Лучший педагог года

Исследовательский проект для детей старшей группы «Я лук-волшебник и друг»

Марина Викторовна Алимова
Исследовательский проект для детей старшей группы «Я лук-волшебник и друг»

Исследовательские проекты для ребёнка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие новых явлений. Явлений, известных взрослым, но не известных конкретному малышу.

Проекты детей старшего дошкольного возраста очень просты. Например, в своей группе мы с детьми работали над экологическим проектом –

«Я ЛУК – ВОЛШЕБНИК И ДРУГ»

Вид проекта : исследовательско-познавательный проект для детей средней группы.

Публикация «Исследовательский проект для детей старшей группы „Я лук-волшебник и друг“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : долгосрочный (7 апреля - 30 апреля)

Участники исследовательской деятельности : дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта – создание и организация регулярной работы по развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Развивать у детей навыки познавательной деятельности. Формировать представления детей о строении растения (лука).

2. Развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

3. Расширять и обогащать знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений.

4. Развивать умения детей самостоятельно сравнивать, обобщать и делать выводы, применяя ранее полученные знания.

5. Развивать память, логическое мышление и творческие способности детей.

6. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

7. Воспитывать сознательное отношение к труду и бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

• доказательство влияния факторов неживой природы на жизнь растений;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

• формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

• воспитание бережного отношения к окружающей природе;

• развитие эмоциональной сферы ребенка, любознательности и устойчивого интереса;

• усвоение материала посредством соответствующих вопросов, выполнение определенных заданий;

• фиксация ответов детей и поиск «запланированных» ответов вместе с детьми.

К концу исследования воспитанники должны знать:

• влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений;

• значение лука как продукта питания;

• требования условий к посадке и выращиванию;

Должны уметь:

• применять технологию выращивания лука;

• выполнять наблюдения за ростом и развитием лука;

• сравнивать растения по высоте, анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности :

Создание альбома «Рост и развитие зеленого лука»;

Выставка детских работ «Я Лук – волшебник и друг».

Основной механизм реализации проекта :

Проведение серии регулярных наблюдений естественно - научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

1. Подготовительный этап

• Осуществление проекта с начала совместного выбора темы проекта;

• Рассматривание детьми посадочного материала (величина, форма, окраска);

• Создание проблемно – игровой ситуации с целью поиска ответов на вопросы: «Что мы должны сделать вначале? Что потом? Помогут ли нам факторы неживой природы (свет, тепло, вода, земля) вырастить лук?»;

• Подборка стихов, загадок, поговорок и игр о луке;

• Создание схем;

• Создание буклета для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».

2. Основной этап (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях:

• работа воспитателя с детьми;

• работа с родителями.

Работа воспитателя с детьми

После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал и оборудование для исследований. Моей задачей было научить детей понимать, что природные факторы (свет, вода, тепло, земля) необходимы растениям для роста и развития. Выделяла главное, рассказывала о последовательности проведенной работы:

Что делали вначале? Какие действия производили (рассматривали, сажали, ухаживали? Что получилось в результате?

Продуктами деятельности оформляли очередную страницу альбома под названием «Рост и развитие зеленого лука».

Работа с родителями:

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о значении исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка, о проекте, его целях и задачах. Провела консультацию «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями о растениях, иллюстрированными и доступными детям.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет;

- Рассказ о пользе лука;

- Что можно приготовить с луком?

Большую помощь оказали родители в приобретении посадочного материала и посуды для посадки культуры. Помогли детям разучить загадки, поговорки, стихи о луке.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

3. Заключительный этап

Продуктом исследовательской деятельности детей стал альбом : «Рост и развитие зеленого лука» с результатами нашей исследовательской работы.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о значении природных факторов (свет, вода, тепло, земля) для растений.

Главный итог этой работы развитие коммуникативно - познавательных навыков детей. Дети провели настоящее исследование, получили навыки проведения экспериментальной работы.

Мероприятия по реализации проекта

Познавательно-речевое развитие

1. Вводная беседа на тему «Знакомимся – наш друг Лук; «Как вырастить лук?» Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить лук, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

Беседа на тему «Польза лука».

2. Чтение сказки «Чипполино», разучивание загадок и потешек о луке.

3. Знакомство с факторами неживой природы – свет (рост растения); температура (источник тепла – солнечное излучение); вода (значение воды для растений).

Художественно-эстетическое развитие

1. Рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Овощи»;

2. Лепка из соленого теста «Наш друг – Лук;

3. Рисование «Зеленый лук»;

4. Прослушивание потешек, разучивание загадок, чтение сказки.

Социально-коммуникативное развитие

1. Хороводная игра «Огород»;

2. Дидактическая игра «Что, где растет?»;

3. Настольная игра «Что растёт в огороде?», «А что было потом?»

Исследовательская работа

- Посадка лука в горшки.

- Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, полив и одинаковые температурные условия.

- Наблюдение за ростом и развитием лука в течение 7 недель.

- Анализ результатов за неделю. Выводы.

- Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

Материалы:

• Семена лука;

• Ящик для высадки семян лука;

• Фотоаппарат.

Исходя из выше изложенного, могу сделать вывод, что метод проектов способствует :

• актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;

• стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;

• реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;

• является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести его по ступеням роста от проекта к проекту.

В заключении отмечу, что, проектная деятельность, способствовала:

* развитию мышления, воображения, фантазии, давала возможность детям раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке;

* учила быть добрым другом, заботливым и умным защитником всего живого на Земле.

Публикации по теме:

Календарь природыКалендарь природы Наблюдение в природе– это специально организованное воспитателем, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Современные формы работы с детьми Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми; -интегрированная образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект для детей старшей группы «Я лук-волшебник и друг»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 23:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД