Папки-передвижки

Исследовательский проект «Заповедные уголки нашего края. Шемякинская дача»

Екатерина Анжеурова
Исследовательский проект «Заповедные уголки нашего края. Шемякинская дача»

Введение

В тебе величье моего народа,

Его души бескрайние поля.

Задумчивая русская природа,

Достойная красавица моя!

В. Рождественский.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Знать свой край – его природу, историю - не менее важно, чем знать историю своего государства. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. В конечном итоге данный проект ориентирован на решение главной проблемы – это обогащение социального и духовно-нравственного опыта детей и взрослых посредством познания истории своего родного края.

Публикация «Исследовательский проект „Заповедные уголки нашего края, Шемякинская дача“» размещена в разделах

Природа является неотъемлемой частью окружающей жизни ребенка. Общение с природным материалом обогащает ребенка, деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Но нам, взрослым необходимо направлять процесс восприятия детьми природы. Мы должны помочь малышам увидеть красоту природы, которая окружает их в жизни, и научить, бережно относиться к ней. Тема проекта «Заповедные уголки родного края – «Шемякинская дача»» выбрана не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Вопрос изучения природы родного края является наиболее актуальным. Знакомство с особо охраняемой природной территорией «Шемякинская дача» позволит расширить кругозор и с любовью относиться ко всему, что нас окружает.

Цели проекта : Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи проекта :

Образовательные:

• формирование представление о взаимосвязях в природе;

• расширять и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края.

Развивающие:

• развивать способность детей высказывать свои суждения;

• развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.

• развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

• развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе, восприятие ее красоты и многообразия.

Продолжительность проекта : краткосрочный -1 месяц

Вид проекта : информационно-исследовательский

Методы и формы работы:

1. Наглядные методы: наблюдения, демонстрация.

2. Словесные методы: рассказ воспитателя, рассказ детей, беседа, чтение художественной литературы воспитателем.

3. Игровые методы: дидактическая игра, подвижная игра, загадывание и отгадывание загадок.

Ожидаемый результат:

• Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.

• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов деревьев.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Работа с родителями:

1. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

2. Разработка и подборка консультаций, методических рекомендаций по теме данного проекта.

3. Привлечь родителей для принятия в акции «Посади дерево»

Проект состоит из 3 этапов.

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

Постановка проблемы:

Рассматривая альбом «Природа нашего края», детей заинтересовал заповедник «Шемякинская дача», дубы-великаны, которые там растут. Почему «Шемякинская дача» - это заповедник? И что чем дубы в заповеднике отличаются от обычных дубов, которые мы видим лесах? Мы решили изучить этот вопрос.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться, приобретать экологические знания, испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту. Учитывая, что представления детей шестого года жизни об объектах природы и заповедниках родного края в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Заповедные уголки родного края». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Гипотеза:

Проект поможет глубже и ярче изучить заповедные места родного края, животный и растительный мир заповедных мест, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу. Улучшаться взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ.

Актуальность.

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. Экологическая проблема – это огромная проблема современного общества. И поэтому большое значение приобретает непрерывное экологическое образование и воспитание молодёжи, начиная с дошкольного возраста. Ведь именно им принадлежит будущее и судьба нашей хрупкой планеты.

Дошкольный возраст является первой ступенью в непрерывном экологическом образовании. Перед педагогами ставятся определё нные задачи: формирование экологической культуры, правильное отношение к природе, отношение к себе как части природы.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей шестого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения продолжают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой, с заповедными местами родного края. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности " Заповедные уголки родного края".

Этап 2. Подготовительный этап.

1. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

3. Подборка фотографий, слайдов, картинок, литературы.

4. Рисование на тему «Шемякинская Дача».

5. Рекомендации для родителей «Что мы знаем о заповедных уголках нашего края.

Основная часть.

Реализация проекта.

Объектом исследования выбран памятник природы – Шемякинская дача, который относится к особо охраняемым природным территориям Волгоградской области. Заповедник «Шемякинская дача» находится в хуторе Верхне-Соинский Урюпинского района Волгоградской области.

На территории Урюпинского района Волгоградской области расположено уникальное лесное урочище - так называемая «Шемякинская дача». Это лесной массив, площадь которого составляет 982 гектара. В настоящее время он включает в себя две балки – Виловатую и Коренную. А в 1967 году «Шемякинская дача» включала в себя пять балок: Коренную, Виловатую, Хуторскую, Бочаровую и Широкую, но с 1984г. в состав Коренной балки вошли Хуторская, Бочаровая и Широкая. В Коренной балке лес естественного происхождения, а в Виловатой - культура ясеня посадки 1898 года.

Шемякинский лес - естественное сообщество довольно сложного строения. Здесь три яруса деревьев. Первый из них состоит из высоких: дуба черешчатого, липы мелколистной, клёна остролистного, вяза гладкого.

Второй ярус - из деревьев меньшей высоты: яблони, груши дикой, черёмухи. И третий ярус - из кустарников, образующих подлесок. Нередко на деревьях можно встретить хмель - распространённую лиану широколиственных лесов.

Первые цветущие травы появляются в Шемякинском лесу очень рано. Это чистяк, хохлатка, гусиный лук. Ландыш, купена цветут в разгар весны. Летом в Шемякинской даче расцветает фиалка удивительная. Этот цветок поразителен тем, что сначала появляются цветы из подкорневых листьев, а затем начинает расти стебель фиалки. В середине лета цветущих растений в лесу меньше: под пологом зелени солнца им недостаёт. По днищам балок много сныти обыкновенной, крапивы двудомной.

Всего в «Шемякинской даче» учтено около 800 видов растений. На территории нашей области нигде, пожалуй, не встретишь такого разнообразия растительного мира, как здесь.

Шемякинская дача – это естественный лес, который занимает площадь около 12 км2. По данным А. Ф. Киреева (1967, возраст наиболее старых деревьев колеблется от 150 до 180 лет, а диаметр пней достигает 127 см.

Шемякинская дача является заказником, лес выполняет почвозащитные функции, формирует свой микроклимат, в нем находят убежище различные животные, и, наконец, само его существование представляет немалый интерес для науки.

Об этом дубовом лесе, который по старой памяти называется Шемякиной дачей, до сих пор ходят легенды. И как им не ходить, если лес рос еще до нашей эры, чему сохранились документы.

И немного истории.

После подавления казачьего восстания Кондратия Булавина в 1708 году Петр I забрал дубовый массив принадлежавший хоперским казакам в «государеву казну».

Екатерина II Указом от 30 сентября 1779 г пожаловала светлейшему князю Таврическому, генерал – аншефу Григорию Александровичу Потемкину около 200 тысяч десятин нетронутых сохой земель вместе с девственным лесом. В 1780 г Потемкин перевел сюда из своих имений Рязанской губернии 915 душ крепостных крестьян. А через три года светлейший князь продал за 170 тыс. рублей всех крепостных вместе с дарованными Екатериной II землями помещику капитану А. Н. Шемякину. По преданию купчую в качестве свидетелей подписали 19 генералов. Долгое время Шемякин владел этими землями и лесом, отсюда и название урочища.

Затем он перепродал их области Войска Донского. Позже лес принадлежал помещику Пухлякову, а с 1923 года лесные делянки стали продавать на корню с торгов. Над лесом возникла угроза исчезновения, и тогда в его защиту выступили лесники, объездчики-специалисты. Поход за спасение чуда природы возглавили лесничий Митрофан Кошеляев и бухгалтер Петр Кузубов. Благодаря их стараниям, Шемякину дачу в 1926 году объявили государственным заповедником. До сих пор сохранился столб, на котором была прибита доска с выжженной надписью: «Памятник Природы бывшей Коренной дачи Шемякинской, первого объезда, четвертого обхода».

Ниже по Хопру урюпинские дубравы переходят в знаменитые Слащевские дубравы и тянутся до самого устья реки. Это те самые дубравы, где после ухода из банды Фомина скрывался Григорий Мелехов. Шолохов дубравы описывал красиво и впечатляюще.

Нынче по-прежнему шумят шемякинские дубы, стройные, высокие, в два обхвата, стоящие вдоль дороги.

На территории Волгоградской области расположены три уникальных лесных урочища, а самое крупное из них — так называемая «Шемякинская дача», которая находится в Урюпинском районе. Она включает в себя леса пяти балок, сходящих, как в огромную чашу, в Шемякинскую долину. Этот район напоминает Туапсе или Сочи, но без морского пейзажа.

Общая площадь лиственного леса «дачи» составляет 1274 га. В долине расположен хутор Верхне-Соинский. Самой крупной из балок является Коренная— 993 га. В ней сохранились дубы-патриархи, возраст которых — 300—350 лет. Всего их 40. В остальных балках — Виловатой, Хуторской, Бочаровой и Широкой — лес сравнительно молодой. В них производились сплошные рубки. Лишь в Виловатой имеется искусственная посадка ясеня и дуба на площади 33 га (1898 г.).

В 1960 г. решением исполкома Волгоградского областного Совета депутатов трудящихся Шемякинская дача была объявлена памятником природы. В настоящее время лесоводы Урюпинского лесхоза проводят работу по охране и сбережению этих уникальных лесонасаждений, оберегают их от лесонарушителей, ведут рубки ухода и санитарные рубки, очищая древостой от сухостойных и больных деревьев. Это позволяет создавать в этом замечательном природном уголке атмосферу гармонии человека и природы.

В работе с детьми использовала разнообразные методы обучения: познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, слайдов, карт родного края, занятия-беседы познавательного характера. В уголке природы размещала различный природный материал. Дети учились различать их по внешнему виду, правильно называть. Использовали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами. В результате этой работы у детей складывались представление о природе родного края, её характерных особенностях. Учила детей отыскивать причины некоторых экологических явлений, устанавливать связи между экологией и природой родного края. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные зависит от жизнедеятельности человека.

Организовывала разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

Образовательные области Виды детской деятельности

Физическое развитие (здоровье) Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

П/ и: «Кукушка», «Волк во рву», «Воздух, земля, вода, огонь», «На лесной полянке».

Спортивная эстафета: «На болоте».

Физкультминутки: «Ветер дует нам в лицо», «Деревья»

Художественно-эстетическое развитие Стихи о природе родного края

Лепка: «Дерево»

Рисование: «Шемякинские дубы», «Природа родного края»

Аппликация «Дубы».

Конструирование из природных материалов совместно с родителями

Познавательное речевое развитие Дидактические игры: «Найди детёныша для мамы», «Собери животное», «Определи дерево по листочку», «Назови плод».

Экологическая мини-лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

НОД «Защитим природу» (формирование представлений о научной и трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев; проблемах экологии и охраны природы).

Беседы с презентацией о флоре и фауне заповедника Шемякинская дача; о деревьях заказника.

Рассказы педагога «Как заботиться о природе»

Отгадывание и загадывание загадок по теме.

Социально-коммуникативное развитие

Решение проблемных ситуаций «Что будет, если исчезнут все деревья?»; «Что ты можешь сделать, если увидишь пожар в лесу?»; «Как ты объяснишь другу, что нельзя рвать цветы из Красной книги».

Сюжетно-ролевые игры: «Поход в лес», «Зоолечебница», «Фотоохота».

Взаимодействие с семьёй. Создания макета «Шемякинская дача» совместно с воспитанниками и родителями.

Акция «Посади дерево».

Этап 3. Заключительный.

1. Итоговое занятие по теме «Шемякинская дача – памятник природы»

2. Оформление выставки детских рисунков «Дубы - великаны»

3. Создание практического материала для родителей: памятки, консультации.

4. Изготовление макета «Шемякинская Дача».

5. Подведение итогов

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Познавательно-творческий проект на тему «Деревья нашего края»Познавательно-творческий проект на тему «Деревья нашего края» Возраст:5-6 лет. Продолжительность проекта: долгосрочный. Актуальность. Анализ экологической грамотности детей показал, что они очень мало.

Проект «Деревья нашего края» Тема проекта: "Деревья". Срок реализации: 21 октября 2017 год - 21 апреля 2018 год. Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Проект «От росточка до пенёчка. Деревья нашего края»Проект «От росточка до пенёчка. Деревья нашего края» ТЕМА ПРОЕКТА: «От росточка до пенёчка» «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ» Автор: Чибисова Светлана Дмитриевна Цель проекта: Расширять представления детей.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» в старшей группе Воспитатель Смирнова Л. А. Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой,.

«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы Таисья Сагалакова «Птицы нашего двора» Тип проекта : познавательно- исследовательский Участники : воспитатели, дети, родители, бабушки.

Уголок патриотического воспитания и краеведения. Альбом «Заповедные места городов Пермского края»Уголок патриотического воспитания и краеведения. Альбом «Заповедные места городов Пермского края» Для обогащения патриотического уголка группы, проведения ознакомительных бесед о созданных природой примечательных местах был оформлен альбом.

Фотоотчет об экологической экскурсии «Заповедные места родного края»Фотоотчет об экологической экскурсии «Заповедные места родного края» Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на экскурсию по заповедным местам моего родного края. Карасукский район, самый южный район, Нашей области.

Экологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеЭкологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Тип проекта:информационный, групповой, краткосрочный- 1неделя. Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах,.

Заповедные места моего края. ФотозарисовкиЗаповедные места моего края. Фотозарисовки На левом берегу реки Малая Лаба, в месте ее слияния с рекой Уруштен расположен кордон Восточного отдела Кавказского государственного природного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Заповедные уголки нашего края. Шемякинская дача»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 21:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД