Получи документы

Исследовательский экологический проект «В гостях у травницы Аксиньи» (9 фото)

Светлана Коваленко
Исследовательский экологический проект «В гостях у травницы Аксиньи»

(изучение лекарственных трав Кубани)

Место проведения исследовательского проекта : специально выделенная зона экологической тропы в МДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейский район, групповая ячейка подготовительной к школе группы.

Сроки выполнения проекта: январь – май 2015 года.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с целебными растениями Краснодарского края, обобщить представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Публикация «Исследовательский экологический проект „В гостях у травницы Аксиньи“» размещена в разделах

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы МДОУ № 22, воспитатель, родители.

Задачи:

• Обобщить и систематизировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях Краснодарского края, их ценности для здоровья, правилах пользования.

• Закрепить представления о применении лекарственных трав Кубани в народной и традиционной медицине. Развивать познавательную активность.

• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения,экспериментирование.

• Наглядные: рассматривание иллюстраций, театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

• Словесные: беседы, чтение литературы,, объяснения, указания, словесные инструкции;

• Слушание музыки, просмотр видеоматериалов по теме.

Актуальность

Экологическое воспитание в детском саду – неотъемлемая часть общего образования дошкольников, способ развития у них потребности взаимодействия с природными объектами, желания сохранять природные ресурсы, изучая их.

Как нельзя представить население Земли без детей, так и невозможно представить нашу планету без растений. «Зеленый океан»планеты жизненно необходим всему живому на Земле. Эту мысль нужно доносить до подрастающего поколения с самых ранних лет, показывая на примерах,

чем может грозить исчезновение растительной среды.

В 2011 году на территории нашей дошкольной организации была создана экологическая тропа,одной из зон которой стала «Зеленая аптека» - специально выделенный участок, на котором высажены многочисленные лекарственные растения, произрастающие в Краснодарском крае.

Общеизвестно, что Краснодарский край – это буйство разнотравья и растительных раритетов! Поэтому изучение лекарственных растений Краснодарского края всегда было одним из самых увлекательных и богатым по содержанию мероприятием на всех ступенях развития дошкольников.

На сегодняшний день в нашем детском саду собран и систематизирован материал по посещению разнообразных зон экологической тропы ДОУ, однако «Зеленая аптека» пока остается мало изученной территорией в силу объективных причин: отсутствие накопленной методической базы по изучению лекарственных растений в детском саду, не созданы условия для изучения растений и проведения исследовательской деятельности.

Все это побуждает воспитателя, работающего над экологическим воспитанием старших дошкольников, уделить особое внимание этому вопросу и дополнить недостающее звено необходимым материалом.

Так пришло решение о разработке и внедрении исследовательского проекта с детьми подготовительной группы «В гости к травнице Аксинье».

Содержание проекта:

I этап.

1. Подбор методической литературы по теме проекта, создание проектной документации.

2. Мониторинг навыков и умений детей для выявления уровня знаний старших дошкольников в области экологической культуры и установления позиций ближайшего развития.

II этап.

1. Проведение серии ознакомительных бесед «Для чего нужна экологическая тропа в детском саду?», «Богатство растительного мира Краснодарского края», «Какие растения называют лекарственными?»

Цель: Обобщить знания детей о многообразии флоры города Ейска, как составляющей растительного мира Краснодарского края.

Исследовательский экологический проект «В гостях у травницы Аксиньи»

2. Проведение игр экологического содержания «Цветочный магазин»,

«Чего растению не хватает?», «Они нужны друг другу!», Угадай по описанию», «Кого вылечит растение?»

Общая цель: Закрепить знания, полученные в ходе изучения растительной среды Краснодарского края, уточнить взаимодействие насекомых, животных и птиц с растениями, подтвердить лечебные свойства некоторых растений и пользу применения их в современной медицине.

Фото «В гостях у травницы Аксиньи»

3. Просмотр лицензированных видеофильмов «Край ты мой Кубанский»,

«Приключения Карика и Вали», «Божий дар» и др.

4. Чтение литературных произведений:

• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

• Н. Павловой «Загадки цветов»,

• А. Плешаков «Зеленые страницы» и др.

• Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

«Движение воды по стеблю растения»

«На свету и в темноте»

«В тепле и холоде»

«Почему растения осенью вянут?»

«Наблюдаем, как растет ромашка» (зарисовки)

Общая цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло, систематизировать знания о циклах развития всех растений, развивать мышление, воображение, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Исследовательский экологический проект - фото

6. Мастер-класс для родителей «Использование лекарственных отваров как эффективного средства витаминизации детских блюд»

Фото №1 изучение лекарственных трав Кубани Место проведения

III этап

1. Наблюдение «Проращивание топинамбура»

Цели: Дать представление о природных свойствах, внешнем виде, особенностях роста топинамбура. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, стремление к достижению результата в ходе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам родного края.

Фото №2 Исследовательская деятельность исследовательского проекта специально выделенная зона экологической тропы в МДОУ ДСКВ города Ейска МО Ейский район групповая ячейка подготовительной к школе группы

2. Приготовление отваров и лекарственных смесей по старинным казачьим рецептам (исключительно в ознакомительных целях, без употребления детьми).Составление картотеки лекарственных трав Кубани.

3. Целевая прогулка к зоне экологической тропы «Зеленая аптека»

Цели: Рассмотреть территорию произрастания лекарственных растений, определение места посадки конкретных растений в зависимости от светолюбивости и степени полива. Закрепить правила ухода за растениями в «Зеленой аптеке», основные правила безопасного пребывания на экологической тропе. Развивать навыки земле – и природопользования, трудовые умения. Воспитывать коммуникативные качества и устойчивый интерес к изучению растительности Краснодарского края.

Фото №3 Сроки выполнения проекта январь май года

5. В самостоятельной деятельности:

Лепка: «Лекарственный пион»

Аппликация «Цветущий луг»

Рисование «Календула», «Цикорий»

Ручной труд «Гербарий лекарственных растений»

Конструирование из природного материала «Рокарий для цветов»

Слушание музыкальных отрывков : старинная казачья песня «Ты скажи мне, где цветы?», «Вальс цветов» П. И. Чайковский,» Полевые цветы»Р. Паулс, А. Ковалев,Ю. Чичков «Волшебный цветок» ,«Это называется природа»и др.

Фото №4 Цель проекта создание условий для ознакомления детей с целебными растениями Краснодарского края обобщить представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека

6. Цикл тематических занятий «В гостях у травницы Аксиньи»

Общая цель: систематизировать знания о произрастании, внешнем виде и полезных свойствах отдельных лекарственных трав Кубани. Развивать умение составлять описательные и творческие рассказы с опорой на модульные схемы, иллюстрации и по представлению. Воспитывать любовь к природным богатствам Кубани и бережное к ним отношение.

7. Познавательно – исследовательская деятельность в Кубанской комнате

«Милости просимо до моей хаты!»

Цель: Расширять знания о быте и традициях ведения дворового хозяйствования на Кубани. Закрепить знания о способах выращивания, уходе за лекарственными травами и технологии приготовления целебных отваров и фиточаев. Развивать коммуникативные качества,творческую инициативность, артистизм. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Фото №5 Публикация Исследовательский экологический проект В гостях у травницы Аксиньи размещена в разделах Исследовательская деятельность Кукла Травница Куклы обереги

IV этап.

1. Проведение КВН с участием родителей «Зеленое море Кубани»

2. Фотовыставка «Цветы необычайной красоты»(макрофотография)

3. Защита проекта на педагогическом совете.

4. Презентация проекта в рамках IX Регионального открытого конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»(муниципальный этап)

Фото №6 Народные тряпичные куклы Народные куклы

Ожидаемые результаты:

Дети получат первоначальные представления о лекарственных травах, произрастающих на территории Краснодарского края, их внешнем виде, особенностях строения, способах произрастания.

Научатся систематизировать знания и получать новые с помощью исследовательской деятельности, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Поймут ценность природного окружения, богатства флоры родного края, ее пользы в медицине и поддержании экологического баланса в целом.

У детей будет воспитана любознательность, поисковая активность, привиты навыки экологического сознания и бережного отношения к окружающей природе.

Продукт проекта:

I этап:

Подбор методической литературы по теме проекта, создание проектной документации.

Мониторинг навыков и умений детей для выявления уровня знаний старших дошкольников в области экологической культуры и установления позиций ближайшего развития:

II этап:

Ознакомительные беседы с участниками проекта «Для чего нужна экологическая тропа в детском саду?», «Богатство растительного мира Краснодарского края», «Какие растения называют лекарственными?»

Проведение игр экологического содержания:

Чтение литературных произведений по тематике проекта:

Опытно – исследовательская деятельность:

1.«Движение воды по стеблю растения»

2.«В тепле и холоде»(ветки Облепихи крушиновидной)

Мастер-класс для родителей «Использование лекарственных отваров как эффективного средства витаминизации детских блюд «

III этап :

Наблюдение за ростом и развитием лекарственных растений на экологической тропе.

Проведение исследовательской деятельности «Свойства лекарственных трав»

Изучение строения и особенностей внешнего вида в самостоятельной деятельности детей (свободное рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

Фотовыставка «Цветы необычайной красоты» (макрофотография)

Познавательно – исследовательская деятельность в Кубанской комнате

«Милости просимо до моей хаты!»

Заключение

Исследовательская проектная деятельность в ДОУ – достаточно новая форма работы с детьми, но на сегодняшний день одна из самых интересных и продуктивных. В данном исследовательском проекте дети осознали необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанную на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Литература:

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2010. – 160 с.

2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2012. – 159 с.

3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2011. – 240 с

4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М. : Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3

Публикации по теме:

Конспект занятия «Таинственный мир лекарственных трав» Цель: поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность. Задачи:.

Консультация для родителей на тему «Лечение и профилактика простуды и гриппа с помощью лекарственных трав Татарстана» Сейчас включишь телевизор, а по телевизору то и дело показывают рекламу всяких зарубежных лекарств… А ведь наши предки в деревнях и сейчас.

Автор публикации:
Исследовательский экологический проект «В гостях у травницы Аксиньи»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 20:30
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД