МААМ-картинки

Исследовательский проект по истории «Минотавр: миф или реальность?»

Бондарева Татьяна
Исследовательский проект по истории «Минотавр: миф или реальность?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа

имени В. С. Иванченко»

Гайского городского округа Оренбургской области

Исследовательский проект по истории.

Минотавр с острова Крит-миф или реальность?

Выполнил:

Юмагулов Артем

ученик 5 класса

Руководитель:

Бондарева Татьяна Евгеньевна - учитель

истории и обществознания

первой квалификационной категории

2020 г

Публикация «Исследовательский проект по истории „Минотавр: миф или реальность?“» размещена в разделах

Содержание

Введение…. 3

Глава 1 Мифология как наука неизведанного…. 4-6

1.1. Что такое миф…. ….4

1.2. Виды мифов….…. 5-6

Глава 2 Греческая мифология …. 7-12

2.1. Социологический опрос обучающихся …. 7

2.2. Миф о Тесее и Минотавре ….8-9

2.3. Современные исторические и археологические исследования…. …. 10-12

Заключение….13

Список литературы…14

Приложение…15-20

Введение.

Нет на Земле другой такой культуры, подарившей человечеству столько мифов и легенд, как греческая. Каждый образованный человек еще из школьной программы помнит истории о Дедале и Икаре, семи подвигах Геракла, Прометее, давшем людям огонь… И ни для кого не является секретом, как называется остров с лабиринтом Минотавра.

Тема моего исследования : Минотавр с острова Крит - миф или реальность?

Я очень люблю читать мифы Древней Греции. Первый миф из истории Древней Греции, с которым я познакомился, стал миф о Минотавре, и мне стало интересно, а могла ли эта история происходить на самом деле. Основная проблема исследования состоит в том, что в настоящее время нелегко найти литературу по толкованию мифов Древней Греции. Большинство литературных источников рассчитано на узких специалистов.

Цель исследования : выяснить, может ли миф о Минотавре быть реальной историей.

Задачи исследования :

Узнать что такое миф;

Познакомиться с мифом о Минотавре;

Изучить исторические источники разных лет и данные археологических раскопок и узнать, есть ли доказательства реальности мифа о Минотавре;

Провести анкетирование среди учащихся школы, знакомых с мифом и выяснить их отношение к этой истории

Гипотезы исследования : возможно, что мифы придумали для развлечения детей в древние времена, и они являются выдумкой от начала и до конца.

допустим, что мифы это изначально реальные истории, которые с течением времени обросли несуществующими подробностями. Объекты исследования : Минотавр, Лабиринт.

Предмет исследования : миф о Минотавре и его интерпретации историками, учеными и археологами разных лет. Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению мифов Древней Греции. Уникальные и разнообразные по своим видам мифические истории составляют значительную часть мировой культуры.

Методы исследования :

1. Изучение мифа о Минотавре.

2. Изучение мнений специалистов о данном мифе.

3. Чтение специальной литературы: энциклопедии, книги, статьи из интернета.

4. Анкетирование.

1.1. Что такое миф.

Слово «миф» в переводе с языка древних греков означает «сказание» или «предание».

Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий, в этих текстах человек пытался найти объяснение непонятных ему явлений, поэтому первый и важнейший жанровый признак – единство рационального и иррационального начал.

Мифы Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Что же такое мифы? Это произведения, созданные фантазией народа. Мифы - это народные сказания (приложение 1)о легендарных героях, богах, явлениях природы и чудесных существах. Изображая богов и героев, древние греки воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человека. Мы находим в мифах Древней Греции примеры благородства, отваги, крепкой дружбы и нежной любви, но рядом же – жалкая трусость, жадность, коварство и вероломство. В мифах Древней Греции есть одна особенность. В центре внимания здесь не происхождение мира и его дальнейшая судьба, и не борьба между богами и титанами. Главное – это отношения богов и людей.

1.2. Виды мифов.

Принято выделить несколько видов мифов:

Этиологические. Представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Конечно, этиологическая функция в целом присуща большинству произведений жанра, но есть определенная группа мифов, в которых именно эта особенность играет главенствующую роль. Чаще всего такие мифы встречаются у первобытных жителей планеты Земля и с развитием цивилизации они постепенно стали менее популярны. Примером может служить греческий миф об Арахне, талантливой ткачихе, которая была наказана богиней Афиной за горделивость и обращена в паука, обреченного вечно плести свою паутину.

Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса. У многих народностей присутствует своя космогоническая картина мира, но можно выявить и сходные моменты. Например, греки верили, что в Хаосе самозародились первые божества, Уран и Гея, которые и создали остальной мир и его жителей.

Антропогонические. Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.

Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник. Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах, планетах, Луне и Солнце. Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.

Календарные. В них древнее сознание пыталось найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.

Героические. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов, с примерами которых мы познакомимся позднее. Представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Таковы подвиги Геракла, Тесея, Персея и других персонажей из греческого (приложение 2)мифотворчества. Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света. Встречаются такие у многих народов. В понимании особенностей сознания представителей той или иной цивилизации особую роль играют миф и мифология. Виды мифов отличаются многообразием, но схожие сюжеты нередко встречаются у различных народов, которые географически были разобщены друг от друга. Эту странность исследователи пытаются разгадать уже много лет, но пока нет четкой гипотезы с достоверными аргументами.

2.1. Социологический опрос обучающихся.

Для того чтобы узнать что думают мои одноклассники о возможном существовании Минотавра мною было проведено анкетирование. Оно показало следующие результаты:

Вопросы анкетирования Всего опрошено Ответ "да" Ответ "нет"

Знаете ли вы миф о Минотавре?15 человек 10. 5

Верите ли вы в то, что эта история могла произойти на самом деле? 0. 15

Верили ли вы, что в основе этой истории есть реальные факты? 14. 1

Таким образом, мы видим, что и древние философы, и мои современники, не отрицают изложенных в мифе событий. Древние греки заменяли образ Минотавра, жестоким человеком, удачливым в сражениях, убитым царем Афин. А учащиеся нашей школы, в большинстве верят, что в основе мифа есть реальные факты.

2.2. Миф о Тесее и Минотавре.

Первый миф с которым я познакомился на уроках истории был миф о Тесее и Минотавре (приложение 3). Однажды, в небольшом городе Афины, собрались спортсмены со всего Средиземноморья, чтобы состязаться в разнообразных спортивных дисциплинах. Это был прообраз Олимпийских игр. Среди участников был и царевич Андрогей, сын царя Крита Миноса. Андрогей был лучшим во всем: в беге, в метании снарядов, пении. Это очень огорчило и задевало остальных участников. Они затеяли драку и убили царевича.

Когда новость дошла до Миноса, он пришел в ярость и жаждал отмщения. Царь Минос решил покарать афинян самым жестоким образом: они будут жертвами для Минотавра. Минотавр (др. -греч., бык Миноса) — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка. Минотавр стал изощренным наказанием, посланным Посейдоном минойскому правителю за отказ принести в жертву богам прекрасное животное. Жил в построенном Дедалом Кноссийском лабиринте, куда ему бросали на пожирание преступников.

Критский флот прибыл к берегам Афин, и жители услышали ультиматум. Минос потребовал, чтобы афиняне присылали в жертву Минотавру по семь юношей и семь девушек каждые девять лет. Несчастных сажали на корабль, который увозил их в последнее путешествие на Крит,где их поджидало ужасное, кровожадное чудовище. Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. В третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по жертвам Минотавра. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани убив Минотавра. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем, пообещав возвращаясь сменить черный парус на белый, чтобы издалека возвестить отца о своей победе. Он принес жертву Аполлону-Дельфинию - покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему совет оракула, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту, и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит. Корабль счастливо прибыл к острову. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею; она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в Лабиринте, растерзанный Минотавром. Ариадна дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток. Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа конец нити и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, постепенно разматывая клубок, чтобы найти обратный путь. Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, он по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек. У выхода их встретила Ариадна; она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод. Теперь нужно было позаботиться и о спасении от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, быстро отправился в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила. На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога. А корабль Тесея быстро несся на своих черных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернется в Афины. Эгей (приложение 4)ждал своего сына. Вперив в морскую даль глаза, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу. Это корабль его сына. Все ближе он. Эгей смотрит, напрягая зрение, - какие на нем паруса. Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса - черные. Значит - погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским. А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами, став десятым царем.

2.3. Современные исторические и археологические исследования.

Миф о чудовище, прибежищем которого является остров с лабиринтом, весьма живописен, однако каково реальное прошлое, и есть ли оно у этой истории.

Для ответа на эти вопросы я решил проанализировать два основных момента мифической истории : существовал ли Минотавр, и был ли на острове Крит лабиринт? Ведь древние люди считали, что лабиринт – это пристанище богов, жизнь – это дорога сквозь залы и комнаты мифического сооружения, тупик – смерть, а выход – это победа над смертью. Тогда более реалистичной может показаться теория, по которой Лабиринт - это символ. Тогда реальный Тесей, если он существовал, мог просто остаться в живых после какой-либо смертельной опасности, а реальная история об этом превратилась в миф о выходе из Лабиринта. О существовании лабиринта нам известно из древней мифологии, но факт остается фактом — к началу написания греками своей истории, строение Дедала уже было давно разрушено. Тогда каким он был, если его никто не видел и не успел описать? Если бы не Артур Эванс (приложение 5, английский археолог, мы бы этого никогда узнали. Он поехал туда искать иероглифическое письмо, увиденное им на печатях в Оксфордском музее. Ему стало известно, что их происхождение начинается именно с острова Крит. Археолог рассчитывал на быструю командировку, но его привлек холм Кефал (приложение 6, показавшийся ему подобием сугроба, как он предположил, над старым городом. Эванс не мог оставить это просто так и приступил к раскопкам, которые затянулись практически на 30 лет. А в результате он наткнулся не просто на город, а на целый дворец огромной площади. Столь важное событие произошло 23 марта 1900 года. Это и был тот самый Лабиринт, представляющий из себя причудливый комплекс построек, расположенных на разных уровнях, соединяющихся коридорами, и пересекающимися лестницами. Многие из них вели под землю, но основные сводились к одному большому двору. Освещение всего дворца было разным — где-то слишком яркое, а местами полумрак, что создавало ощущение какой-то мистичности. Примечательно, что во дворце есть ванны, система вентиляции, регулировка воздуха, канализация. А еще все здания были укреплены от землетрясений, так как возводились они с помощью чередования камня и дерева. Благодаря многолетним раскопкам и трудоемким восстановительным работам археологов стало возможным восстановление образа всего архитектурного комплекса. Двор размером 50 метров по ширине и длине, вымощенный камнем, был окружен различными строениями.

Каждый дворцовый этаж опирался на колонны, а между собой этажи переплетались монументальными лестницами. Там было невероятное количество залов, которые предназначались для празднования торжеств, и комнат для покоя самого царя и его царицы, а также для проживания прислуги: садовников, слуг, придворных дам. Также насчитывалось несколько мастерских, в которых работали ремесленники.

Командой Эванса были тщательно расчищены все стены дворца, что позволило увидеть древнейшие росписи. Ни одним художником того времени не было нарисована война, какие-либо бои или сражения. Напротив, очень много рисунков рассказывают нам о проводимых праздниках, выступлениях артистов, которые выполняют стойки, держась за рога быка. Эванс пытался разобраться, даже консультировался с испанскими тореадорами. По их мнению, схватиться за рога быка на бегу, да еще и выполнить переворот через его спину и при этом удержаться — фантастика, такое не под силу человеку. Однако для древних жителей это было развлечением! На стенах дворцовых комнат и вазах можно увидеть изображения двусторонней секиры, означающий связь местных жителей с религией. Похожие орудия были найдены в пещере, являющейся, согласно легенде, местом рождения Зевса. Такой топорик на греческом языке именуется «лабрис». Есть предположение, что именно от этого слова и появилось название дворца Миноса — Лабиринт. Сам по себе дворец напоминает какое-то хитросплетение из коридоров, бесконечных лестниц и переходов, различных сооружений. Такое строительство историки вполне логично объясняют — вряд ли оно было единоразовым. Скорее это результат постройки новых зданий поверх старых, которые со временем разрушались вследствие землетрясений и пожаров. Наши современники, кто воочию видел Кносский дворец, считают, что здание и было тем самым Лабиринтом. Но самое главное, что открытия Эванса дает возможность предполагать, что мифы и легенды о страшном быке вовсе не выдумка. Потому что практически все стены Кносского дворца покрыты хорошо сохранившимися фресками, на которых можно увидеть изображения быков. Подобные рисунки можно увидеть и на сохранившихся каменных и золотых сосудах: где-то бык изображен мирно пасущимся, где-то — в ярости несущимся со всех сил, а на некоторых — в виде сражений с греческими тореадорами. Можно встретить здесь изображения и существа с телом человека и головой быка. Как предполагают учёные, так критяне представляли себе могучего и свирепого Бога-Разрушителя, который насылал на Крит землетрясения и наводнения. В 1979 году профессор Питер Уоррен во время археологических раскопок в Кносском дворце сделал страшное открытие: в кувшинах нашли не только окаменевшие остатки зерна, съедобных улиток и прочего, но также большое количество человеческих костей. Исследовав эти кости, профессор пришел к выводу, что это не захоронения: этих людей убивали, чтобы принести в жертву ужасному Богу-быку, чтобы он больше не насылал на Крит землетрясения.

Исходя из этого, абсолютно точно можно сказать, что на острове существовал некий культ быка, но определить какая там была религия так и не удалось. В разнообразии найденных обломков, осколках и уцелевших строений не найдено ничего похожего на храм, хотя бы отдаленно. Возможно, что религия Крита не была столь властной и строгой, как скажем в Древнем Египте. Таким образом, мы можем сделать выводы о существовании на Крите Лабиринта и культа быка. Древнегреческий историк Филохор рассказывал о том, что царь Минос любил устраивать спортивные состязания, на которых в качестве приза выставлялись молодые афинские мальчики - рабы, до нужного времени содержавшиеся в темнице. Евсевий разделяет версию Филохора. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. В состязании Тавр побеждал всех соперников и лишал их жизни, принося в жертву Быку - богу, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками - рабами, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. до н. э. Платон в своих трактатах озвучивает версию, что Тавр не лишал жизни своих пленников, и они покидали Критский лабиринт Минотавра целыми и невредимыми. Древнеримский биограф и философ Плутарх также предполагал, что образ Минотавра утрирован, а в реальности это был реальный человек по имени Минос Тавр - боец, участвовавший в показательных схватках в Лабиринте.

Заключение.

Целью моего исследования был ответ на вопрос : может ли Миф о Минотавре быть реальной историей. Опираясь на вышесказанное, я могу сделать следующие выводы: Царь Крита Минос в то время был самым могущественным из царей, он победил окрестные народы и заставлял их платить ему дань, в том числе – присылать на Крит пленников. Критяне действительно поклонялись Богу-быку, о чём говорят многочисленные изображения быков на стенах Кносского дворца. Кносский дворец, правда, был очень запутанным, но не для того, чтобы никто не мог найти оттуда выход, а потому, что его много раз достраивали и перестраивали после землетрясений. Жители острова Крит называли этот дворец «Лабиринтом». Это название происходит от слова «лабрис», которое означает «двойная секира» — это оружие древних критян. То есть слово «Лабиринт» означает «Дом двойной секиры», и тем грекам, которые попадали в этот дворец, он казался таким огромным и запутанным, что вскоре лабиринтами стали называть места, в которых можно плутать до бесконечности, и не найти выхода. Минотавра на самом деле не существовало, но пленников действительно убивали и приносили в жертву по приказу царя, чтобы умилостивить грозного бога, и именно поэтому никто из них не возвращался обратно. Кносский дворец действительно был разрушен, но не потому, что Тесей убил критского бога, а произошло это в результате землетрясения. Таким образом, миф о Тесее и Минотавре – это не полностью выдуманная сказка, а переплетение правды и вымысла, легенда, основанная на исторических фактах. Первая гипотеза «Возможно, что мифы придумали для развлечения детей в древние времена» подтвердилась частично, так как мифы были созданы не только для развлечения и «пугания» детей, но и объясняли непонятные явления природы древним людям. Вторая гипотеза «допустим, что мифы это изначально реальные истории, которые с течением времени обросли несуществующими подробностями» - частично подтверждается на примере Древней Греции (действительно существовал о. Крит, лабиринт, царь Минос и т. д., но доказательства жизни мифических существ пока нет. Проведенное мною анкетирование также показало, что большинство опрошенных считают, что миф о Тесее и Минотавре, это не полностью выдуманная сказка, в ней есть реальное зерно. А значит в нашей с вами жизни, есть место чуду.

Список литературы:

Агбунов М. Подвиги Тесея. Издательство: "ОКФА" 1996 г.

Казелли Д. - Кносс. Загадка лабиринта Минотавра. Издательство Эгмонт, 2000 г.

Керн Г. Лабиринты мира. СПб. : Издательствово "Азбука-классика", 2007 г

Кун Н. А. Мифы и легенды древней Греции. Издательство: Мартин, 2015 г.

Паркер В. «Мифы и легенды. Вымысел и реальность» Издательство: "АСТ, Астрель, Кладезь" 2009

Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Исследовательский проект «История музея»Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект «Луковые истории»Проект «Луковые истории» .

Второй ребенок: мифы и реальность Если вы уже осчастливили себя появлением ребеночка, то понимаете, что завести ребенка, выносить, родить его,заниматься его воспитанием не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект по истории «Минотавр: миф или реальность?»
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 13:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД