёлочку, кто-то сделает выбор в пользу установки в комнате вместо традиционной ёлки небольшого букетика из еловых или сосновых веток. Кто-то нарядит ель, стоящую недалеко от дома или дачи.
Есть люди, которые идут дальше в защите красавицы ели. Так в нашем детском саду мы решили разработать проект «Не рубите ели…».
Вся наша работа будет направлена на сохранение хвойных деревьев не только на территории ДОУ, но и за его пределами. В рамках проекта в течение двух недель декабря будут организованмастер-класс по изготовлению искусственных елей. Кроме того будет организована образовательная деятельность для дошкольников где детям расскажут о том, как ель стала главным новогодним атрибутом в России, и как можно сделать зеленую красавицу из подручных материалов, не прибегая к вырубке живых деревьев. Будет вестись просветительская работа для родителей с целью пропаганды бережного отношения к объектам природы.
2. Цели и задачи проекта.
Основной целью данного проекта является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.
Задачи:
расширение представлений о хвойных деревьях, о значении их в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; об их взаимосвязи с окружающей средой;
знакомство со стихами, песнями, загадками о елочке;
развитие у детей познавательной активности, психических процессов;
активизация и обогащение их словаря;
воспитание любви к русской природе, бережного отношения к ней;
способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры, гармонизация семейных отношений.
3. План реализации проекта
- практический этап;
- заключительный этап.
Подготовительный этап.
1. Подборка художественной литературы и изготовление брошюры «Вот так елочка краса»
2. Подборка физкультминуток в картотеку: «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».
3. Изготовление и применение в работе дидактических и коррекционно-развивающих игр:
“Найди сходство и отличие”;
“ Собери ёлочку” (пазлы)
«Найди самую высокую елку»,
«Сделаем бусы на елку»,
«Огни на елочке»
4. Подвижные игры:
“Раз, два, три к ёлочке беги”,
«Найди пару – высокая и низкая елочка»,
«Какие бывают елки».
5. Предполагаемые результаты.
1. Сформированность у детей и их родителей чувства бережного отношения к природе Тульского края.
2. Развитие творческих способностей у детей и их родителей.
3. Обогащение активного словаря детей через художественные произведения.
4. Активизация родительской общественности во взаимодействии с ДОУ.
5. Создание в группе атмосферы праздника
5. Предварительная работа с детьми
Проблемные вопросы Учебные вопросы
-Что мы знаем о елке? -Какую роль играет ель
в жизни человека?
-Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? -Как можно помочь сохранить ели?
-Почему у елочки колючие иголочки?
-Зачем нужны ели?
Рабочий план реализации проекта.
Подготовительный этап
1 Изучение нормативно-правовой базы экологического воспитания 1-я неделя декабря Руководитель проекта
2 Определение содержания, форм и методов организации работы 1-я неделя декабря Руководитель проекта
3 Изготовление дидактических игр, подборка физкультминуток, подвижных игр, атрибутов, изготовление костюмов. 1-я неделя декабря Руководитель проекта, родители воспитанников
4 Подборка литературных произведений для детей и выпуск брошюры «Вот так елочка краса…» 1-я неделя декабря Руководитель проекта, родители воспитанников
5 Опрос среди родителей группы на тему «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?» декабрь Руководитель проекта
6 Анализ организационного периода и оценка готовности к началу реализации проекта. 1-я неделя декабря Руководитель проекта
Практический этап
(организованная образовательная деятельность)
1 Экологическое образование
Экскурсия к елке на территории ДОУ– наблюдение (цель - формировать у детей представление о живой елке,способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев) 14.12.2012 35 минут
Руководитель проекта
2 Мир в котором я живу
Беседа «С кем дружит ель?» (цель - формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены) 21.12.2012
35 минут Руководитель проекта
3 Развитие речи
Беседа «Елочка-елка лесной аромат»
расширить знание детей по теме «Деревья», елка – хвойноедерево;учить составлять описательный рассказ; учить понимать и пользоваться в речи предлогами под, на,
между. 16.12.2012 Руководитель проекта
4 Аппликация
«Елка-дружилка» - коллективная работа. Цель: воспитывать у детей интерес к жизни елочек, понимания необходимости сохранения их целостностей 17.12.2012 Руководитель проекта
5 Ручной труд
«Зеленая красавица» - творческое конструирование из бумаги в технике "Оригами" (цель – формировать доброжелательное отношение к елочкам) 23.12.2012 Руководитель проекта
Практический этап
(рефлексия и эмоциональный настрой)
1 Украшение елки на территории детского сада. Прогулка в первой половине дня22.12.2012 Руководитель проекта, воспитанники ГКН «А»
2 Инсценировка сказки для младших групп
«Как звери елку спасали»,
Автор литературного текста Волкова Л. Б. Вторая половина дня,
23.12.2012 Руководитель проекта, воспитанники ГКН «А»
3 Распространение листовок «Сохрани лесную красавицу» среди прохожих на территории детского сада на прогулке во второй половине дня. Прогулка, вторая половина дня, 24-25.12.2012 Руководитель проекта, воспитанники ГКН «А»
4 Участие в выставке рисунков в рамках ДОУ на тему «Наша елка высока…» 2-я половина декабря Руководитель проекта, воспитанники ГКН «А»
5 Участие в выставке «Мастерская Деда Мороза» в рамках ДОУ «Елка своими руками» 4-я неделя декабря Руководитель проекта, воспитанники ГКН "А", родители
Работа с родителями
1 Изготовление папки – передвижки «Пять преимуществ искусственных елок перед живыми». 21-22.12.2012 Руководитель проекта
2 Консультация для родителей «Циклические наблюдения за елкой» 24.12.2012 Вторая половина дня Руководитель проекта
3 Составление творческих рассказов «Сказка о елочке» 14-21.12.2012 Родители совместно с детьми
Взаимодействие с сотрудниками ДОУ
1 Мастер-класс для педагогов ДОУ «Елка своими руками» 20.12.2012 Руководитель проекта, педагоги ДОУ
Заключительный этап
1 Мониторинг по итогам проведенной работы 4-я неделя декабря Руководитель проекта
2 Опрос среди родителей группы на тему «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?» 25.12.2012 Руководитель проекта
3 Оформление результатов проектной деятельности Конец декабря Руководитель проекта
4 Награждение участников дипломом «Юный эколог МБДОУ №173» По окончании проета Зам. зав. по УВР Скопинцева Л. В., руководитель проекта
7. В результате проведенной работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, а также родителей детей.
Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – хвойным деревьям.
Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Вывод:
В работе с детьми мы добились поставленной цели. Мои воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, о ее значении в природе и жизни человека. Считаю, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению.
Проведение подобных акций - это привлечение общественности к проблемам экологического воспитания подрастающего поколения, значительные улучшения экологической обстановки, что дает возможность воспитать у дошкольников чувство восхищения природой своей Родины и будет способствовать гражданскому воспитанию. В проекте принимали участие все желающие из числа воспитанников и их родителей, педагогов ДОУ.
Реализуя данный проект, мы помогаем себе и окружающим понять, что в любом возрасте можно что-либо изменить, если не в мире, то в своем дворе, детском саду, городе.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
После реализации проекта работа будет продолжаться по всем направлениям деятельности. Предполагается сохранить его достижения. Ежегодно планирую работу по уходу за зелеными красавицами, посадку хвойных деревьев, проектную и научно-исследовательскую деятельность.
11. Эффект проекта в долгосрочной перспективе
Данный проект поможет улучшить экологическую обстановку в городе, создать благоприятные условия для жителей.
Знания и практические умения, приобретенные воспитанниками в ходе реализации проекта, способствуют развитию интереса к научной работе. Таким образом, проект становится составной частью воспитательно- образовательного процесса ДОУ. Он позволит добиться значительного улучшения качества образования и воспитать поколение, способное обеспечить благополучное общество и выжить в условиях современной экономической обстановки в мире.
12. Методическое обеспечение, литература и электронные образовательные ресусы
1. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие/ Под. Ред. Л. Н. Прохоровой. М. : 2003
2. Прогулки в детском саду. Старший дошкольный возраст: Методическое пособие / под. Ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. -М. :2010.
3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : 2001.
4. nsportal.ru., dohcolonoc.ru, detsadclub.ru., maam.ru