Светлана Вильданова
Исследовательски-творческий проект «Вода в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательски-творческий проект "ВОДА В НАШЕЙ ЖИЗНИ"
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Волшебница вода»
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : исследовательски-творческий
Срок реализации: сентябрь-август
Руководитель проекта : старший воспитатель
Творческая группа: воспитатели, учитель-логопед ; музыкальный руководитель
Публикация «Исследовательски-творческий проект „Вода в нашей жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Участники проекты : педагоги, дети, родители ДОО
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений через поисково-познавательную деятельность. Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.
Задачи проекта :
I. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы (воду) для гармоничного развития личности.
II. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о неживой природе.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах нашего региона.
III. Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Методы исследования :
• Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования
• наблюдения, экологические экскурсии
• обсуждение ситуаций;
• опыты, эксперименты.
• Познавательное чтение.
• Конкурсы и викторины, экологический КВН.
• Природоохранные акции.
• Продуктивная деятельность.
• Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
• Ведение календаря природы.
• Коллекционирование.
• Экологические выставки и экспозиции.
• Инсценировки и театрализации.
• Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
• Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Необходимое оборудование:
• Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов.
• дневники наблюдений
• алгоритмы опытов и экспериментов
• методические рекомендации по проведению опытов
• картотека опытов и экспериментов
• познавательная литература
• глобус
• экологические игры
• Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»
Гипотеза исследования :
Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?
Этапы реализации проекта
Подготовительный – срок: сентябрь.
Цель: Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.
Основной – срок: октябрь-июнь.
Цель: систематизировать знания детей о воде, охране водных ресурсов, бережному отношению к воде, организовать родителей и детей для совместной деятельности создания проекта.
Заключительный – срок: июль, август.
Цель: подготовка презентации.
Продукты проекта
• Книжки-малышки «Все о воде».
• Фотовыставка «Если б не было воды, не купались в речке мы».
• Альбом «Этика поведения около водоемов».
• Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду».
• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».
План реализации проекта
Младший дошкольный возраст
Познавательное развитие:
Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды», «В гости капелька пришла», «Для чего нужна вода?», «Жить нельзя нам без воды».
Исследовательская деятельность :
опыты с водой (Приложение 1)
наблюдение за дождем из окна и на прогулке за капелью;
игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».
Наблюдение за аквариумными рыбками.
Дидактические игры «Рыбалка», «Пазлы», «Куда можно налить воду?».
Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».
Речевое развитие:
Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.
Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.
Социально-личностное развитие: Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.
Дидактические игры «Купание куклы», «Песенка воды», «Рыболов»
Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу)», «Угостим кукол чаем».
Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.
Физическое развитие
Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».
Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».
Физминутка «У лесного родничка».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Аквариум».
Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», «Весенняя капель», «Снежинка»
Конструирование «Лодочка».
Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».
Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».
Отстукивание на металлофоне капели.
Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Ребенок – исследователь»
Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
На заключительном этапе:
1. Подведение итогов проекта.
2. Выставка детских работ.
3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».
4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»
Средний дошкольный возраст
Познавательное развитие
Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?», «Волшебница вода», «Путешествие в страну комнатных растений», «Кому нужна вода?», «Цветные льдинки»;
Исследовательская деятельность :
опыты (Приложение 2)
атмосферные осадки;
«Откуда образовалась лужа?»;
«Зачем растениям вода?»;
работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике;
дидактические игры «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку»;
беседа «Из чего состоит снег?»;
рассматривание снежинок;
Речевое развитие
Чтение рассказа «Как люди речку обидели?»
Беседа «Чистота та же красота»
Игра «Подскажи словечко»;
беседы «Вся ли вода полезна?», «Берегите воду»,
Социально-личностное развитие
Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы»;
сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»
Физическое развитие
Подвижные игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки»
Утренняя гимнастика «По морским волнам».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Осенний дождь», «Поменяем воду в аквариуме», «Хочу быть здоровым»
Аппликация «Готовим обед»
Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)
Игра на металлофоне «Капельки дождя»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории»
Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность»
На заключительном этапе:
1. Подведение итогов проекта.
2. Выставка детских работ.
3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».
4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»
Старший дошкольный возраст
Познавательное развитие
Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом», «Водоемы России», «Дождик-дождик, подскажи!», «Вода-водица, поможет, и умыться, и напиться». «Круговорот воды в природе», «Поможем воде стать чистой»
Экспериментальная деятельность:
опыты с водой (совместно с педагогом составление плана эксперимента) (Приложение 3)
«Что такое роса?»
«Почему летом идет дождь, а зимой снег?»
«Путешествие тучки»
КВН «Вода вокруг нас».
Викторина «Что? Где? Когда?» ( тема: «Явления природы»
Создание альбома «Такая разная вода»
Ведение дневника наблюдения за погодой
Беседы «Кто такие ученые?», «Кто такие исследователи, что такое опыты, эксперименты?», «Помощница вода», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»
Составление таблицы-схемы «Где в природе есть вода», «Для чего человеку нужна вода».
Моделирование «Круговорот воды в природе».
Речевое развитие
Беседа «Планета в опасности», «Как вода попала в кран?», «Зачем горб верблюду?»,
Придумывание рассказов «Путешествие на море».
Чтение: «Жила была река» Н. А. Рыжова.
Рассказ «Поэзия дождя»
К. Паустовский.
Рассказ «Как Ромка переходил через ручей»
М. Пришвин.
Игры: «Я знаю»; «Выбери нужное».
Загадки о воде.
Социально-личностное развитие Сюжетные игры «Стирка», «Семья», «Готовим обед»;
Физическое развитие
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мельница», игры с водой, игры со снегом.
Комплекс утренней гимнастики «Ручеёк, река, море»,
«Цепочка»
Художественно-эстетическое развитие
Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя.
Рисование: «Осенний дождь», «Река зимой»
Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
Лепка «Подводный мир».
Конструирование «Мост через реку»
Музыкальный праздник «Праздник веселой воды»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников»
Конкурс рисунков «Такая разная вода».
Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Участие в совместном празднике «Праздник веселой воды»