Лариса Лютова
Исследовательско-творческий проект мини-музея «Родник»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из актуальных проблем в воспитании детей – это проблема патриотического воспитания. Понятие это очень емкое. Оно включает в себя воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, родной природе; воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, государственной символике, общенародным праздникам. Нельзя отказаться ни от одной из этих задач. Они все важны и находятся в тесной взаимосвязи, расширяют и дополняют друг друга. Патриотическое воспитание осуществляется комплексно: в повседневной жизни детей, через все виды деятельности.
Публикация «Исследовательско-творческий проект мини-музея „Родник“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родник. Все о родниках для детей
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах детей семена любви к семье, дому, родному городу, истории и культуре родного края и страны. Возможности такого воспитания:
* актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города;
* воспитание начал патриотизма и гражданственности совместно с семьей;
* развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, любви к семье, городу, стране, развитие национального самосознания;
* вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы.
В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают ребенка со своей семьей, народом, городом, страной.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование и развитие нравственных и патриотических чувств.
ЦЕЛЬ: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией по основным направлениям: «Моя малая родина» (семья, дом, детский сад, «Мой город», «Родной край», «Россия – Родина моя», «Символика города и страны», «Народные истоки». Раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников и родителей на основе создания мини-музея. Способствовать самопознанию и саморазвитию всех участников проекта на основе приобщения к традиционной культуре родного края.
ЗАДАЧИ: создать условия для воспитания у детей любви к своей семье, городу, интереса к истории родного края и страны; уважения к культуре своего народа и других народов. Приобщить детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Воспитание граждан и патриотов своей страны. Формирование нравственных ценностей, потребности изучать историю и культуру своего народа. Развитие интереса к доступным детям явлениям социальной действительности.
ОСНОВА: создание в группе мини-музея.
ПРОЕКТ : долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети, родители.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – постановка цели, сбор материала (семейных фотографий, открыток с видом города и других городов России, игр по ознакомлению с городом, подборка стихов, книг по теме и др.). Разработка плана проекта.
2 ЭТАП - разработка проектов : «Моя малая родина» (семья, детский сад, дом); «Мой город», «Родной край», «Наша Родина – Россия». Включение занятий в план-схему проекта.
3 ЭТАП – презентация проекта в виде экскурсии по мини-музею.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. В младенчестве и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь формируется его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, идеалы, ценности влияют на его дальнейшую судьбу. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. Активное взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, его внутреннему миру.
В связи с тем, что мы работаем с особенными детьми, имеющими какие-либо отклонения в психическом развитии, любой материал педагогического процесса стараемся подавать, используя нетрадиционные методы и приемы. Вот и представления нравственно-патриотического воспитания мы решили дать своим воспитанникам через чувственные отношения к родственникам.
Сначала мы определили для себя следующие задачи:
1. Донести до понимания родителей значение действенности и силы семейного воспитания, его несопоставимость даже с высококвалифицированным воспитанием в детском саду и в школе.
2. Повысить эффективность взаимодействия родителей с детьми для воспитания в них нравственно-патриотических чувств.
Работу проводили поэтапно.
Первый этап – организационный.
Методы работы
• анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания;
• мониторинговое обследование семейного положения родителей;
• анализ анкетирования.
Второй этап – творческий.
Начали работу по формированию у детей интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи. Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома». Именно с его помощью дети смогли составлять своеобразные рассказы о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных делах и заботах, увлечениях, буднях и праздниках.
Экспонаты в альбоме мы меняли по темам: «Мой день рождения», «Наш Новый год», «Мамин праздник», «Мой папа», «Летний отдых», «Мы в Саратове живем».
Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического древа. На родительском собрании с участием детей познакомили их с этим понятием. Заранее подготовили дидактический материал: альбом с семейными фотографиями, изображение дерева. Было предложено родителям и детям продолжить работу дома, изобразив генеалогическое древо семьи с правильным расположением членов семьи на нем.
Очень заинтересовала нас всех такая форма работы, как создание семейного герба. Каждая семья создала свой герб с символической передачей традиций семьи. Выполняя совместную работу, находясь в тесном контакте, сопереживая в ходе деятельности, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих предках. А узнав, научились любить и уважать историю своей семьи. Так у детей формировалось чувство гордости, добросердечности, дружелюбного отношения к своим членам семьи.
Формированию интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи мы использовали разнообразные формы работы:
• беседа «Моя семья»;
• дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);
• беседа «Моя мама, мой папа» (расширение представлений о родителях);
• дидактическая игра «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе и своей родословной);
• беседа «Отдыхаем всей семьей»;
• встреча с близкими людьми: «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям);
• дидактическая игра «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими);
• дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?» (закрепление умения детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями);
• беседа «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);
• беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);
• беседа «Хозяйство семьи» (знакомство детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями по дому).
Третьим этапом стала организационная выставка генеалогических древ и семейных гербов, обмен впечатлениями о совместной работе.
Воспитательная ценность данных форм работы помогла нам подвести детей к пониманию связи между членами семьи, осознанию значимости действенного проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудило и упрочило в детях чувство благодарности, уважения к родителям и старшим членам семьи.